Формула 1 – это не только передовые технологии и высокие скорости, но еще и огромные деньги. Европейские эксперты подсчитали, сколько пришлось затратить Дитриху Матешицу, чтобы вывести команду Red Bull Racing на вершину Больших Призов. Сумма составила около 500 миллионов Евро.
Производящая энергетические напитки компания Red Bull, совладельцем которой является Матешиц, известна тем, что вкладывает в различные имиджевые проекты едва ли не самую большую в мире долю выручки. Редактор деловой рубрики издания Pitpass Крис Силт полагает, что после покупки у Ford команды Ф1 на неё было потрачено 422,4 миллиона фунтов стерлингов.
Именно в этой валюте приведены и остальные цифры. Все началось в 2005-м, когда было инвестировано 58,3 миллиона фунтов в создание компании Red Bull Technology. За ними последовали 85,6 миллиона в следующем году и 89,2 миллиона в 2007-м. Часть этой суммы направлялась в Toro Rosso, но она не превышала 10 миллионов и снижалась год от года.
В 2008 году содержание Red Bull Racing обошлось в 79 миллионов фунтов, а уже в следующем сезоне, когда к команде пришла первая победа, расходы возросли до ста с лишним миллионов, из которых владелец внес 96,9 миллиона. То есть всего за пять лет бюджет, фактически, удвоился.
При этом борьба за титулы требует больших вложений в технические наработки, расходы по этой статье в 2009-м году (когда разрабатывалась чемпионская RB6 Себастьяна Феттеля) составили 57,2 миллиона фунтов. Почти пять миллионов было вложено в совершенствование инфраструктуры. Интересно, что персонал команды и в 2008-м, и в 2009-м составлял 592 человека, но выплаты по зарплате за год выросли на 22%, достигнув отметки 45,9 миллиона. Из этой суммы 9,8 миллиона получил Феттель, 3,7 миллиона – Марк Уэббер.
Команду не раз обвиняли в нарушении Соглашения об ограничении ресурсов. Однако в ситуации, когда порой очень сложно определить, на что именно выделяются деньги, строго доказать что-то едва ли возможно. По мнению Силта, тот факт, что руководитель Red Bull Racing Кристиан Хорнер призывал недавно к введению еще более жестких ограничений, свидетельствует, что команда ничего не нарушает.
При этом она еще и является доходным предприятием – в 2009 году RBR получила от FIA, спонсоров и из других источников 160,8 миллиона фунтов, что оказалось на 3,9 миллиона больше её расходов. Правда, с этой прибыли еще требуется уплатить налоги.
Благодаря гоночным успехам, машины Red Bull Racing чаще всего показывают в трансляциях, потому команда обеспечивает своим рекламодателям наибольшую отдачу на каждый вложенный фунт. Чтобы оплатить такое же количество рекламного времени, спонсору пришлось бы заплатить в 2009 году 136,9 миллиона фунтов, а в 2010-м – уже 219,9 миллиона.
Однако команда Матешица все же является не самой эффективной в Ф1 с финансовой точки зрения. Здесь впереди McLaren – британцы, чей бюджет несколько меньше, чем у Red Bull Racing, потратили в 2010-м на каждое заработанное очко 350 тысяч фунтов, тогда как RBR – 374 тысячи.