О вундеркиндах

SJaguar, он же Эльмир Валеев. Один из постоянных читателей F1News.Ru, добровольный автор большинства послегоночных обзоров в нашем форуме и призер конкурса прогнозов 2000 года. Регулярно пишет аналитические статьи для сайта и если не все нам подходят по стилю, то по грамотности исполнения никаких претензий не бывает.

В последние годы всё активнее муссируются разговоры о чрезмерном омоложении Формулы 1 и недостаточной подготовке новичков. В то же время вот уже несколько лет подряд некоторые дебютанты объявляются "новыми Сеннами" и "Шумахерами". Вспомнить Вурца, Баттона, Хайдфельда, Монтойю... На сколько верно первое и второе? На этот вопрос я и попытаюсь ответить.

Итак - молодость гонщиков. Сразу хочу отметить, что самыми молодыми гонщиками были вовсе не наши современники, а пилоты 50-х - 60-х гг. (самые старые, впрочем, также принадлежат этой эпохе). Не буду перечислять - имена и так у всех на слуху. В 70-х 19-и - 21-летних было поменьше, но напомню - самым молодым чемпионом мира по сей день остаётся Эмерсон Фиттипальди, выигравший чемпионат 1972-го года (впрочем, Михаэлю Шумахеру не хватило до этого рекорда какого-то месяца). Сейчас наблюдается понижение СРЕДНЕГО возраста пилотов, происходящее благодаря не столько присутствию очень молодых пилотов, сколько отсутствию очень старых (рекорды Фанхио, Фаджиоли и Патрезе сейчас вряд ли возможны). Плохо это или хорошо? Для начала - это есть. Это надо сразу принять - или лучше не интересоваться этим спортом вовсе. И это не случайность - это насущная необходимость. Почему?

Ну, во-первых, общее омоложение характерно сейчас для всех видов спорта. Это требование профессионализма - сейчас нет места любителям. А для того, чтобы стать профессионалом, необходимо постоянно, на протяжении многих лет тренироваться. Но в то же время у организма есть определённые пределы оптимальной формы - в 40 лет спортсмен обладает куда меньшим потенциалом спортивной формы, чем в 20, хотя и может лучше этим потенциалом распорядиться. С возрастом ухудшается реакция, увеличивается время для восстановления организма и т.п. Следовательно, необходимо начать тренироваться как можно раньше, чтобы к оптимальному возрасту достичь оптимальных технических кондиций. Потому и появляются Оуэны, Росси и Липпински в спорте.

Для разных видов спорта характерен разный оптимальный возраст, и если в футболе возраст игроков колеблется от 17-и до 40-а лет, то в женских спортивной гимнастике и фигурном катании - от 14-и до 25-и, а в художественной гимнастике - и вовсе от 12-и до 16-и. Нетрудно заметить, что для женских видов спорта характерен меньший возраст - это связано с тем, что в них, как правило, гораздо меньше требования к физической силе, недостижимой в возрасте 12-и - 16-и лет.

Но это - лишь верхушка айсберга под названием "спорт". Очевидно, что для того, чтобы стать чемпионом мира в 12 лет, необходимо начать заниматься этим спортом лет в 5, а то и раньше. Но и в других видах спорта вряд ли вам позволят начать позже - попробуйте привести в теннисную или футбольную секцию ребёнка в возрасте 10-ти - 12-ти лет, и сами убедитесь в этом. Дело тут не только в том, что остаётся меньше времени для тренировок - есть и более глобальный и важный фактор. Дело в том, что с момента рождения человек обладает максимальной способностью к обучению, которая с каждым годом, месяцем, днём только уменьшается (в обратной геометрической прогрессии). Пример: многие считают, что маленькие дети, так скажем, не очень умны, и не могут тягаться со взрослыми интеллектом.

Это не совсем так - интеллект в чистом виде от возраста не зависит. Дети не обладают достаточным опытом в применении своих способностей, и только потому проигрывают взрослым. Ваш покорный слуга, к примеру, когда-то вплотную занимался этим вопросом, и наблюдал интересную картину: задачу, влияние опыта в которой минимизировано, 5-и - 6-и летние дети зачастую решали БЫСТРЕЕ своих родителей! И это были не какие-то особые дети - самые обыкновенные, из обычного детского сада, хотя и экспериментальной группы - и не один раз, а постоянно. То есть, интеллектуально дети ничуть не уступают взрослым.

Но потенциал нужно ещё использовать, а для этого необходимо обучение. Насколько способны к нему дети? Многократно более готовы, чем взрослые. Ещё один пример с маленькими детьми: с рождения опыт человека равен нулю - его память представляет из себя чистый лист. Органы чувств ещё развиты плохо, и информация поступает в мозг несколько искажённой. И такая несовершенная система оказывается тем не менее способной в течение каких-нибудь 2-х - 2,5 лет овладеть совершенно незнакомым ему языком любой сложности.

Сколько времени потребуется взрослому человеку для овладения новым языком, применяя все самые современные разработки по его изучению, профессиональную литературу, аудиозаписи и т.п.? Лишь чуть-чуть меньше. И это при том, что вы учите язык целенаправленно, а ребёнок - лишь в пределах собственной потребности. Попробуйте выучить китайский язык только смотря фильмы на китайском, и вы поймёте, насколько трудную задачу способен решить мозг ребёнка до 3-х лет. Более того - истории педагогики известно несколько случаев так называемых "Маугли" - детей, выросших без людей. И точно установлено, что если человек не освоил речь в первые годы своей жизни, то он не освоит её никогда.

То же самое верно и для любого другого обучения - ребёнок 3-х лет куда более способен к развитию, чем 6-и, и т.д. Потому годы, потерянные в самом раннем возрасте, компенсировать невозможно. И потому в абсолютное большинство спортивных секций (в т.ч. и в картинговые на Западе) предпочитают брать детей с 5-6 лет, и никак не позже. А благодаря постоянным тренировкам, эффективность которых сейчас очень велика, уже лет через 10 спортсмен достигает оптимальной технической формы. Физически, правда, он ещё не достигает своего максимума, и потому для тех видов спорта, где это важно, он ещё не слишком интересен, хотя многие команды и берут его на заметку. В других соревнованиях - в том числе и автогонках - он сразу становится кандидатом на реальные достижения.

Уверен - если бы не существовало такой жёсткой системы требований к пилотам в современной Ф-1, были бы там и 17-и, и 16-и летние пилоты. Но пока гонщик должен пройти определённую "лестницу" соревнований, которая, по идее, должна подготовить его к "высшей лиге". Отсюда и берутся Формула-Форд (Опель, Рено...), Формула-1600, Формула-3, Формула-Nippon, Формула-3000... Но лестница эта сейчас чересчур длинная - на полное прохождение её даже у самых талантливых может уйти от 5-и до 8-и лет, и многие в последнее время стали просто "перескакивать" через ступеньки. Отсюда - Вурц, Баттон, Райкконен, Алонсо и т.д. И если раньше (в 50-е - 60-е гг.) сверхмолодые пилоты появлялись из-за того, что Формула была недостаточно профессиональной, то теперь - потому что слишком профессиональными стали эти сверхмолодые пилоты. Плюс к этому - количество талантливых пилотов всегда ограничено, и за всеми ними ведут настоящую охоту менеджеры команд Ф-1 и Ф-3000 - так называемый "хедхантеринг". Потому очередь часто доходит и до "второго эшелона", где предпочтение отдаётся более молодым перед менее талантливыми.

Но готовы ли такие пилоты к Формуле-1? Ведь болид, в случае неумелого с ним обращения, может принести не победу, а смерть, и не только для самого пилота. Думаю, опыт Райкконена со всей очевидностью доказывает - готовы. И тут мы подходим ко второму вопросу - об оценке молодых пилотов.

Год за годом повторяется одна и та же история - перед дебютной гонкой многие скептики заявляют, что такому молодому и неопытному гонщику нельзя давать выступать в Ф-1, а после первой гонки они же возвещают о новом Сенне или Шумахере. Как правило, неверно ни первое, ни второе. Современные пилоты, попадающие в поле зрения менеджеров Ф-1, практически всегда обладают достаточным опытом, во всяком случае, чтобы не доставлять неприятностей ни себе, ни другим на трассе. И действительно - сколько было сказано, сколько копий было сломано вокруг Кими Райкконена и того, что он "провёл лишь 24 гонки". Но подумайте - это ведь 2-3 сезона, а то и все четыре. И это совсем не мало.

К тому же, учитываются только гонки в формулах - до этого Кими много лет гонялся в чемпионатах по картингу. Для талантливого пилота этого более чем достаточно - и Сенна, и Шумахер, кстати, стали пилотами экстра-класса именно гоняясь на картах. Так же, как и Трулли, почти вся карьера которого до Формулы прошла именно на картинг-трассах. И крики о "недостаточном классе" не совсем понятны - как мы видели, техническая форма у нынешних гонщиков уже к 15-и годам вполне приемлема даже для Формулы-1 (при наличии таланта, естественно). Да и потом - а кого брать? Считается, что "подготовительной школой" для Ф-1 является Формула-3000. Но даже если забыть о том факте, что ещё ни одному чемпиону Ф-3000 не удалось стать чемпионом Ф-1, есть такая досадная вещь - уровень пилотов в современной Формуле-1 невероятно высок.

Прошло время Полей Бельмондо и Рикардо Россетов - даже "рента-драйверы" теперь обязаны ездить быстро. Иначе им скажут "всего хорошего", как это случилось с Маццакане прямо по ходу нынешнего сезона. И даже Диниц, плативший аж 8 млн. долларов за сезон, и при этом, как многие считали, вполне прилично ездивший, в команде своего отца был вынужден перейти на административную (но, конечно, очень руководящую) должность. Если же ты не платишь, то тебе и вовсе недостаточно быть "просто хорошим" гонщиком - тебе нужно быть лучшим из лучших. А такие далеко не каждый год появляются в Ф-3000 (по разным причинам).

Взять хотя бы прошлогодний или нынешний чемпионаты - вы можете назвать кого-то, безоговорочно достойного места в приличной команде Ф-1? Я бы не рискнул. Все те же пилоты в присутствии Хайдфельда выглядели не слишком уверено, и лишь железное правило "второй лиги" - победитель должен уйти - производит всё новых и новых чемпионов в Ф-3000. И уровень конкуренции в разные годы разный - к примеру, титул Оливье Паниса в 1993-м году куда ценнее титула, скажем, Зонты в 1997-м, потому что первый был завоёван в схватке с такими пилотами, как Жиль де Ферран (ныне - один из лидеров CART) и Дэвид Култхард, а второй достался бразильцу после ухода лидеров предыдущих лет, Кенни Брака (также очень сильно сейчас выступающего в Америке) и Йорга Мюллера (бывшего тест-пилотом в Заубере и некоторых других команд, и не ставшим призовым пилотом только из-за своего несносного характера).

Потому и вынуждены менеджеры команд искать талантов в национальных Формулах-3, а то и вовсе в других сериях. Ведь тот же Шумахер вообще никогда не выступал в Ф-3000. А его брат Ральф предпочёл Формулу-Nippon. Стоит ли удивляться, что теперь боссы Ф-1 нисколько не стесняются переманивать к себе пилотов из гонок GT (как Вурц) и из низших "формул"? Ну, а когда эти пилоты "с недостаточным опытом" показывают вполне приличные результаты, разумеется, все те, кто их критиковали, просто заявляют о новом гении гонок, нисколько не пытаясь проанализировать происходящее. И тут возникает третий интересный вопрос - о "будущих чемпионах".

Год от года мы слышим о них. В первую очередь это говорит о потребности в великих пилотах - думаю, 10 лет назад публику в основном занимали вопросы, сколько титулов выиграет Прост, сможет ли его "побить" Сенна, когда уйдёт Пике и сможет ли Мэнселл стать, наконец, чемпионом, чем дебют каких-то Шумахера и Хаккинена. Сейчас же появление любого мало-мальски талантливого (по меркам Ф-1, естественно) пилота сопровождается шквалом восторженных статей и речей новых болельщиков. Но главное тут другое - пилотов изначально неверно оценивают. И те, кто говорит о "суперпилотах", ошибаются ровно по тем же причинам, что и те, кто говорит о "недостаточном классе" (потому это часто одни и те же люди). На самом деле к 17-и - 18-и годам уровень пилотов уже достаточно определился, и если пилот попадает в Ф-1, то значит он этого достоин, а тот результат, что он показывает, и есть его уровень. Тут-то многие и "подскальзываются".

Давайте рассмотрим на паре примеров. Начнём с Вурца. В 1997-м году у Бергера обострилось воспаление среднего уха, и он вынужден был пропустить три гонки. На это время Бенеттон взял вместо него другого австрийца - молодого Александра Вурца, отметившегося до этого победой в Ле-Ман. И после первой же гонки в Канаде посыпались восторженные отклики со всех сторон: "посмотрите, он так молод, так неопытен, а практически не отстаёт от самого Алези!". Они же усилились после Сильверстоуна: "Он мог обогнать Алези, но не стал этого делать в интересах команды! Он просто гений!. Новый Лауда!". Дальше вернулся Бергер и сразу выиграл гонку (Хоккенхайм), а по окончании сезона покинул Формулу. Вурц стал основным пилотом Бенеттон, в паре с Физикеллой, и на следующий год точно так же "почти не отставал" от Физикеллы. Шло время, Александр набирался опыта, но разрыв между ним и Джанкарло, почему-то, не уменьшался. Закончилась эта история известно как - Вурц теперь тест-пилот, правда - в МакЛарен. Но без единого шанса стать призовым пилотом в этой команде.

История-2. Дженсон Баттон. Дебют в Ф-1 вышел опять-таки очень ярким - придя в Вильямс (очень многие ругали Фрэнка за то, что он берёт в команду такого малоопытного гонщика) и попав как раз в удачный для этой команды период, Баттон очень многих впечатлил тем, как выступал, и в первую очередь тем, что "почти не отставал" от Ральфа. И опять та же история: "Посмотрите, он так молод, так неопытен, а почти..." В мире началась настоящая "баттономания", в Англии Дженсон стал настоящим национальным героем. За отчисление Дженсона из команды Фрэнк Вилльямс подвергся жесточайшей обструкции и был вынужден оправдываться, что, дескать, он всего лишь сдан в аренду. В нынешнем же году Дженсон, набравший опыт и знакомый со всеми трассами, уже довольно серьёзно отстаёт от того же Физикеллы...

История-3. Хуан-Пабло Монтойя. Колумбиец был приглашён на место как раз Баттона, и по этой причине, а также из-за своего чересчур длинного языка и крайне сложного характера, сразу не понравился миру формульных болельщиков. Но нашлись и тут люди, которые после первых же его выступлений заявили, что пришёл "новый Шумахер", и что он "почти не отстаёт" от Ральфа, хотя только дебютирует, трассы не знает и т.д. Правда, голоса их поутихли, когда Формула перебралась на знакомые для Монтойи трассы - разрыв с Ральфом даже увеличился, и продолжает расти.

Какой мы можем сделать из этого всего вывод? По видимому, следующий - не нужно делать скидку пилотам! Класс пилота - величина постоянная, и ту скорость, что пилот показывает в дебюте, он будет показывать и в будущем. Опыт не прибавляет скорости - он даёт стабильность, тактическую грамотность и т. п. Но никак не скорость. Даже настройки сейчас всё больше становятся делом инженеров, а не пилота.

Вспомните - Михаэль Шумахер и Айртон Сенна, Ален Прост и Мика Хаккинен с самого своего дебюта выглядели не просто ярко - они уверено ОБГОНЯЛИ своих напарников. А ведь первым напарником Михаэля был не кто-нибудь, а Нельсон Пике (де Чезарис не в счёт), трёхкратный чемпион мира, между прочим! Если мы не будем делать скидок на возраст и неопытность, то всё сразу становится на свои места - и Шумахеры, и Сенна, и Баттон. Правда, менее радостным. Но с другой стороны, может, тогда лучше рассмотрят, наконец, болельщики королевы автоспорта таких талантливейших пилотов, как Трулли, Физикелла, Алонсо и других. А уж они-то не подведут!


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Предыдущая новость
  История HANS (Head And Neck Support)
Следующая новость
Мишель Вайаян. Жажда скорости