Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Канады…
В этом году у Ferrari был шанс выиграть Гран При Канады, но команда не смогла им воспользоваться. В Мельбурне они упустили победу из-за неудачной тактики, а в Монреале приняли решение провести ранний пит-стоп, повлиявшее на дальнейшее развитие событий, в результате чего позиционное преимущество перешло к Льюису Хэмилтону и Mercedes. Но можно ли утверждать, что это решение стоило Себастьяну Феттелю победы, как это было в Австралии? Или стратеги Скудерии поступили правильно, что предприняли попытку, хотя в итоге всё сложилось в пользу Хэмилтона?
Давайте проанализируем и это, и ряд других значимых итогов гонки, например, первый подиум Валттери Боттаса в этом сезоне, или то, как Карлос Сайнс отыгрался и заработал очки, хотя стартовал из задних рядов.
Ожидания перед гонкой
После семи этапов сезона уже понятно, что гонки в этом году проходят интереснее, благодаря более широкому выбору шин и возросшему влиянию тактики на исход Гран При.
В Канаде всегда было неясно, какая тактическая схема предпочтительнее – с одним пит-стопом или с двумя? Первый вариант даёт возможность получить выгодную позицию на трассе, но второй – быстрее.
Если ты едешь по свободной трассе, два пит-стопа однозначно лучше, но с учётом того, что в этом году в распоряжении команд резина составов UltraSoft, SuperSoft и Soft, немногие в паддоке считали, что вариант с единственной остановкой в боксах осуществим в принципе. Например, в Force India, которая обычно умеет добиваться результатов именно за счёт того, что проводит меньше пит-стопов, чем соперники, даже не пыталась повторить это в Монреале.
Шины UltraSoft были самыми быстрыми в квалификации, поэтому первая десятка стартовала именно на них, но на тренировках в пятницу SuperSoft показали себя не лучшим образом, поэтому мало кто стремился использовать их в гонке. Кроме двух машин, стартовавших на SuperSoft, и Серхио Переса, у которого были огромные проблемы с этой резиной, использовать её в гонке решились только в Ferrari. Держаться особняком в подобной ситуации всегда сопряжено с риском.
Скудерия на тренировках мало работала с шинами Soft, поэтому не располагала достаточными данными о её особенностях, но оказалось, что это самая подходящая для гонки резина. Она меньше гранулировалась и меньше была подвержена деградации, чем остальные, а поскольку при этом отличалась повышенным ресурсом, это давало командам возможность быть более гибкими в выборе тактики.
Но в Ferrari работали с ней на утренней тренировке в субботу, следовательно, у них не сохранилось для гонки двух свежих комплектов Soft на случай, если бы итальянская команда решила преодолеть дистанцию с двумя пит-стопами. Это была её первая ошибка.
Упустила ли Ferrari победу из-за раннего пит-стопа?
Феттель захватил лидерство с самого старта, опередив обе машины Mercedes, и на первом отрезке гонки занимал неплохую позицию. Ему удавалось сдерживать натиск Хэмилтона, не позволяя гонщику Mercedes приблизиться на дистанцию атаки с помощью DRS. Другими словами, интервал между машинами был больше секунды. Бонус был ещё и в том, что Макс Ферстаппен отстал, а Нико Росберг в 1-м повороте вылетел с трассы после острого эпизода с Хэмилтоном и откатился на 9-ю позицию. Так что борьбе за лидерство никто не мешал, и Феттель с Хэмилтоном вели сражение за первые два места на подиуме, но вот вопрос, кому достанется победа?
В Ferrari ещё до гонки запланировали два пит-стопа. По словам Хэмилтона, в Mercedes собирались следовать этой же схеме, но в реальности всё было тоньше. В чемпионской команде мыслили более широко, поэтому на первых кругах собирались изучить ситуацию, понять, как прогреваются шины и какая разница в скорости между резиной Soft и UltraSoft – и только потом принять решение.
Поворотным моментом стал сход Дженсона Баттона, гонщика McLaren – это произошло на 11-м круге. Обломков на дороге не было, поскольку всё произошло из-за отказа двигателя, и когда объявили режим Виртуального автомобиля безопасности (VSC), можно было предположить, что это ненадолго.
В Ferrari были настроены на два пит-стопа, и в этой ситуации увидели для себя какие-то возможности: они подумали, что если сейчас провести пит-стоп, это позволит сэкономить примерно 6 секунд по сравнению с остановкой в боксах в режиме нормальной гонки. Но из этого ничего не вышло, ведь когда Феттель уже был на пит-лейне, в этот момент VSC отменили.
Поскольку пит-стоп был проведён как минимум на 8 кругов раньше по сравнению с оптимальным планом, предполагавшим тактику двух остановок в боксах, гонщик Ferrari потерял позицию по отношению к Хэмилтону. Но также потерял и возможность контролировать ситуацию в гонке. Ранний пит-стоп привёл к тому, что Феттелю пришлось прорываться через трафик, хотя если бы команда не торопилась приглашать его на пит-лейн и подождала ещё кругов 8 – 10, Себастьян бы оказался на свободной трассе.
Главная же проблема состояла в том, что на машину Феттеля поставили шины SuperSoft, которые в этот уик-энд работали неважно. В идеале надо было бы ставить свежий комплект Soft, это позволило бы и дольше оставаться на трассе, и более гибко работать с тактикой.
О чём же думали в Ferrari?
Понятно, что решение принималось в спешке, когда на трассе объявили режим VSC. Звать в это время в боксы ещё и Кими Райкконена было явной ошибкой, поскольку к тому моменту режим отменили, так что финн ничего не выиграл, да ещё и оказался в трафике на резине SuperSoft. Странно, что в Ferrari даже не пытались разделить тактику – впрочем, Райкконен весь уик-энд был медленнее, чем Феттель.
В Ferrari понимали, что машина Mercedes – быстрее, поэтому, чтобы одолеть Хэмилтона, надо действовать как-то иначе, быть агрессивнее. Если бы Себастьян остался на трассе, скорее всего, Льюис попытался бы опередить его за счёт более раннего пит-стопа после второго отрезка гонки, поскольку в Mercedes могли сделать финальный отрезок длиннее. Так что чемпионская команда вполне могла бы выиграть гонку и в этом случае. В Ferrari же стремились следовать иной логике, что вполне объяснимо.
Проведя столь ранний пит-стоп, они понимали, что это заставит стратегов Mercedes перейти на схему с единственной остановкой в боксах, хотя никто не знал, в каком состоянии будет резина на машине Льюиса под конец гонки.
В Pirelli считали, что на комплекте Soft можно проехать 50 кругов, но не надо путать физический ресурс резины с её скоростным ресурсом. Шинники имели в виду прежде всего, что за 50 кругов комплект Soft ещё не успеет износиться, но это вовсе не означает, что скорость не будет падать. Искусство стратегов команд в том и заключается, чтобы по ходу тренировок выработать некую модель работы с резиной, которая позволит адаптироваться к различным изменениям обстановки, состояния трассы и температур.
Первое подтверждение того, что всё может сложиться, как надо, в Mercedes получили, когда Росберг на 51-м круге был вынужден свернуть в боксы из-за медленного прокола. Это позволило команде изучить состояние комплекта шин, проехавшего уже 30 кругов, и вычислить, сколько ещё он сможет выдержать. Поэтому они знали, что Хэмилтон сможет добраться до финиша и выиграть гонку.
Значит, в Ferrari допустили ошибку? Да, они сами поставили себя в такое положение, поскольку не смогли использовать в гонке два комплекта шин Soft, хотя были и другие способы, которые можно было попробовать, и которые могли оказаться более эффективными, чем решение провести пит-стоп во время режима VSC.
Лишился ли Феттель из-за этого победы? Вероятнее всего, нет, ведь машина Mercedes всё-таки была быстрее и позволяла лучше работать с резиной, поэтому у стратегов этой команды всегда был в запасе вариант с более ранним пит-стопом, а также другие козыри, которые они могли пустить в дело, чтобы выиграть гонку.
В Williams рискнули, и Боттас поднялся на подиум
Команда Williams традиционно неплохо выступает в Монреале, и хотя они вновь уступили Red Bull в квалификации, в гонке всё-таки их опередили за счёт очень смелой тактики. Фактически Валттери Боттас реализовал ту же схему, что и Хэмилтон, поменяв шины на круг раньше и получив позиционное преимущество над двумя машинами Red Bull Racing. Кроме того, он воспользовался просчётом, который допустили в Ferrari, выбирая тактику для Райкконена.
В прошлом Williams не раз критиковали за то, что они действовали недостаточно смело, но на этот раз в команде решили рискнуть, сделав ставку на шины Soft, и этот риск оправдался.
Отдельной похвалы Боттас и Хэмилтон заслуживают за то, что избежали блокировки колёс и повреждения резины, в отличие от других гонщиков. Это ключевое условие, если вы принимаете решение преодолеть 70 кругов всего лишь на двух комплектах резины: гонщик должен поддерживать высокий темп, но при этом аккуратно работать с шинами, не допуская их повреждения, ведь резина составов SuperSoft и UltraSoft весьма чувствительна к блокировкам и гранулированию. Стоит это допустить, и скорость сразу падает.
Сайнсу и Toro Rosso удаётся отыграться
Карлос Сайнс неплохо смотрелся ещё на тренировках, но в квалификации допустил ошибку, разбив машину, и это дорого ему обошлось: стартовал он лишь с 20-й позиции. Тем не менее, ему удалось отыграться и финишировать 9-м.
Интересно, что это стало возможным именно за счёт агрессивной тактики двух пит-стопов, в соответствии с которой Сайнс провёл пит-стоп через два круга после того, как был введён режим VSC. В Toro Rosso могли предвидеть, что он скоро закончится, поэтому не последовали примеру Ferrari, а оставили Карлоса на трассе ещё на пару кругов, и только потом позвали на пит-стоп и поставили на его машину комплект Soft – это позволило им более гибко выбирать продолжительность второго отрезка.
Затем в Toro Rosso разыграли своего рода шахматную комбинацию: Даниил Квят ехал 13-м, и его пригласили на ранний пит-стоп на 17-м круге. Идея состояла в том, чтобы заставить Haas и McLaren отреагировать и позвать в боксы Грожана и Алонсо – всё произошло именно так. Перед Сайнсом, который ехал на свежих шинах, открылась свободная трасса, благодаря чему он отыграл немало позиций и поднялся на 11-е место. Это был классический манёвр в стиле Toro Rosso и Red Bull Racing, когда один из гонщиков используется для того, чтобы другой получил преимущество, и в итоге команда добывает неплохой результат.
Серхио Перес стартовал на шинах Soft и перешёл на SuperSoft на 30-м круге, но более мягкая резина работала плохо, что позволило Сайнсу отыграть ещё одну позицию, а благодаря сходу Массы испанец поднялся на 9-е место.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com