Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Остине…
Гран При США запомнят надолго, как классическую гонку с многократной сменой лидера и напряженной борьбой. Вновь Нико Росберг сделал всё, чтобы выиграть гонку, и вновь победа от него ускользнула, а день закончился коронованием Хэмилтона в ранге трёхкратного чемпиона мира.
Стратегия была одним из важнейших факторов гонки в Остине – мы проанализируем причины принятия некоторых ключевых решений.
Ожидания перед гонкой
Редко бывает так, что до гонки пилотам почти не удаётся поработать на трассе. В Остине из-за ужасной погоды вторую тренировку пришлось отменить, а квалификацию перенести на утро воскресенья. Гонщики ни круга не проехали по сухой трассе, поэтому перед стартом на промежуточных шинах через час после окончания дождя никто не представлял, какой будет ситуация в гонке. Все пытались определить оптимальный момент для перехода на слики.
Для анализа ситуации лучше рассмотреть каждую из четырёх частей гонки, на которые её поделили реальные и виртуальные машины безопасности.
Часть 1: Хэмилтон опережает Росберга на старте
Первая часть гонки прошла на влажной трассе. Льюис Хэмилтон стартовал вторым, позади Нико Росберга, но агрессивным манёвром в первом повороте – не обошлось без контакта – опередил напарника по команде.
Подобные условия и промежуточные шины лучше подходили Red Bull Racing, и скоро Даниэль Риккардо перехватил инициативу.
Асфальт подсыхал медленно и неравномерно. Первый сектор позволял использовать слики, а два других оставались влажными, особенно затяжной 17-й поворот. Боттас и Грожан первыми переключились на слики, но очень много там теряли.
Оптимальный момент для смен шин наступил позже, и когда Маркус Эриксон показал хорошее время на сликах, его примеру последовали остальные.
В Mercedes позвали Хэмилтона в боксы на 18-м круге – Росберг опередил его на втором секторе, уже после того, как Льюис получил команду сворачивать в боксы. После прошлогоднего инцидента в Бахрейне, в Mercedes всегда сначала зовут гонщика, который едет впереди, и в момент принятия решения Льюис опережал напарника, так что Нико пришлось провести на трассе ещё один круг.
Вернувшись на трассу, Хэмилтону долго не удавалось прогреть слики Soft, и когда на следующем круге Риккардо, Росберг, Квят и другие сменили резину, Льюис оказался только четвёртым. У Нико проблем с прогревом не было, он сразу поехал в хорошем темпе и смог оторваться.
Часть 2: Автомобиль безопасности даёт шанс рискнуть
Автомобиль безопасности выехал на 27-м круге – до финиша оставалось ещё 29 – довольно много, чтобы доехать до финиша на одном комплекте резины. Тем не менее, в Ferrari рискнули, поставив Феттелю комплект Medium в надежде на нём финишировать, так же поступили Перес, Сайнс, Хюлкенберг и Росси.
В Toro Rosso сделали так, как всегда в подобных ситуациях – разделили стратегию своих гонщиков. Ферстаппен ещё один круг оставался на трассе, пока в команде следили за действиями соперников, а потом Макса позвали в боксы, поставив комплект более мягких шин. И ему повезло – он финишировал на этом комплекте за счёт того, что 10 из 28 кругов прошли в режиме меньшей скорости – за реальным и виртуальным автомобилем безопасности.
В Mercedes тоже могли разделить стратегии, переведя Хэмилтона на Medium в этот момент, чтобы избавиться от лишнего риска, но им помогли следующие приостановки гонки. Кроме того, на сликах машины Mercedes имели серьёзное преимущество, чтобы избежать неприятностей.
Почему в Mercedes не сделали этого? Выбор Medium не был очевидным – он долго прогревается и на рестарте их гонщик стал бы лёгкой добычей для тех, кто выбрал Soft. В тот момент позиции Хэмилтона были не самыми сильными – Росберг имел лучшие шансы.
После рестарта Росберг и Хэмилтон легко уехали вперёд, за пять кругов оторвавшись от соперников на десять секунд.
Часть 3: И вновь виртуальный автомобиль безопасности
На 38-м круге Нико Хюлкенберг попал в аварию и был объявлен режим виртуального автомобиля безопасности. Момент был подходящим, чтобы сменить резину, получить комплект Soft и на нём ехать до финиша. Так поступили многие, включая Росберга.
Пит-стоп в режиме виртуального автомобиля безопасности приводит к потере лишь 12 секунд против 21 секунды при смене шин по ходу гонки. В Red Bull Racing решили сразу обслужить обе машины, а в Mercedes не стали рисковать. Потеря времени вторым гонщиком, пока команда обслуживает первого – около шести секунд, так что разница с обычным пит-стопом составляла в этом случае лишь три секунды при большем риске, что что-то пойдёт не так.
Итак, Льюиса пит-стоп ждал позже. После рестарта Феттель ехал в пяти секундах позади на изношенных Medium, а Росберг – в трёх секундах за Себастьяном на свежих шинах Soft. В этот момент преимущество Росберга было очевидным.
Если на промежуточных шинах на влажной трассе машины Red Bull Racing имели преимущество, то на сликах серьёзно уступали в скорости, изо всех сил пытаясь вывести резину в диапазон рабочих температур.
Часть 4: Второй автомобиль безопасности и подарок Льюису
В Остине риск выезда автомобиля безопасности небольшой – из-за широких зон вылета. Самые опасные моменты – старт и первый круг, потом вероятность приостановки гонки невелика. Но в минувшее воскресенье ситуация была иной. Износ резины на разных машинах серьёзно отличался, пелотон несколько раз собирался или сдерживал темп из-за реальных и виртуальных машин безопасности, а команды, не имея достаточной информации об износе, порой принимали слишком оптимистичные решения. Всё это приводило к инцидентам и авариям.
За 14 кругов до финиша Даниил Квят разбил машину, на трассе вновь появился автомобиль безопасности, и Льюис Хэмилтон воспользовался этим, чтобы провести пит-стоп. Он выехал позади Росберга на более свежих шинах. Феттель тоже сменил резину, получив комплект Soft на последний отрезок. Теперь уже у Хэмилтона было очевидное преимущество. За девять кругов до финиша Росберг ошибся, и Льюис захватил лидерство в гонке».
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com