Том Бауэр, британский мастер журналистского расследования, получил известность ещё до того, как написал книгу «Не ангел», посвящённую биографии Берни Экклстоуна (в России она вышла под названием «Формула 1. История главной автогонки мира и её руководителя Берни Экклстоуна»), но именно после этого автор прославился и в автоспортивных кругах.
А сегодня в лондонской газете The Sunday Times Бауэр опубликовал очерк, посвящённый Максу Мосли, бывшему президенту FIA и ближайшему сподвижнику Экклстоуна. Лейтмотив его новой работы отражает вот эта фраза: «Создаётся впечатление, что Мосли – это одиночка, который ненавидит весь мир, потому что мир плетёт против него заговоры».
Одна из главных черт характера Мосли – упрямство, и об этом говорил ещё Экклстоун, самым тесным образом сотрудничавший с ним на протяжении более 30 лет: «У Макса есть своё мнение, и он не готов к компромиссам. Он идёт напролом. Но даже когда он прав, возникают сомнения, стоит ли заходить так далеко».
Десять лет назад, весной 2008-го, Мосли оказался в центре жуткого скандала, когда на страницах лондонского таблоида News of the World появилась история о его участии в садо-мазохистской оргии, подкреплённая видеоматериалами, в подлинности которых было трудно сомневаться. Но тогдашний президент FIA подал в суд на газету за незаконное вторжение в частную жизнь и выиграл процесс. После чего возглавил целую кампанию за право оберегать эту сторону жизни от вездесущей прессы и добился того, что материалы о его похождениях были удалены из всех газетных архивов.
Однако спустя десять лет издание The Daily Mail объявило войну Мосли, на прошлой неделе опубликовав фотографии, датированные 1962 годом, на которых Мосли в буквальном смысле дерётся с антифашистами, протестовавшими против политики, которой придерживался Освальд Мосли, отец Макса, лидер британских сторонников гитлеризма.
Кроме того, газета обнаружила старую листовку с совершенно расистскими призывами, которую примерно в те же годы изготовил и распространял Макс Мосли, поддерживавший на выборах кандидата, выдвинутого Юнионистским движением, организацией фашистского толка, созданной Освальдом Мосли после войны.
Когда Макс Мосли враждовал с британской прессой, он подал множество исков против различных изданий и под присягой категорически отрицал существование таких листовок, но теперь ему самому может грозить судебное преследование за лжесвидетельство.
Старая история с участием Мосли в предвыборной агитации в пользу сторонников британского национал-социализма закончилась ничем: кандидат от Юнионитского движения не набрал тогда голосов, после чего Макс вместе с отцом решили, что их идеология на английской почве не приживётся. Мосли-старший эмигрировал во Францию, а его сын решил стать адвокатом.
Но карьера не задалась, поскольку он неожиданно увлёкся Формулой 1.
Вот что пишет Бауэр: «В 2010 году он мне объяснял: "У меня не было денег и не было доступа к деньгам нашей семьи". Он предпочёл умолчать о том, что его отец был чрезвычайно скупым и тратил всё только на собственные нужды, удовлетворяя свои политические амбиции, а также покупая дорогую одежду и лучшие вина».
Впрочем, это не помешало Максу заняться автоспортом и вместе с деловыми партнёрами создать компанию March Engineering, производившую машины сразу для нескольких гоночных серий. В 1968-м Мосли познакомился с Берни Экклстоуном, в то время успешным торговцем подержанными автомобилями, после чего начался долгий период сотрудничества этих двух незаурядных личностей.
Именно при поддержке и помощи Мосли в 70-е годы Берни получил полный экономический контроль над Формулой 1. Как потом вспоминал бывший президент FIA, «Команды вполне справедливо хотели получить свою долю полномочий, но мы им не позволили, поскольку считали, что именно мы должны руководить спортом, а не они».
За этим последовала успешная попытка получить контроль и над Ф1, которую они тоже осуществили вдвоём. По словам Мосли, «Сразу понятно, что это естественный альянс. Берни умел делать то, чего не умел я, но я был юристом. Получив руководящий пост в FIA, я также получил возможность восстановить репутацию моей семьи».
Впрочем, как потом вспоминал Экклстоун, «Макс никогда не говорил о нацизме и не делал расистских высказываний». Так это или нет, проверить всё равно невозможно, однако сложно спорить, что в эпоху Мосли руководство FIA носило откровенно авторитарный и диктаторский характер.
Ближе к финалу его президенства он развернул настоящую войну против некоторых видных представителей гоночного сообщества, прежде всего против Рона Денниса, тогдашнего главы McLaren, и Флавио Бриаторе, руководителя команды Renault. Так что могущественных врагов у Мосли хватало, и когда 30 марта 2008 года в News of the World вышел тот скандальный материал, он пожаловался Экклстоуну: «Кто-то меня подставил».
Берни склонен был согласиться, однако не стал помогать Мосли выбираться из крайне неприятного положения, прямо заявив, что тот должен подать в отставку. Но Мосли отказался, после чего смог оставаться на посту президента федерации до 2011 года, а параллельно вёл судебную войну с британской прессой, фактически добившись закрытия News of the World. Более того, он смог инициировать официальное расследование, по сути направленное на ограничение свободы печати.
Заканчивается очерк Бауэра такими словами: «Этих побед оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить Мосли. Теперь он требует удаления из публичного доступа любых записей, связанных с той оргией – немыслимые претензии. Ненавидя одновременно и прессу, и истеблишмент, при этом он требует общественного признания и одобрения своих действий.
Оставшись за бортом британской политики, не понимая её реалий, Мосли проигнорировал предупреждение Экклстоуна, как-то сказавшего: "Последнее слово всегда останется за прессой".
Впрочем, этим последним словом может оказаться и некролог».