С Виталием Петровым мы встретились на Московском международном автомобильном салоне – первый российский пилот Формулы 1, а ныне гонщик DTM, принимает участие в акции AVITO. В эксклюзивном интервью F1News.Ru Виталий рассказал о том, как складывается его сезон, почему в немецком кузовном чемпионате пока не получается продемонстрировать свою скорость, и в каких сериях он может оказаться в ближайшем будущем.
Вопрос: Виталий, в DTM у вас пока не всё получается. В чём причина?
Виталий Петров: Да, всё ещё есть сложности, с которыми не получается справиться. Я знаю, в чём проблема, но потребуется время, чтобы с этим разобраться. Всё дело в отличии машин DTM от той техники, которую я пилотировал всю жизнь.
В формулах, даже в серии GP2, я мог многое изменить и перенастроить в машине, и в первую очередь это касается рулевой колонки. В Формуле 1 или в GP2 чувствительность рулевого управления совершенно другая: когда ты поворачиваешь руль даже на большие углы, колёса поворачиваются совсем немного. Благодаря этому в повороте ты можешь абсолютно точно контролировать поведение машины. В течение всей жизни я учился управлять именно такими машинами.
В DTM всё иначе – тут при повороте руля всего на несколько градусов колёса сильно выворачиваются. Получается, ты работаешь в очень узком диапазоне, сдвигать руль нужно буквально на миллиметры. И мои проблемы связаны не с машиной и не с настройками, а именно с этим. Мы даже проводили эксперимент с инженерами, оставляя настройки машины одними и теми же, но меняя параметры рулевой колонки на те, к которым я привык. И времена на круге немедленно улучшались.
Вопрос: А почему нельзя использовать такие настройки в гонках?
Виталий Петров: Потому что DTM – это, по сути, моносерия. Тут очень много ограничений, и в том числе – одинаковые рулевые колонки. Скорость в поворотах и точки торможения у меня такие же, как и у всех остальных пилотов, но я проигрываю в стабильности, в чёткости действий.
Из-за очень острого рулевого управления мне тяжело идеально проехать весь круг, постоянно возникает избыточная поворачиваемость. Я чуть больше работаю рулём, чем остальные, а каждое лишнее движение – это потеря времени. Мы сравниваем телеметрию, и, скажем, пять поворотов я проезжаю точно так же, как и мои напарники, но затем одна ошибка – и время на круге ухудшается. Ты проигрываешь десятую, и на этом круге её уже не отыграть. Это не Формула 1, тут нельзя пройти поворот лучше, чем все остальные, потому что вариант идеального прохождения один и все просто стараются быть к нему как можно ближе.
Вопрос: Что вы планируете с этим делать?
Виталий Петров: Мы пробовали менять настройки машины так, чтобы максимально увеличить прижимную силу сзади, но тогда появлялась настолько сильная недостаточная поворачиваемость, что проехать круг с хорошим временем тоже было невозможно. Если останусь на следующий год в DTM, то буду специально тренировать на тестах, на симуляторе именно работу с рулём, чтобы постараться адаптироваться. Если получится – я смогу добиться прогресса.
Вопрос: Какова вероятность, что вы останетесь? Вы рассматриваете возможность перехода в другие категории?
Виталий Петров: Мы в ближайшее время начнём переговоры с Mercedes, тогда и будет видно. Предложения есть – меня зовут и в чемпионат мира по гонкам на выносливость FIA WEC, и в ралли, но я не люблю незаконченных дел. Посмотрим.
Вопрос: А не было желания попробовать себя в новых проектах, таких как Формула E?
Виталий Петров: Могу открыть секрет – мы вели переговоры с одной из команд о выступлении в Формуле E, параллельно с чемпионатом DTM. Правда, два этапа накладываются друг на друга, но это не такая уж большая проблема – на них вместо меня за руль мог сесть другой пилот. Мы практически договорились, но в какой-то момент из-за накладки с визой я не смог приехать на тесты, и они позвали другого пилота – в общем, не сложилось. Формула E – интересный вариант, к тому же там сильный состав пилотов, много известных гонщиков. Звук, правда, смешной (улыбается). Посмотрим, как у них всё получится в первый сезон, и вполне вероятно, что попробую свои силы во втором. Тем более, вполне возможно, что через год или через два один из этапов пройдёт в России.
Вопрос: Формула E – это альтернатива DTM, или вы хотите выступать именно параллельно?
Виталий Петров: Речь шла, конечно, о параллельных выступлениях. Честно говоря, не понимаю, почему в DTM только десять гонок. Этого очень мало, а всё остальное время ты сидишь и ничего не делаешь. Я хотел бы больше времени проводить на трассе, или заниматься другими делами, связанными со спортом – хоть что-то делать.
Вопрос: Вы сказали, что вас зовут в чемпионат мира по гонкам на выносливость. Речь о категории GT?
Виталий Петров: Нет, LMP. Я пока не могу рассказывать подробности, потому что только через две недели поеду на базу команды, проведу переговоры. Мне покажут машину, мы поговорим, а дальше уже будет видно.
Вопрос: Вам этот чемпионат интереснее DTM?
Виталий Петров: Я не люблю незаконченных дел. В этом сезоне у меня многое не сложилось, многое пока не получается, и я хочу доказать, что дело просто в нехватке опыта. Зная, в чём причины, я могу справиться с этими проблемами. Надеюсь, мы что-то сможем изменить уже в оставшихся двух гонках и к следующему сезону подготовимся гораздо лучше.
Вопрос: Теоретически, выступления в DTM и WEC можно совмещать, ведь там тоже немного гонок.
Виталий Петров: Можно, но тут многое зависит от календаря. Хотя, конечно, даже если какие-то гонки совпадают, это не такая проблема – за руль просто сядет другой пилот. Самое главное, чтобы в Mercedes не были против этого. Но надо сказать, что пока они везде идут нам навстречу и были совершенно не против выступления в Формуле E. У нас очень хорошие отношения, и я рад, что они меня так поддерживают.
Вопрос: А если говорить о ралли? Вы ведь выступали когда-то на раллийных и трековых гонках, фактически именно там начинали карьеру.
Виталий Петров: Да, выступал на протяжении нескольких лет и уверен, что и сейчас у меня получится. Я знаю, как управлять машиной и на спортивных шипах, и на обычных. Конечно, там есть особенности – нужно полностью доверять своему штурману, например, так что нам есть над чем поработать, но это тоже интересно. В конце сезона поговорим об этом с Mercedes.
Вопрос: В Mercedes понимают, в чём причины ваших неудач в DTM?
Виталий Петров: Главное, что всё понимают мои инженеры. Когда мы начали работать на симуляторе, инженеры сказали: «Да, теперь мы видим, что тебе нужно в управлении». Потому что в машине DTM нет камер, которые позволяют увидеть работу пилота с рулём, а на симуляторе всё прекрасно видно.
Вопрос: Сколько времени вам потребуется, чтобы адаптироваться к этому рулевому управлению?
Виталий Петров: Думаю, уже в следующем сезоне ситуация улучшится. На предсезонных тестах этого года я работал над пониманием машины, старался разобраться в этой серии. Но теперь, когда мы знаем, в чём проблема, мы сосредоточимся именно на рулевом управлении. Все говорят, что в DTM главное не настройки машины, а чтобы пилоту было максимально комфортно за рулём, чтобы он мог проходить повороты, не делая лишних движений.
Вопрос: Теоретически, это можно отрабатывать и на симуляторе?
Виталий Петров: На самом деле нет, потому что симулятор даёт тебе только 20% тех ощущений, что испытываешь за рулём реальной машины. Он не может имитировать такую избыточную поворачиваемость. Да, там можно менять настройки, по-разному проходить повороты, но есть нюансы, с которыми можно разобраться только на тестах. На этапах мы над этим тоже, конечно, работаем – посмотрим, удастся ли показать какой-то прогресс на Лаузитцринге.
Вопрос: Как вам чемпионат DTM в целом?
Виталий Петров: Это хороший чемпионат, но, как я уже говорил, на мой взгляд, в нём мало этапов. Кроме этого единственный момент, который мне в нём не нравится – это очень узкие рамки для тактической борьбы. Тут есть правило, согласно которому на мягкой резине ты можешь проехать не более 50% дистанции гонки. И при этом мягкая резина на две секунды на круге быстрее, чем жёсткая, и изнашивается очень медленно. В итоге получается, что все едут в боксы на середине дистанции, на какой бы резине не стартовали, и стратегия у всех абсолютно одинаковая. Хотелось бы, чтобы тут что-то изменилось – может быть, дистанция гонки увеличилась, или износостойкость резины уменьшилась, чтобы было два пит-стопа, и появилась какая-то тактическая борьба. А в остальном всё неплохо.
Вопрос: К «кузовным» габаритам и обзору вы уже привыкли?
Виталий Петров: Поначалу, когда только сел в эту машину, было, конечно, непривычно. Но сейчас уже чувствую себя комфортно, мне даже нравится. Наверное, теперь придётся к формуле привыкать (смеётся).
Вопрос: Мысли о Формуле 1 вы не оставили?
Виталий Петров: Мы следим за ситуацией, я знаю, какие места в командах свободны, но сегодня всё упирается в деньги. Если бы у меня был спонсор, уверен, что в следующем году выступал бы в Формуле 1. Но такого спонсора у меня сейчас нет.
Вопрос: И всё же, вы довольны своей сегодняшней жизнью?
Виталий Петров: Я недоволен только своими результатами. Потому что понимаю, в чём проблема, но не могу решить её в одночасье. Всё дело в том, что если нельзя поменять настройки машины, а в моём случае – рейку рулевого управления, то тебе нужно просто вкатываться в этот чемпионат, привыкать к машине. Это реально, но на это требуется очень много времени.
Вопрос: А вы не боитесь в итоге просто потерять эти несколько лет?
Виталий Петров: Боюсь. Поэтому, если продолжу выступать в DTM, на тестах потрачу всё время на решение проблемы с рулевым управлением – я не хочу ничем больше заниматься на испытаниях, пока с этим не разберусь. Но скорее всего, в следующем году всё будет гораздо проще и лучше. Да и машина должна быть сильнее.
Тут довольно специфические правила, они не для всех одинаковы, и конструктора, который вырвался вперёд, зажимают, не дают развивать машину. А его конкуренты, напротив, могут свои машины доработать. В результате получилось, что в Audi и BMW прибавили настолько серьёзно, что значительно опередили нас, и в этом году, в отличие от Формулы 1, в DTM Mercedes выступает слабо. Но теперь уже мы получили возможность дорабатывать машину, и в следующем году должны сильно прибавить. Многое будет видно уже на Лаузитцринге, куда мы привезём обновления – правда, пока неизвестно, получат ли их все машины, или только некоторые.
Вопрос: В DTM машина лидера получает дополнительный балласт. Как вы относитесь к возможности появления такого правила и в Формуле 1?
Виталий Петров: Трудно сказать. Конечно, если бы сейчас машины Росберга и Хэмилтона были бы тяжелее, это немного уравняло бы шансы. Но с другой стороны, я не поклонник таких решений – всё же лучше, когда все находятся в равных условиях. И потом, у нас в чемпионате машины BMW сейчас самые тяжёлые, у них на 20 кг балласта больше, чем у нас. И тем не менее, Марко Виттман всё равно всех опережает – он великолепно чувствует машину и пилотирует просто идеально.