Сильверстоун стал ареной напряженной тактической борьбы Red Bull Racing и Ferrari. Команды избрали разные подходы, и в итоге верх одержала Red Bull: Марк Уэббер обошел Фернандо Алонсо за пять кругов до финиша. Но могли ли итальянская команда и испанский гонщик удержать лидерство, избери они иную тактику? Это один из вопросов, которые ставит британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен в своем традиционном обзоре…
Накануне гонки
Из-за сильного дождя во время пятничных тренировок и квалификации команды смогли собрать лишь минимум информации о работе шин. Только одна сессия утром в субботу прошла на сухой трассе, и стало ясно, что мягкие шины очень сильно гранулируются, что весьма серьезно обеспокоило Ferrari.
Погода не радовала весь уик-энд, но в день гонки, вопреки ожиданиям, обошлось без осадков, хотя многие команды, в том числе Mercedes и McLaren, готовились к дождевой гонке.
Хотя асфальт прогрелся до 24 градусов, этого было недостаточно для эффективной работы резины Soft, и в воскресенье Hard оказался наиболее предпочтительным составом. В этой ситуации нужно было правильно распорядиться мягкими шинами – это стало залогом успеха.
Мог ли Алонсо выиграть в Сильверстоуне?
Фернандо Алонсо и Ferrari приняли мудрое решение, стартовав на жесткой резине, поскольку она лучше подходила для гонки. Задача состояла в том, чтобы свести к минимуму количество кругов на Soft, и как только с шин были сняты термочехлы, стало ясно, по какому сценарию будут развиваться события.
Алонсо собирался проехать два отрезка на Hard, и короткий финальный отрезок – на мягкой резине. Уэббер же собирался применить прямо противоположную схему: стартовать на Soft, а затем ехать до финиша на более жестких шинах.
Таким образом, гонку Алонсо предопределял заключительный отрезок, который надо было сделать как можно короче, тогда как задача Уэббера стояла в том, чтобы не дать Фернандо оторваться на первом отрезке, чтобы концовку гонки провести в атакующем стиле.
Но у Ferrari было еще одно секретное оружие: они выпустили Фелипе Массу на мягкой резине, чтобы собрать максимум информации о поведении таких шин. Но это не дало желаемого эффекта…
На первом отрезке Масса проехал 13 кругов, за время которых команда уверовала, что резина Soft не так плоха, как можно было ожидать. Именно это обстоятельство оказало решающее влияние на судьбу гонки, поскольку Алонсо решил проехать на мягких шинах заключительные 15 кругов.
Если бы каждый из двух своих пит-стопов испанец провел на пару кругов позже, возможно, тогда он бы сохранил лидерство. Если бы в распоряжении Ferrari не было данных о поведении Soft на машине Массы, команда постаралась бы еще сократить финальный отрезок, и такая тактика, возможно, позволила бы Алонсо выиграть.
Когда Марк Уэббер в первый раз свернул в боксы на 14-м круге, Алонсо в это время лидировал с отрывом в 5 секунд. Фернандо же проехал еще один круг. Его темп на жесткой резине все еще был достаточно высоким, и перед пит-стопом он проехал пару действительно быстрых кругов, показав время, вполне сравнимое с графиком Уэббера на двух-трех первых кругах на свежем комплекте Hard в начале второго отрезка. Таким образом, Фернандо располагал некоторым преимуществом, которым надо было правильно распорядиться.
Практически до второго пит-стопа отрыв оставался на уровне пяти секунд в ходе. Уэббер вновь свернул на пит-лейн на 33-м круге, и теперь до финиша ему оставалось проехать 19 кругов на жесткой резине.
Алонсо оставался на трассе на четыре круга дольше и после пит-стопа на 37-м круге все еще был в четырех секундах впереди австралийца. Хотя перед заключительным пит-стопом Ferrari Марк проехал пару кругов быстрее Фернандо, испанцу все еще удавалось показывать неплохую скорость на изношенной жесткой резине.
И если бы первый отрезок Алонсо был на два-три круга длиннее, а второй – хотя бы на один, этого, теоретически, уже могло хватить для того, чтобы после пит-стопа на 41-м круге сохранить некое преимущество над Уэббером, и до финиша тогда оставалось бы лишь кругов 10-11. И тогда, возможно, он смог бы сохранить лидерство.
Или был альтернативный вариант: он мог, как Льюис Хэмилтон, провести на мягкой резине короткий средний отрезок продолжительностью не более десяти кругов, а затем отреагировать на второй пит-стоп Уэббера на 33-м круге и финишировать на жестких шинах, точно таких же, как были у гонщика Red Bull Racing.
Но легко рассуждать на следующий день после гонки, перебирая различные варианты типа «а что было бы, если…». Все-таки, Ferrari и Фернандо Алонсо отлично справляются со своим делом, на этой стадии возглавляя личный зачет чемпионата. В 2012-м году они уже допускали стратегические просчеты, стоившие Алонсо потерянных очков, но, хотя решение стартовать на жестких шинах было правильным, трудно отрицать, что в минувшее воскресенье у них был шанс на победу. Но для этого надо было несколько более продуманно подходить к использованию мягких шин в ходе гонки.
Хэмилтон и Грожан: иной подход к тактике
В воскресенье мы увидели еще две интересных тактических схемы, к которым прибегли Льюис Хэмилтон и Роман Грожан. Они помогают более четко представить, чем гонка могла закончиться для Алонсо.
В McLaren и Lotus F1, как и в Ferrari, справедливо рассудили, что жесткая резина позволяет добиваться более высоких скоростей. Хэмилтон, как и Алонсо, на ней стартовал, тогда как Грожан оказался втянутым в инцидент, происшедший после старта, и вынужден был на втором круге направиться в боксы. Ему поставили Hard, и эту резину он использовал до финиша, останавливаясь в боксах еще только раз. Можно сказать, что это была тактика одного пит-стопа. Гонщик Lotus F1 проехал первый отрезок длиной в 24 круга, а второй – в 26, и все это время был очень быстр.
На третьем круге он занимал 22-ю позицию, т.е. был последним, но в итоге финишировал 6-м позади своего напарника, Кими Райкконена, который, в свою очередь, вел борьбу с Себастьяном Феттелем и Фелипе Массой. Незадолго до финиша, когда его шины преодолели уже 24 круга, Грожан показал время, позволившее ему занять вторую строчку в списке авторов самых быстрых кругов гонки.
Роман был очень быстр, что подтверждает скоростные возможности и износоустойчивость шин Pirelli, а также способность Lotus F1 демонстрировать высочайший гоночный темп. Будь команда быстрее в квалификации, в воскресенье она могла бы бороться за победу.
Хэмилтон стартовал на Hard, перешел на мягкую резину и финишировал вновь на жестких, при этом проехал длинный первый отрезок, и, казалось, мог побороться с Грожаном за 6-е место. Однако на заключительном отрезке ему не хватило скорости, поскольку у McLaren возникла проблема с балансом температур передних и задних шин, и это дорого обошлось команде.