Бывший гонщик Формулы 1 Джонни Херберт, выступавший с 1989 по 2000-й за Benetton, Tyrrell, Lotus, Ligier, Sauber, Stewart и Jaguar, сравнил дуэль Хэмилтона и Массы в 2008-м с легендарными сражениями Сенны и Проста. Джонни остался доволен всем, кроме спорных решений стюардов...
Джонни Херберт: "Всё прошло хорошо, сезон получился невероятно интересным. Единственное, что мне не понравилось - многочисленные штрафы. Они казались странными и ненужными, но в результате судьба титула решилась в последнем повороте последнего Гран При сезона. О большей интриге нельзя и мечтать, я не думаю, что подобную ситуацию можно было бы смоделировать.
Однако, со многими решениями стюардов я не согласен. К примеру - Спа, я не думаю, что Льюис что-то сделал не так. С тех пор, как я выступал в гонках, многое изменилось - тогда были гравийные ловушки и выскочив за пределы трассы вы могли потерять не одну, а пять позиций, сейчас их сменили асфальтовые зоны безопасности, и нет ничего удивительного в том, что гонщики ими пользуются. В наше время было джентльменское соглашение - если вы получили несправедливое преимущество, нужно ввернуть позицию - именно это сделал Льюис. Да, потом он снова обогнал Райкконена, но в спорный момент он сбросил скорость, потерял импульс атаки.
В остальном борьба между Хэмилтоном и Массой получилась великолепной, а дополнительную интригу внесли успехи Роберта Кубицы и BMW, которые правда не смогли сохранить темп до конца сезона, прогресс Renault и победы Алонсо. Это лучший сезон из тех, что я видел за многие, многие годы. В последний раз столь напряженной была борьба Сенны с Простом - тогда тоже всё решали мелочи, и я помню, как Айртон пытался подольше задержаться в боксах, чтобы после отъезда Алена в гостиницу изучить его телеметрию. То же самое делал Прост, и порой это продолжалось до десяти вечера.
Потеря прижимной силы и новая аэродинамика в 2009-м должны облегчить обгоны, но инженеры команд сделают все, чтобы этому помешать, поэтому я не думаю, что гонки серьёзно изменятся. Возвращение сликов - единственный компонент, который может сделать гонки лучше, но не сразу - сначала возникнут те же проблемы, с которыми мы сталкивались в последние годы.
Из-за перемен в регламенте богатые команды будут ещё больше времени проводить в аэродинамической трубе, с другой стороны в современной Формуле 1 почти не осталось бедных команд - даже Force India, начав с наследия Jordan - Midland - Spyker, стала клиентом McLaren Mercedes и может быть весьма конкурентоспособна. Фактически остались лишь три команды, не имеющие поддержки автопроизводителя - Williams, Red Bull и Toro Rosso - им придется работать изо всех сил, чтобы соответствовать общему уровню.
McLaren и Ferrari - очевидные фавориты, но у соперников есть шанс сократить отставание. Toyota, BMW и остальные сделают всё, чтобы подобраться к лидерам, лидеры постараются сохранить преимущество, однако у одной из команд, как всегда при смене регламента, удастся сделать большой шаг вперед. Кто это будет? Я не знаю..."