Формула 1 возвращается в Монреаль после затянувшегося перерыва, и в этот уик-энд на автодроме, который с 1982 года носит имя Жиля Вильнёва, пройдёт 51-й Гран При Канады. Об особенностях канадского уик-энда рассказал Паоло Пьерро, руководитель отдела электроники гоночной бригады Ferrari.
Вопрос: Расскажите о вашей роли в команде…
Паоло Пьерро: На трассе я отвечаю за электронику. В дни гоночного уик-энда и в период подготовки к нему я обеспечиваю работу всех этих систем. На практике это означает, что я координирую работу всех сотрудников, которые следят за электронным оборудованием – в эту категорию входят все электронные и электрические компоненты машины (датчики, управляющие устройства, проводные и беспроводные соединения).
Кроме того, мы отвечаем за программное обеспечение, которое используют стратеги команды, и за системы, обеспечивающие старт машины. Но также мы следим за работой систем коммуникации и телеметрии и обеспечиваем передачу видеоинформации Формуле 1.
Но электроника – это ещё и различное оборудование, что находится в боксах команды, а также системы, которые используются на пит-стопах.
Вопрос: В чём особенности вашей работы в дни канадского уик-энда на автодроме в Монреале?
Паоло Пьерро: Длина этой трассы – 4361 м, гонка продолжается 70 кругов. 10-му повороту и 13-му, где находится Стена чемпионов, предшествуют очень интенсивные торможения. За температурой суппортов тормозов и тормозных дисков надо следить внимательнее, чем на других трассах, поэтому мы должны обеспечить стабильную и эффективную работу всех датчиков.
Также мы отвечаем за систему brake-by-wire, которая следит за работой задних тормозов и за считаные миллисекунды корректирует тормозной баланс – всё должно работать как надо, чтобы машина не теряла темпа.
Вопрос: С каким объёмом данных телеметрии вам приходится иметь дело за гоночный уик-энд, и что можно сказать об интенсивности радиообмена между гонщиками и другими сотрудниками команды?
Паоло Пьерро: Системы телеметрии машины Формулы 1 должны в реальном времени передавать до 1 MB информации, для чего используется около 10000 каналов. Каждый работает на своей частоте. Когда машина находится в боксах, и мы скачиваем всю информацию, то для этого у нас есть до 40000 каналов.
Во время пятничных тренировок количество каналов ещё больше, и в целом за уик-энд мы обрабатываем порядка 50 GB данных.
Система телекоммуникации организована ещё интереснее: в ней используется около 60 каналов, 40 из которых передают информацию в Маранелло, где находится удалённый центр управления гонкой.
За гоночный уик-энд между сотрудниками происходит примерно 5000 сеансов связи, из них только за время гонки – около тысячи, при том что между каждым из гонщиков и их инженерами фиксируется около 150 таких сеансов.