Пресс-служба McLaren представила свой новый проект: Мика Хаккинен будет вести регулярный блог на официальном сайте команды, и первый текст двукратного чемпиона мира, посвящённый предсезонной подготовке, уже опубликован.
Мика Хаккинен: «Я очень рад, что в течение 2015 года буду вести регулярный ежемесячный блог на сайте McLaren.
Как вы понимаете, я по-прежнему очень внимательно слежу за современной Формулой 1, но в этих записках буду в основном рассказывать о своей карьере в автоспорте. Я выступал за эту команду с 1993-го по 2001-й, выиграл 20 Гран При и два чемпионских титула (в 1998-м и 1999-м), и всех этих успехов я добился на машинах с двигателями Mercedes-Benz. Также мне было приятно, что в 1998-м вместе с моим напарником и хорошим другом Дэвидом Култхардом мы заняли два первых места в личном зачёте.
Это были фантастические времена. Я горжусь тем, что был частью McLaren, этой мощной организации, которой руководил Рон Деннис, президент и исполнительный директор. У нас установились очень хорошие отношения, такими они остаются и сегодня.
Те, кто помнят мою карьеру в Формуле 1, знают, что выражение “педаль в пол” было одним из моих любимых. Но именно так я работал на трассе. Помню, в моё время мне показывали первые компьютерные эскизы машины следующего года примерно в середине лета. Большинство экспертов считали меня просто бескомпромиссным гонщиком, который всегда стремится атаковать в полную силу, но на самом деле с первых лет карьеры я понял, насколько важно тесно сотрудничать с конструкторами, со специалистами по аэродинамике, с инженерами и механиками, чтобы помогать им создать максимально быструю машину, на которой мне предстояло выступать в гонках. По-моему, все хорошие гонщики действовали примерно так же.
В конце каждого сезона, особенно успешного, гонщикам всегда приходилось участвовать в многочисленных PR-акциях, и основная нагрузка приходилась на ноябрь. Приходилось много путешествовать, чтобы выполнить задачи, поставленные перед нами спонсорами команды. Конечно, это тоже важно, но после долгого и тяжёлого сезона это по-настоящему выматывало. Зато когда такой период заканчивался, практически весь декабрь я почти ничего не делал, только отдыхал и расслаблялся.
Сначала я даже испытывал что-то вроде лёгкого чувства вины, спрашивая себя: может быть, мне следует больше работать, чтобы подготовиться к следующему сезону? Но вскоре понял: всё наоборот, отдых не просто приятен, но и необходим. Спортсмену, чтобы подготовиться выступать на пике своих возможностей, нужно быть не только в хорошей физической, но и психологической форме. Чтобы снять усталость и напряжение, накопившиеся за сезон, в декабре я обычно очень много спал. Но в январе приступал к интенсивным тренировкам.
Сезон состоит почти из 20 Гран При, между которыми долгие и утомительные перелёты, и часто с континента на континент, поэтому времени на планомерную работу в спортзале остаётся мало. Поэтому серьёзные профессионалы всегда начинают тренироваться уже зимой. Я проводил январь или в Финляндии, или в Монако, занимаясь с полной отдачей сил, часто под руководством Аки Хинтса, который тогда работал доктором в McLaren. Он и сейчас остаётся моим близким другом.
Команда McLaren первой применила научный подход к подготовке гонщиков Формулы 1, и это заслуга именно Аки. Для каждого пилота он разрабатывал индивидуальные графики тренировок, специальные диеты, и никакие детали не ускользали от его внимания. В результате, когда мы приступали к зимним тестам в Барселоне, Хересе и Валенсии, а затем отправлялись на Гран При Австралии, мы были в отличной форме.
Но самым волнительным моментом января всегда было первое знакомство с новой машиной – это был первый день предсезонных тестов. Конечно, обычно мне удавалось увидеть её на пару дней раньше, но на официальной презентации журналистам показывали версию шасси, в которую не были внесены последние штрихи. Такова природа Формулы 1, и тут ничего не меняется: когда через пару недель вы увидите машины этого года, они будут выглядеть вполне по-новому, но конструкторы, инженеры, специалисты по аэродинамике, механики, никогда не сидят, сложа руки, работа продолжается, и какие-то новые элементы появятся буквально в первый день тестов.
Но даже когда утром этого дня я ходил вокруг моей новой машины в боксах McLaren, эмоции надо было держать под контролем: при всём моём энтузиазме всегда надо оставаться реалистом… Обычно я уже знал, в чём суть технических новинок: команда, прежде всего, уделяла внимание исправлению слабых мест предыдущего шасси. Как только я садился за руль, как только слышал рёв могучего мотора V10, то в уме представлял перечень недостатков прошлогодней машины, чтобы лучше понять, насколько эффективно сработали наши инженеры и конструкторы, их устраняя.
Когда ты впервые выезжаешь из боксов на трассу, твои чувства предельно обострены, организм, его нервная система отслеживает мельчайшие нюансы поведения машины. По ходу первого круга ты лишь надеешься, что всё в машине будет работать нормально. Но, в конце концов, это именно тесты, и неудивительно, если что-то откажет, ведь машина абсолютно новая. И всё-таки, когда случались поломки, это расстраивало.
Но когда команда убеждалась, что все бортовые системы работают нормально, я начинал первый быстрый круг. И нет для гонщика более приятного состояния, чем почувствовать, что машина сразу вполне адекватно реагирует на все твои действия, как это было с MP4/13 в 1998-м и MP4/14 в 1999-м.
Разумеется, гонщик всегда хочет получить быструю машину. Но не менее важно, чтобы она отличалась нейтральным и стабильным поведением, чтобы на этой основе ты смог в полной мере проявить свои способности, применить свой опыт и добиться главного: высоких скоростей. Это не значит, что надо всё делать быстро – нет, это значит, что надо устранить все возможные несовершенства. И если машина ведёт себя нестабильно или, того хуже, ненадёжна, то даже самый быстрый гонщик не всегда сможет справиться с этой задачей.
Зато когда машина тебя устраивает, когда она предсказуема, тогда ты в состоянии анализировать каждый круг, всё время отыгрывая десятую то на торможении, то при разгоне и постепенно улучшая результаты. В итоге ты понимаешь, что едешь в полную силу, но добиваясь этого, ты всегда действуешь постепенно, здесь не надо торопиться, и когда ты этого действительно достигаешь, то испытываешь совершенно непередаваемое чувство.
Так было в феврале 1998-го, когда в Барселоне я впервые тестировал нашу новую McLaren МР4/13. Под конец трёхдневной сессии я показал лучшее время на уровне 1 мин. 21,880 секунды. На предыдущей неделе Хайнц-Харальд Френтцен на Williams проехал самый быстрый круг по этой же трассе на целых полторы секунды медленнее – верьте мне, осознавать это было приятно.
Такие сезоны, какие мне довелось провести в McLaren в 1998-м и 1999-м, выдаются нечасто, и я не собираюсь делать никаких прогнозов, какие команды будут побеждать в 2015 году. В Формуле 1 все меняется слишком быстро, так что нет смысла гадать. Но что касается формы моей бывшей команды, могу сказать только одно: Рон Деннис, мой старый начальник и наставник, будет, как всегда, работать “педаль в пол”».