Молодой дальневосточный пилот Марк Шульжицкий ещё пару лет назад был продвинутым геймером, страстным поклонником виртуальных гонок, и мы рассказывали о тех удивительных переменах, которые произошли в его биографии, когда он стал победителем соревнований в рамках программы Nissan GT Academy. Уже в 2014-м Марк дебютировал в легендарном марафоне «24 часа Ле-Мана» в составе экипажа команды OAK Racing, выступавшей на машине Ligier-Nissan в категории LMP2, и занял 5-е место в классе. На самом деле, этот экипаж даже претендовал на подиум, но подвела техника. В любом случае, дебют надо признать абсолютно успешным.
В первый день Московского международного автосалона мы встретились с Марком Шульжицким на стенде компании Nissan…
Вопрос: Ле-Ман наверняка стал главным событием вашей стремительной спортивной карьеры, и сейчас, когда прошло какое-то время, и страсти немного улеглись, можно вновь вернуться к этой теме. После весьма успешного дебюта в легендарном марафоне вы уже ощущаете себя профессиональным гонщиком?
Марк Шульжицкий: Вы правы, в моей карьере всё происходит очень быстро: я начал с маломощных, практически стандартных машин класса GT4, а сейчас, всего через два года, выступаю в LMP2 на спортпрототипах. Я даже сам иногда не успеваю осознать, как это всё происходит, почему так быстро? Только привыкнешь к одной машине, и сразу прыгаешь в другую! Но на самом деле, по-моему, всё это очень сильно помогает, потому что я на многом поездил, и у меня уже есть понимание той или иной техники. Тесты, которые мы, готовясь к Ле-Ману, провели вместе с компанией Ligier, дорабатывая машину, очень здорово помогли с точки зрения профессионализма. Чтобы быть хорошим гонщиком, мало быстро ездить – нужно ещё знать техническую сторону вопроса.
До этого у меня не было такого опыта. Когда ты приезжаешь на гонки, всё происходит очень быстро: тренировка, практика – и ещё, как правило, что-нибудь пойдёт не так, сломается, и ты просто сидишь в боксах. Потом квалификация – и уже нужно выходить на старт. По ходу гоночного уик-энда очень тяжело вникать в технические вопросы. Так что, когда на тестах мы очень много тренировались, много ездили, это сказалось очень положительно.
Начались тесты за два или три месяца до Ле-Мана, сначала мы были в Эшториле, затем ездили в Маньи-Кур, во Франции, и даже несмотря на то, что потратили так много дней, смогли накатать дистанцию, равную только половине Ле-Мана. Если за 24 часа гонки мы проезжаем больше пяти тысяч километров, то на тестах удалось проехать лишь две с половиной тысячи.
Вопрос: В Ле-Мане вы были новичком, а ведь в этой гонке важна командная работа: как вам удалось быстро адаптироваться и выступать на уровне Алекса Брандла, более опытного напарника по команде OAK Racing?
Марк Шульжицкий: Конечно, прессинг был колоссальный, если честно, потому что команда в прошлом году выиграла Ле-Ман, и вообще это по сути заводская команда, ведь они сами производят эти машины. Для них было важно доказать, что Ligier – автомобиль будущего, спортпрототип LMP2, который будет побеждать. В принципе, несмотря на технические проблемы, мы с этой задачей справились, потому что многие команды, увидев, что машина действительно достойная, проявили к ней интерес.
Со своей стороны я просто старался не допускать ошибок в пилотировании. Ехал быстро – понятно, что по-другому там нельзя. В Ле-Мане специфическая трасса, и вот почему: там очень легко проиграть время, но очень трудно потом отыграться. Трасса – очень быстрая, средняя скорость – неимоверно высокая, и когда ты, например, только догнал какую-то машину класса GT, чуть-чуть начинаешь отпускать газ – и сразу теряются чуть ли не секунды. На других трассах такого нет. Нужно постоянно держать очень высокую скорость и обгонять другие машины максимально быстро – именно в этом главная сложность Ле-Мана. И как раз из-за этого происходит так много аварий.
В общем, нужно уметь очень быстро проводить обгоны, и, к счастью, у меня это получается, не знаю, почему. (смеётся) И мне приятно, что после гонки, когда сравнивали результаты всех пилотов, мой результат был действительно хороший. Подход такой: берут лучшие 25 кругов и высчитывают среднее время на этой дистанции. И я оказался быстрее, чем Алекс Брандл. Так что я, в принципе, доволен сделанным. К счастью, в Nissan это тоже увидели, и у меня сейчас есть какое-то продолжение, есть какие-то надежды на будущее.
Вопрос: Об этом мы ещё поговорим. Вы ехали в экипаже, в состав которого входил более опытный Алекс Брандл, сын Мартина Брандла, и, можно сказать, у него есть прямой доступ ко всей сокровищнице мирового гоночного опыта. Как у вас внутри экипажа строилось взаимодействие? Была возможность получать какую-то полезную информацию, наблюдая за его работой?
Марк Шульжицкий: Да, Алекс уже два раза ездил в Ле-Мане. Всегда так получалось, что мне попадались опытные напарники. Алекс действительно много где выступал – и в младших формульных сериях, и на спортпрототипах гонялся. К счастью, он очень общительный человек, очень много говорит, иногда даже чересчур, и у нас в коллективе вообще не было каких-то разногласий и непонимания. Так что с ним всё было хорошо, но есть у нас Ян Марденборо – вот они между собой слишком явно соперничали и иногда немножко перебарщивали. Впрочем, в гонках такое бывает.
На самом деле, всё было здорово, и расстались мы на приятной ноте. Понятно, что все мы сильно расстроились, потому что хотели как минимум на подиум в своём классе подняться, но подвела техника. Когда это случилось, в первые минуты было тяжело, но потом я как-то себя успокоил: это не конец, нужно идти дальше, ведь будущее готовит ещё немало интересного.
Вопрос: Что происходит сейчас в вашей карьере, и с чем связаны надежды на будущее?
Марк Шульжицкий: Практически сразу после Ле-Мана мне сказали, что я буду до конца сезона выступать в чемпионате ELMS (European Le Mans Series). У нас сильный коллектив – сейчас я езжу вместе с Лучано Бачета, очень быстрым гонщиком, который был чемпионом Формулы 2 и в качестве приза получил право поработать на тестах за рулём Williams. Мы уже проехали гонку на австрийской трассе Red Bull Ring, и впереди ещё два этапа – на Поль-Рикаре во Франции и в Эшториле в Португалии. Настрой позитивный: думаем, что ещё сможем побороться за подиумы.
Что касается следующего года, то пока говорить об этом рановато. Поэтому я концентрируюсь на двух ближайших гонках, очень для меня важных. А там будет видно. Но, конечно, я ставлю перед собой максимально высокие цели.
Вопрос: Каким мог бы быть идеальный сценарий на следующий год?
Марк Шульжицкий: Как минимум, стать тест-пилотом Nissan в LMP1. Это было бы идеально, хотя я понимаю: это очень сложно сделать. В LMP1 сейчас очень высока конкуренция, все об этом говорят, и все хотят туда попасть. Посмотрим, что будет…