Мы писали о том, что в пятницу представители четырёх команд – McLaren, Mercedes, Ferrari и Red Bull Racing – обсудили свои действия в случае банкротства нескольких команд. Британский эксперт Джеймс Аллен проанализировал ситуацию.
Джеймс Аллен: «В этот уик-энд ходит много разговоров вокруг клиентских машин, представители четырёх команд назвали своё предложение «франшизой». Они обсудили план своих действий на случай «непредвиденных обстоятельств», если несколько небольших команд разорятся, а сильнейшим придётся вмешаться в ситуацию, чтобы обеспечить достаточное число машин на старте.
Эту инициативу не поддерживают представители небольших команд, считая, что их, фактически, вынуждают стать клиентами.
На самом деле, с клиентскими машинами есть несколько идей.
Первая принадлежит Берни Экклстоуну. Он предлагает разделить чемпионат на две лиги – производителей и клиентов, вторые будут приобретать машины у одного поставщика, к примеру, это могли бы быть шасси Red Bull Racing 2013 года с моторами Renault V8. Такие машины обходились бы в 15 миллионов евро за пару на сезон, не учитывая затрат на ремонт и обслуживание. Экклстоуну нравится эта идея – своего рода GP1, ведь она позволяет отделить частные команды от производителей, уменьшив влияние последних в Формуле 1.
Другой вариант – тот, что обсуждался командами – состоит в том, чтобы клиентские шасси поступали не от внешнего поставщика, а от действующих команд. В итоге, влияние этих команд усилится.
Они хотят поставлять машины примерно по тем же принципам, по которым сейчас поставляют моторы. Термин «франшиза» подразумевает финансовое участие клиентов в процессе доработки машин, и в этом случае стоимость двух клиентских машин составит около 40 миллионов евро на сезон плюс ещё 15 миллионов за моторы.
Второй вариант значительно дороже, но команды, вроде Sauber, Force India или Lotus, которые настаивают на том, чтобы остаться самостоятельными конструкторами, будут вынуждены сделать непростой выбор – им придётся тратить ещё большие средства на разработку своих машин, уступая на трассе командам, которые тратят вполовину меньше, покупая клиентские машины Mercedes, Ferrari или Red Bull Racing. В такой ситуации рано или поздно им придётся сказать себе: «Если мы не можем их опередить, значит нужно к ним присоединиться».
Ещё одна идея, которая обсуждается не столь широко, состоит в том, чтобы использовать модель, выбранную командой Haas – наладить активное техническое сотрудничество с одной из топ-команд, используя возможности регламента, и став, фактически, со-конструктором своих машин, покупая лишь самые сложные и дорогие решения, но всё же обладая правами интеллектуальной собственности на шасси, продвигая статус самостоятельного конструктора в работе с прессой и спонсорами.
Этот вариант позволяет здорово сэкономить на сотрудниках и производственных мощностях, получив относительно конкурентоспособную машину, позволяющую бороться в средней группе и при удачном стечении обстоятельств претендовать на подиум, что очень маловероятно в случае первого сценария Берни Экклстоуна с GP1.
Основные усилия сейчас направлены на изменение регламента в сезоне 2017 года, чтобы машины стали быстрее, а гонки – зрелищнее. Тема клиентских машин входит в их число, в итоге будут выработаны предложения, которые должны быть одобрены на следующем заседании Всемирного Совета FIA – в Мексике в начале июля».