Макс Мосли о будущем Формулы 1…

Накануне встречи ассоциации команд FOTA опубликовано заявление президента FIA Макса Мосли - обращение к командам и руководителю FOTA Луке ди Монтедземоло от 5 января 2009 года...

Дорогой Лука,

Сокращение затрат

После письма Чарли Уайтинга от 3 января, я считаю, что было бы полезно изложить наше мнение по поводу текущей ситуации.

Ключевые моменты

Во-первых, Формула 1 была нежизнеспособна ещё до кризиса. Затраты команд выросли настолько, что у нас несколько лет были вакансии в чемпионате.

Во-вторых – сокращение затрат невозможно без серьёзных перемен, при этом неизбежно расставание с некоторыми проектами, средствами обслуживания и, что печально, людьми.

В-третьих, сам факт вложения денег в дорогостоящее оборудование не может служить аргументом для его использования в чемпионате. Деньги уже потрачены, их нет, и мы должны избежать принуждения других к подобным тратам.

В-четвертых, нет никаких разумных аргументов для сохранения в Формуле 1 дорогостоящих технологий, которые не нужны спорту и неинтересны широкой публике.

Специфика

2009

Поправки к регламенту на сезон 2009 года, согласованные на встрече от 10 декабря, очень помогут чемпионату. Нам нужны детальные предложения по отдельным аспектам, к примеру - ограничению до 8 часов/5 дней работ в аэродинамической трубе (которое было согласовано командами), но речь идет о деталях уже принятых соглашений. Мы готовы согласовать дальнейшие меры по сокращению затрат в 2009-м по предложениям команд.

2010

В 2010-м чемпионат ждут более серьёзные перемены.

Двигатель

Обороты будут ограничены до 17000 в 2010-м и далее. Запрещена внутренняя перенастройка моторов, допустима лишь коррекция каналов впускного коллектора и инжекторов. Исключение будет сделано только для Cosworth, пропустивших последнюю стадию модернизации двигателей, но в пределах ограниченного бюджета.

Двигатели будут заморожены до 2013 года, как и было согласовано. Дистанция тестов ограничена 15000 км, включая свободные заезды в пятницу. На этих условиях Cosworth сможет поставлять конкурентоспособные моторы по 5 миллионов фунтов за сезон и обеспечит техническую поддержку, если в ближайшие одну-две недели хотя бы три команды выразят желание подписать контракт.

Эти меры не повлияют на текущие поставки моторов, а ограничение оборотов до 17000 позволит сократить затраты всех поставщиков.

Коробка передач

Использование стандартной коробки мы планируем сделать условием участия в чемпионате мира 2010 года. Тендер на разработку таких коробок выиграла компания XR. Некоторые команды хотели бы продолжить сотрудничество с текущими поставщиками, но стандартная коробка передач - очевидный способ существенного сокращения расходов без влияния на другие аспекты Формулы 1. Чтобы избежать возможных проблем с компоновкой машины, мы требуем использование стандартного поддона. Это не скажется на зрелищности, но позволит сократить расходы и решить некоторые инженерные проблемы.

Шасси

Мы опубликуем список элементов шасси и систем, которые разрешено дорабатывать в 2010-м, остальные элементы будут заморожены или унифицированы. Мы хотим согласовать список с FOTA, но нужно понимать, что это ограничение приведёт к радикальному сокращению работ по разработке шасси, а значит - к существенному снижению затрат. Продуманный подход к этому вопросу позволит уменьшить потребность в использовании аэродинамических труб, лабораторий вычислительной гидродинамики и симуляторов.

Гоночный уик-энд

Мы хотим получить от FOTA предложения о снижении затрат во время гоночных уик-эндов, приоритет - уменьшение расходов в областях, которые скрыты от общественного внимания и не связаны с безопасностью.

KERS

Команды не обязаны использовать KERS. Они могут договориться об использовании стандартной системы рекуперации, или отказаться от неё.

Растёт уверенность в том, что использование принципа химической рекуперации (с сохранением энергии в специальных батареях), должно быть запрещено в Формуле 1 из-за отсутствия в настоящий момент доступных батарей. Однако, есть механические и электромеханические системы, которые могут использоваться в Формуле 1, возможно и использование гидравлических систем.

Для Формулы 1 были бы полезны системы, которые могут запасать энергию, большую 400 килоджоулей, 60 кВт, (для примера: ёмкость в 2 мегаджоуля, 150 кВт на входе, 100 кВт на выходе), при этом - маленькие и легкие, что очень существенно. Такие параметры теоретически возможны с механическими устройствами, но в обозримом будущем недостижимы при использовании батарей или конденсаторов. Подобные нехимические устройства, при удачной разработке, могут оказать существенное влияние на дорожные машины и другие области использования.

Этот вопрос мы бы хотели подробно рассмотреть с FOTA. Особенно важна возможность использования уникального технического потенциала Формулы 1 для разработки KERS без существенных затрат со стороны команд.

Резина

В настоящий момент большие средства расходуются на поиск оптимальной развесовки машин, которая позволила бы добиться максимальной эффективности от шин используемой ширины. Мы хотели бы обсудить с FOTA возможное изменение ширины передних и задних шин для решения этой проблемы. В то же время мы хотим, вместе с Bridgestone и FOTA, исследовать возможность использования составов, более устойчивых к износу.

Ограничение бюджета

Мы понимаем, что этот вопрос ещё обсуждается FOTA. Идея в том, чтобы команды обладали равной суммой доступных средств, и успех стал бы следствием более умного, эффективного их использования. При грамотном воплощении это весьма справедливая схема, ведь наличие больших средств, чем у конкурентов, так же несправедливо, как наличие мотора большей мощности. Мы хотели бы обсудить этот вопрос с FOTA, может случиться так, что в существующей ситуации сработает принцип добровольного ограничения бюджетов, ведь никто из автопроизводителей сейчас не пойдет на секретные дополнительные расходы, а у частных команд на это нет средств.

Зрелищность

Главная претензия со стороны болельщиков - нехватка обгонов, борьбы "колесо в колесо". Поправки к регламенту на аэродинамику, предложенные группой экспертов, вступают в силу в сезоне 2009 года. Пока неизвестно, помогут ли они, как и 80 дополнительных сил от KERS, при обгоне. Есть предложения по изменению спортивного регламента - порядка гонщиков на старте, определения чемпиона по числу медалей, завоеванных на подиуме, ни одно из них не решает главной проблемы - быстрые машины по-прежнему будут иметь преимущество над медленными, а значит, не будет и гонок "колесо в колесо".

Мы планируем помочь FOTA в исследованиях возможностей использования подвижных элементов аэродинамики. При радикальном подходе они могли бы дать едущей позади машине преимущество над той, что впереди. Примитивный вариант использования этого принципа имел место в 60-е, когда гонщики получали преимущество в отдельных поворотах и мы видели борьбу "колесо в колесо". Используя современные технологии и подвижные элементы аэродинамики можно добиться увеличения прижимной силы в воздушном потоке позади машины соперника, однако это требует существенной доработки (возможно, и автоматизации) элементов аэродинамики.

Будущее

Уже говорилось, что финансовая планка участия в чемпионате была слишком высока и до текущего финансового кризиса. У нас был чемпионат, зависящий от готовности мировой автомобильной промышленности к затратам огромных средств на выступление в Формуле 1, и миллионеров, финансирующих частные команды. В текущей ситуации было бы сумасшествием предполагать, что этот принцип может использоваться и в дальнейшем.

Затраты должны быть уменьшены до объема, при котором эффективно управляемая частная команда может быть жизнеспособна на средства, получаемые от FOM, и очень умеренном субсидировании. Это единственный способ сохранить чемпионат и привлечь в него новые команды, которые могли бы заполнить имеющиеся вакансии.

У FIA нет прямой материальной зависимости от Формулы 1, но мы считаем, что обязаны сохранить чемпионат для команд, владельца коммерческих прав и автоспорта в целом. Мы готовы действовать радикально и надеемся, что все команды поддержат планы по сокращению затрат в 2010-м. Впрочем, мы готовы признать, что отдельные команды могут предпочесть собственный путь.

Мы надеемся на поддержку FOTA в наших действиях и вашу помощь в разработке решений, которые должны быть приняты.

С наилучшими пожеланиями,
Макс Мосли.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.