В своей колонке, опубликованной в журнале Motorsport, технический руководитель Williams Патрик Хед рассказал о событиях середины 70-х, когда он едва не разочаровался в гонках, но познакомился с Фрэнком Уильямсом – и решил работать вместе с этим неординарным человеком…
Партин Хед: «Мы с Фрэнком впервые встретились в 1975 году. Я тогда понемногу работал с машиной Гая Эдвардса для Формулы 5000, а параллельно строил себе небольшую двухмачтовую яхту в доках Суррея, поскольку незадолго до этого ушел из команды Trojan, где помогал Рону Торанаку. Фрэнк тогда как раз подыскивал конструктора, которому не требуется высокая зарплата, и Гай посоветовал ему связаться со мной. При этом сам я весьма слабо представлял, кто такой Уильямс.
Это был не самый легкий для меня период, поскольку я пришел к мысли, что гонки – неблагодарный бизнес, и лучше я попробую найти себя в каком-то другом деле. Но всё же я принял предложение Фрэнка о встрече и приехал в отель Carton Towers на улице Sloane. В ту пору у меня была выкрашенная в разные цвета Renault 4, и когда я передавал ключи от нее консьержу, было видно, что машина не впечатлила его. Вдобавок, на мне были старые джинсы и свитер, закапанные пахучей смолой.
Фрэнк энергично поднялся мне навстречу – он выглядел очень элегантно и даже щеголевато. Мы поговорили совсем немного, а уже в следующий понедельник, 25 ноября, я приступил к работе в Рединге. И только намного позже мне стало известно, что моя кандидатура поначалу рассматривалась только в качестве экстренной и временной меры.
Для начала мне нужно было разобраться с шасси FW04, у которого возникли неполадки в системе подачи топлива, что приводило к частым отказам двигателя. Я разработал новый бензобак и топливную систему. А через неделю Фрэнк сообщил, что решил продать команду Вальтеру Вольфу, а новым главным конструктором станет Харви Постлтуэйт. У меня был выбор – получить 500 фунтов и отправиться восвояси или же остаться и работать с Харви. Я выбрал второе – и это было одно из лучших решений в моей жизни.
Я многому научился, когда помогал Харви в создании новой машины, Wolf WR01, и ездил с Фрэнком на гонки. В общении он оказался очень прямолинейным человеком. Я восхищался тем, сколько у него сил и энергии, и решил, что, пожалуй, стоит подольше оставаться рядом с таким человеком. Затем в команду взяли Питера Уорра, а Фрэнка отодвинули в сторону – и тогда он решил разорвать отношения с Вальтером Вольфом, а самому начать всё сначала.
Он спросил, готов ли я присоединиться – и 28 марта 1977 года мы переехали в новое здание. Поначалу у нас было единственное шасси March, которое Фрэнк купил у Макса Мосли. Я был молод, и считал, что этот проект открывает перед нами отличные возможности, хотя многие люди из мира гонок называли его самоубийственным.
Фрэнк часто говорил, что обязан мне тем успехом, которого мы смогли добиться впоследствии, но это совсем не так. Просто прежде у него порой были совершенно ужасные машины, и он хорошо усвоил, что в Формуле 1 техника играет первостепенную роль, и без этого все усилия оказываются напрасными. Потому он уважительно относился к моим умениям в этой области, а я уважал его за энергичность, драйв и способность видеть позитив даже в очень сложных ситуациях. Порой я полагал, что у нас возникли проблемы, а он их просто не замечал, продолжая движение вперед.
Для меня было очень важно иметь рядом такого человека, а он видел во мне те способности, которыми не располагал сам, так что это было взаимовыгодное сотрудничество. Он был отличным руководителем – не как гоночный инженер, но как специалист, способный в нужное время найти нужную вещь и правильно её использовать. Кроме того, он хорошо разбирался в денежных вопросах. И если я говорил, что нам требуется какое-то новое оборудование, он никогда этому не препятствовал, а всегда оставлял решение инженерных вопросов за мной.
Фрэнк необыкновенно целеустремленный, нацеленный на успех человек, и по сию пору он никогда не испытывает сомнений. И ещё, он никогда не волнуется. Если Фрэнк закрывает глаза, то мгновенно засыпает, что бы ни творилось вокруг. У таких людей, как я, которые постоянно переживают из-за проблем, это порой вызывает досаду. Но он никогда не забивает себе голову тем, на что не может повлиять, и является абсолютным прагматиком, уверенным в том, что справится со стоящей перед ним задачей.
Свои собственные сложности он решает тихо и незаметно. Если его нет на работе, требуется целое расследование, чтобы выяснить, что он проходит необходимые процедуры в больнице. Теперь он куда больше погружен в собственные мысли и не столь активен, но это повышает эффективность его работы в роли руководителя компании. Возможно, этого бы не произошло, если бы он не попал в ту аварию. Он невероятно целеустремленный человек».