Споры о том, кого из гонщиков можно считать лучшим за всю историю Формулы 1, не прекратятся никогда, хотя давно стало понятно, что составление любых рейтингов такого рода – затея лукавая, ибо результат всегда будет относительным.
Но бесспорно, что в число главных суперзвёзд всегда будет входить Айртон Сенна. Герхарду Бергеру в своё время довелось быть напарником великого бразильца в McLaren, и он точно знает, что отличало Сенну от других, и почему лично он уступал Айртону.
Австриец перешёл из Ferrari в McLaren в 1990-м, был вполне уверен в собственных силах и не сомневался, что способен выступать на равных с Сенной или даже его опередить. Но вскоре понял, что ошибался.
Сезон 1990 года начинался с Гран При США в Финиксе. Бергер выиграл квалификацию, а Сенна показал только 5-й результат. Но на 44-м круге Герхард сошёл с дистанции из-за проблем со сцеплением, а победа досталась именно Айртону.
Но затем почти во всех гонках того сезона Сенна опережал напарника и в итоге выиграл титул; Бергер же набрал намного меньше очков, их у него оказалось столько же, сколько у Нельсона Пике, и в итоге он оказался на четвёртом месте личного зачёта.
«Айртон был абсолютно лучшим из всех, кого я знал, – признал Бергер в интервью австрийскому Motorsport-Magazin. – И дело тут не в таланте, а в целой совокупности причин.
Сенна начал заниматься картингом в 4 года и в возрасте шести лет уже стал профессиональным картингистом. В Формулу 1 он пришёл уже с опытом 400 стартов в гонках разных уровней.
Если я сосчитаю все гонки, в которых выступал с самого начала карьеры до Ф1, то, наверное, получится около сорока. Значит, мне приходилось навёрстывать, а это было практически невозможно.
Кроме того, Айртон был намного более дисциплинированным человеком, он полностью отдавался гонкам. А я любил вечером выпить пива, проводить время на вечеринках. Конечно, я тоже был собранным и целеустремлённым, но не в такой степени, как он.
В общем, был целый набор причин. Также он был очень силён физически, много тренировался и в этом плане опережал всех. Что же касается таланта, то, возможно, это единственное, в чём я ему не уступал.
И всё-таки я не жалею, что в те времена не сделал попытки всё поставить на карту, чтобы его опередить, ведь тогда это был бы не я. У каждого гонщика свой определённый уровень мастерства, свои характерные особенности, и попытки пойти наперекор своей природе обычно плохо заканчиваются.
Рон Деннис однажды назвал меня алмазом, который требует серьёзной огранки. Именно попытки как-то меня "отшлифовать" в итоге вышли мне боком…»