Дождь: Непредсказуемая переменная…

Впереди три финальных этапа сезона, три Гран При, которые назовут имя чемпиона, определят расстановку сил и поставят точку в истории 59-го чемпионата мира. Борьба напряженная, плотность результатов на сухом асфальте невероятна - даже на сложной семикилометровой трассе в Спа четырнадцать гонщиков уместились в секунду на второй квалификации.

Впрочем, в Формуле 1 есть одна переменная, которую невозможно учесть заранее – дождь. В октябрьском номере британского F1Racing опубликован материал Стюарта Кодлинга о дождевых гонках, о том, что чувствуют гонщики и как принимаются решения, от которых в этом году может зависеть имя обладателя титула и Кубка Конструкторов. Говорят, одна из трех оставшихся гонок будет дождевой. Скоро узнаем...

Гонка в пустоту. Больше нет привычных ориентиров, к которым привязаны точки торможения, за машиной соперника сплошная пелена брызг, а небольшая лужа может выбросить вас с трассы. Вы не можете затормозить, не рискуя получить удар сзади. Страх и смелость, границы размыты.

«Да, действительно бывает страшно, но я люблю этот страх», - говорит Адриан Сутил. - «Выброс адреналина в кровь - неотъемлемая часть Формулы 1. Вы слушаете мотор, пытаетесь представить точку торможения - дальше метра ничего не видно. "Вот, кажется, поворот" - вы смещаетесь с траектории, чтобы не подставить машину под удар, и внезапно видите соперников, которые тормозят перед вами. Возглас удивления и аккуратное нажатие на педаль тормоза… Я говорил с Льюисом, ему нравится гоняться под дождем, но многим кажется, что это слишком опасно».



Гран При Германии'68
на старом Нюрбургринге, погода больше подходила для уток, чем для машин. Джеки Стюарт выиграл четыре минуты у финишировавшего вторым Грэма Хилла. Обогнав Хилла и Эймона на первых кругах, Стюарт понял, что обычное преимущество лидера на мокрой трассе - отсутствие брызг, на этот раз ничего не меняет - туман ограничил видимость до сорока метров. Джеки стартовал со специальной защитой на руке, которую прописали медики после неприятной аварии за рулем Формулы 2 в Хараме. Они не рекомендовали ему садиться за руль в ближайшие пять месяцев, но эту гонку до сих пор считают одной из лучших в Формуле 1, показателем уникального мастерства гонщика.

Дженсон Баттон: "Главная проблема дождевой гонки - непредсказуемость, к этому невозможно привыкнуть, это нельзя отработать заранее. Уровень сцепления с трассой меняется от поворота к повороту, от круга к кругу, вы обязаны ждать сюрпризов. Чтобы в таких условиях быть быстрым, нужно тонко чувствовать машину и состояние трассы, контролировать сцепление с асфальтом и постоянно корректировать ритм прохождения круга. Говорят, у меня получается, но я не могу объяснить, почему. Я не знаю.

Вы чувствуете обратную связь от руля, иногда можете рассмотреть отдельные лужи, но когда впереди машина соперника, из-за брызг не видно даже руля - в такой момент вы должны полностью, на 100%, полагаться на свои ощущения. В отдельные мгновения гонщик не контролирует ситуацию, это непривычно для Формулы 1 и совершенно нормально для дождевой гонки. Нужно максимально аккуратно управлять машиной, дозировать усилие на педаль газа, адаптировать обороты двигателя и выбирать передачу. У трасс разные дождевые траектории, иногда условия очень жесткие - несколько сантиметров в сторону, и сцепление радикально меняется из-за крошек изношенной резины".

Марк Уэббер: "Самый острый вопрос, который всегда обсуждается после финиша - участки с аквапланированием и количество брызг. Удивительно, в этом году в Сильверстоуне всё прошло нормально, на трассу даже не выезжала машина безопасности. Гонщики поставили шины для сильного дождя, и они сработали".

Шины Extreme Wet, о которых говорил Марк, очень эффективны, когда нужно выбросить избыток воды из пятна контакта, однако они мгновенно изнашиваются на подсыхающей трассе, особенно в быстрых поворотах, когда возникает риск перегрева. Именно поэтому гонщики любят и часто используют промежуточный состав - он не столь эффективен, но более универсален, хотя и не в любой ситуации. Вовремя проведенная смена шин может решить судьбу гонки, мы видели, как Рубенс Баррикелло поднялся на подиум в Сильверстоуне, рискнув поставить Extreme Wet. Но кто принимает эти решения? Насколько надежен прогноз, которым располагают команды?

Росс Браун: "Большинство команд использует погодный радар, чтобы наблюдать за изменениями ситуации. Он даёт минимальный резерв времени, помогает подготовиться, и это лучше, чем пытаться угадать - в этом случае у вас просто нет шансов. Случайный успех возможен, но в большинстве случаев вы проиграете. Хорошее выступление в дождевой гонке - это комбинация удачи с наукой. Есть несколько принципов. Первый - слушать то, что говорят гонщики. Находясь на трассе, они лучше чувствуют малейшие перемены. Когда у вас есть гонщики с опытом Рубенса или Дженсона, на их советы следует полагаться.

Но, когда трасса начинает подсыхать, инициатива должна исходить от команды - у инженеров есть информация, если кто-то из гонщиков уже сменил шины, они видят время на круге и стабильность поведения машины".

Так, что же определяет результат на мокрой трассе? Гонщик? Момент смены шин? Команда? Ответа нет - лужи появляются и исчезают, не спрашивая разрешения и без оглядки на авторитетов. Даже чемпионы могут оступиться... Фернандо Алонсо в Фудзи'07, Ален Прост в Сан-Марино'91, Найджел Мэнселл в Монако'84, Джим Кларк на Нюрбургринге'66. Независимо от того, насколько вы хороши, на мокрой трассе от успеха до поражения лишь одно неаккуратное нажатие на педаль газа...

Текст: . Источник: Стюарт Кодлинг. F1Racing
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.