В конце 1953 года одна из команд объявила об уходе из Формулы 1, ссылаясь на большую стоимость выступлений, которая могла ещё больше возрасти в случае прихода Mercedes-Bens в 1954-м. Поговаривали и о возвращении в гонки Alfa Romeo, которая доминировала с 1946 по 1951 года. Учитывая возможные проблемы, Энцо Феррари заявил о возможном уходе из гонок, если условия не станут более выгодными. Пятьдесят лет спустя история повторилась.
Проблемы, возникшие у Ferrari больше полувека назад, характеризуют отношение автопроизводителей к Формуле 1. С одной стороны крупные компании приносят большие деньги, повышают имидж и маркетинговый потенциал чемпионата, с другой – они решают собственные задачи, и могут покинуть Формулу 1 в любой момент. Есть ли риск, что вслед за Honda и BMW с чемпионатом расстанутся и другие автопроизводители? Компенсируют ли потенциальную нестабильность их инвестиции?
В начале 2000-х автопроизводители начали активную экспансию в Формулу 1. Компания Ford выкупила частную команду Джеки Стюарта, преобразовав её в Jaguar Racing, тогда же Toyota начала подготовку к дебюту, Renault купила Benetton, а Honda, BMW и Mercedes уже присутствовали в роли поставщика моторов, рассматривая покупку акций команды или смену владельца. В результате все, кроме Mercedes, завладели действующими командами – это было выгодно, и только Toyota создавала команду с нуля, заплатив FIA стартовый депозит в 48 миллионов долларов.
Интерес автопроизводителей был очевиден – Формула 1 пришла на Ближний и Дальний Восток, в календарь вернулся этап в США, что положительно сказалось на маркетинговом потенциале чемпионата – можно было отказаться от других гоночных серий, инвестировать в команду Формулы 1, и добиться большего охвата аудитории. Успех в легендарном чемпионате доказывал технологическую компетентность, а победа над другими производителями становилась свидетельством преимущества марки. К тому же, автопроизводители привели в Формулу 1 новых спонсоров и корпоративных клиентов, заполнивших вип-трибуны и Paddock Club.
В 2006-м четыре команды полностью находились под контролем автопроизводителей – BMW Sauber, Honda, Renault, Toyota, прибавьте к этому списку Ferrari и долю Mercedes-Benz в команде McLaren. Ford покинул чемпионат, но уход остался незамеченным после решения руководства BMW о покупке Sauber и чемпионских титулов Renault, доказавших эффективность схемы приобретения и реформирования команды.
Однако, как ночь следует за днём, за подъёмом неизбежен спад. В 1977-м Renault начала революцию, предложив турбированный 1.5-литровый мотор, за появлением которого началась «гонка вооружений», подобные двигатели могли себе позволить только обеспеченные команды, а частникам приходилось довольствоваться атмосферными и менее эффективными Cosworth. Потом многие автопроизводители ушли, закрыв финансирование разработок из-за снижения затрат, и турбомоторы были запрещены ради сокращения скоростей и расходов.
В 2000-м «гонка вооружений» началась вновь. Расходы резко возросли и Формула 1 быстро подошла к критическому порогу, когда затраты превышали прибыль от маркетинга, особенно этот эффект был очевиден для команд, которые оказались недостаточно конкурентоспособны, чтобы побеждать.
Кроме того, автопроизводители играли двойную роль: владельца команды, заинтересованного в прогрессе, и титульного спонсора, инвестиции которого зависят от результатов. Частная команда может лишиться спонсора из-за неудачных выступлений, но найдёт другого, когда ситуация изменится к лучшему. Автопроизводители в этой ситуации попадали в затруднительное положение, когда один-два неудачных сезона могли привести к закрытию программы – сокращение финансирования не позволяло добиться прогресса, а отставание в темпе развития машины приводило к ещё худшим результатам – замкнутый круг.
Показательно недавнее заявление BMW об уходе – запланированных результатов добиться не удалось, а борьба в хвосте пелотона приносила престижному бренду больше вреда, чем пользы. Подобные причины были и у Honda, хотя японский концерн покинул чемпионат, сославшись на экономический кризис. Автопроизводителям нужны победы и маркетинг, если нужного эффекта нет, программа может быть свёрнута в любой момент.
Следующие кандидаты на расставание с чемпионатом – Toyota и Renault. Mercedes в этой ситуации менее уязвим, немецкая компания – лишь один из акционеров McLaren, кроме того, они поставляют моторы. Honda и BMW клиентские моторы не поставляли, а у Toyota и Renault есть клиенты, которые добиваются больших спортивных успехов, чем заводские команды. Впрочем, все действующие команды подписали Договор Согласия, гарантировав своё выступление до 2012 года, хотя формально это не связано с юридическими обязательствами.
Вероятно, Toyota и Renault останутся, ограничившись сокращением бюджета команд или, в крайнем случае, формы собственности, оставив за собой роль поставщика моторов и спонсора, инвестиции которого зависят от результатов и маркетингового эффекта. Такой сценарий многим кажется предпочтительным – сотрудники команд будут работать без прессинга со стороны руководства концернов, а производители не будут вмешиваться в процесс, предоставив технические ресурсы и спонсорское финансирование. При этом их команды смогут вести переговоры и с другими спонсорами, формируя необходимый бюджет…
История выступлений действующих автопроизводителей в Формуле 1
BMW | |
1982 - 1987 | Поставщик моторов: Arrows, ATS, Brabham и Benetton |
2000 - 2005 | Поставщик моторов: Williams |
2002 - 2009 | Заводская команда |
Ferrari | |
1950 - настоящее время | Заводская команда |
1991 | Поставщик моторов: Minardi |
1992 | Поставщик моторов: Dallara |
2006 - 2009 | Поставщик моторов: Force India, Red Bull Racing, Spyker и Toro Rosso |
Mercedes | |
1954-1955 | Заводская команда |
1994 | Поставщик моторов: Sauber |
1995 - настоящее время | Поставщик моторов и акционер McLaren |
2009 | Поставщик моторов: Brawn GP и Force India |
Renault | |
1977-1985 | Заводская команда |
1983-1986 | Поставщик моторов: Ligier, Lotus и Tyrell |
1989-1997 | Поставщик моторов: Benetton, Ligier и Williams |
2002 - настоящее время | Заводская команда |
2007 - 2009 | Поставщик моторов: Red Bull Racing |
Toyota | |
2002 - настоящее время | Заводская команда |
2007 - 2009 | Поставщик моторов для Williams |