Лондонский финал Формулы E прошёл по совершенно невероятному и непредсказуемому сценарию, в результате победа в заключительной гонке сезона досталась Сэму Бёрду, а первым в истории чемпионом серии стал Нельсон Пике, лишь на одно очко опередивший в личном зачёте Себастьена Буэми.
Временную трассу для гонки Формулы E проложили в живописном Баттерси-парке, совсем недалеко от центра Лондона – говорят, в прежние времена на этом месте были поля, которые местные дуэлянты часто выбирали для выяснения отношений. Наверное, можно провести символическую параллель, ведь в финале первого в истории чемпионата мира по гонкам на электромобилях принципиальных дуэлей тоже было немало.
Перед стартом воскресной гонки президент FIA Жан Тодт сказал: «Мы хотели, чтобы судьба титула решилась в последней гонке, и сегодня это произойдёт, так что всё замечательно!»
Шансы Пике после дождевой квалификации казались призрачными, он стартовал с далёкой 16-й позиции, тогда как Буэми и Лукас ди Грасси, два его соперника в борьбе за титул, были в более благоприятном положении.
Как только погасли огни светофора, Пике перешёл к решительным действиям и отыграл сразу четыре позиции, оказавшись 12-м, но конкуренты тоже продвинулись вперёд: после первого круга Буэми ехал 6-м, ди Грасси - 9-м.
Затем какое-то время Буэми не предпринимал агрессивных действий, держался позади Сэма Бёрда и экономил энергию. Пике тоже не торопился пробиваться вперёд и даже немного отстал от Оливера Тёрви, своего напарника по команде China Racing – как выяснилось в дальнейшем, намеренно. Бразилец пилотировал очень плавно и спокойно, что позволило ему более успешно сберегать энергию батарей по сравнению с соперниками и провести более поздний пит-стоп. Но это произойдёт позже, а пока Нельсон ехал ещё за пределами первой десятки.
Когда гонка приближалась к экватору, на машине Ника Хайдфельда возникли неполадки, ветерану Формулы 1 пришлось возвращаться в боксы, и это позволило Пике переместиться на 11-ю позицию. Впрочем, Ник пересел в другую машину и вернулся на трассу.
Вскоре Жан-Эрик Вернь, ехавший в нескольких позициях впереди Нельсона, получил штрафной проезд по пит-лейн за чрезмерное использование энергии, и бразилец таким образом вышел на 10-е место. Когда гонщики первой пятёрки поехали в боксы, он остался на трассе ещё на два круга – запас сэкономленной энергии это позволял.
Но Буэми, побывавший на пит-стопе на круг раньше него, после выезда из боксов заблокировал колёса на торможении, потерял контроль над машиной, и его e.dams развернуло. Эта ошибка дорого ему обошлась: можно сказать, что именно в этот момент он упустил титул, поскольку пропустил вперёд Бруно Сенну. Пике после пит-стопа ехал на прежней 10-й позиции, но перед ним был Тёрви, его напарник по команде, и было ясно, что в нужный момент британец его пропустит.
Тем временем в гонке продолжал лидировать стартовавший с поула Стефан Сарразен, однако Сэм Бёрд вышел на вторую позицию, в красивой борьбе опередив Лоика Дюваля.
Когда до финиша оставалось около трети дистанции, Фабио Ляймер, один из аутсайдеров, врезался в отбойник – стало понятно, что без автомобиля безопасности не обойдётся, поскольку машину швейцарца было необходимо эвакуировать.
Вскоре после рестарта Тёрви действительно пропустил Пике, но бразилец этим не удовлетворился, по внешней траектории опередил машину Сальвадора Дюрана и вышел на 8-ю позицию.
В этой ситуации у Буэми оставалась единственная возможность сохранить шансы на титул: ему необходимо было обогнать Бруно Сенну, но тот не сдавался, оборонялся предельно жёстко и эффективно – между машинами несколько раз происходили небольшие контакты, впрочем, не имевшие последствий. В таком порядке они и пересекли линию финиша.
До последнего круга шла острая борьба и за победу в гонке: казалось, что Сарразен удержал первую позицию, однако линию финиша он пересёк, когда в батареях его машины уже не оставалось энергии, что означало серьёзный штраф за её перерасход. В итоге к его результату было добавлено 49 секунд, и он откатился на 15-е место.
К радости британских болельщиков победа в финальной гонке Формулы E досталась Сэму Бёрду. Штраф, наложенный на Сарразена, означал, что Нельсон Пике занял 7-е место, набрав по итогам сезона 144 очка – это обеспечило ему титул. Но разумеется, сегодня ему не просто повезло: успех стал возможным благодаря тому, что Нельсон очень грамотно выстроил тактику гонки, максимально расчётливо расходовал энергию и избежал ошибок.
Пилот | Команда | Время / Разница |
1. С.Берд | Virgin | 45m48.792 |
2. Ж.Д'Амброзио | Dragon | 6.973 |
3. Л.Дюваль | Dragon | 9.430 |
4. Б.Сенна | Mahindra | 10.147 |
5. С.Буэми | e.dams | 10.689 |
6. Л.ди Грасси | Abt | 11.204 |
7. Н.Пике | China | 11.561 |
8. С.Дюран | Aguri | 12.402 |
9. О.Терви | China | 14.142 |
10. Н.Прост | e.dams | 14.535 |
11. Д.Абт | Abt | 23.170 |
12. С. де Сильвестро | Andretti | 24.610 |
13. К.Чандхок | Mahindra | 31.501 |
14. А.Фонтана | Trulli | 38.423 |
15. С.Сарразен | Venturi | 48.680 |
16. Ж.Вернь | Andretti | 1 круг |
- Н.Хайдфельд | Venturi | сход |
- Ф.Ляймер | Virgin | сход |
- Я.Трулли | Trulli | сход |
- С.Ямамото | Aguri | сход |
Личный зачёт чемпионата
Пилот | Очки |
1. Н.Пике | 144 |
2. С.Буэми | 143 |
3. Л.ди Грасси | 133 |
4. Ж.Д'Амброзио | 113 |
5. С.Берд | 103 |
6. Н.Прост | 88 |
7. Ж.Вернь | 70 |
8. А.да Кошта | 51 |
9. Л.Дюваль | 42 |
10. Б.Сенна | 40 |
11. Д.Абт | 32 |
12. Н.Хайдфельд | 31 |
13. Х.Альгерсуари | 30 |
14. С.Сарразен | 22 |
15. С.Спид | 18 |
16. Ф.Монтаньи | 18 |
17. К.Чандхок | 18 |
18. Ш.Пик | 16 |
19. О.Сервиа | 16 |
20. Я.Трулли | 15 |
21. С.Дюран | 13 |
22. О.Терви | 4 |
23. В.Лиуцци | 2 |
24. Т.Сато | 2 |
25. Д.Уилсон | 1 |