Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен, опираясь на экспертные мнения и инсайдерскую информацию от команд Формулы 1, анализирует события Гран При Малайзии, отмечая, что вторая гонка сезона была богатой на события…
Гран При Малайзии неожиданно вызвал бурные дискуссии, в центре которых оказались Себастьян Феттель и Марк Уэббер. Хотя, в первую очередь, ко всем этим спорам по поводу доверия и командной тактики, а также к драматическим приказам, поступившим из боксов Red Bull и Mercedes, привели определённые тактические решения.
Предгоночные соображения
После свободных заездов большая часть стратегов команд пришли к выводу, что деградация резины будет очень значительной, а износ шин Medium позволит гонщикам продержаться на трассе 15 кругов, тогда как в случае с Hard – 18. Но определяющей будет именно деградация, которая приведет к ухудшению времени на каждом круге, и именно это определит, как долго будет использоваться каждый конкретный комплект шин.
Деградация оказалась очень высокой, некоторые машины будут терять до 0,4 секунды на каждом круге, поэтому отрезки получались настолько короткими, и пилоты совершали по несколько остановок в боксах. Отдельные машины за 10 кругов вообще теряли в скорости 4 секунды. Чтобы справиться с этой проблемой, многие команды сказали своим гонщикам не превышать определённого времени на круге, что привело к возникновению ряда искусственных ситуаций.
Феттель против Уэббера
Спорное сражение напарников по команде Red Bull за лидерство на заключительных кругах Гран При Малайзии стало следствием заранее принятых тактических решений. Феттель провёл квалификацию, пытаясь сохранить для гонки три новых комплекта резины Hard, и два – Medium. Это связано вот с чем: он ожидал, что машина Red Bull будет серьёзно расходовать резину. Он явно планировал несколько остановок по ходу гонки с быстрым финальным отрезком, чтобы опередить Ferrari и Mercedes.
Вскоре после старта произошло странное: австрийская команда приняла нехарактерное решение зазвать Феттеля в боксы за резиной Medium на столь ранней стадии гонки, уже на пятом круге. Red Bull обычно весьма консервативна в вопросах перехода с дождевых шин на слики, и тактика Уэббера была для них более типична. Австралиец отправился на пит-стоп на два круга позже Феттеля, в результате чего на втором отрезке вышел в лидеры.
С этого момента Уэббер контролировал ход гонки. Пилотам Red Bull пришлось ждать третьей остановки, чтобы в итоге опередить Хэмилтона, который ехал всего в двух секундах позади, когда отправился в боксы на 30-м круге. Уэббер сменил шины кругом позже, а еще через круг это сделал и Феттель.
Но после этого на заключительном отрезке произошло нечто необычное. На протяжении всей гонки Марк добивался преимущества, проводя пит-стопы на круг раньше, чем Феттель, но во время последнего визита в боксы австралиец оказался в невыгодном положении.
Он сменил шины на круг позже, чем напарник, который отправился в боксы на 42 круге. До этого Уэббер лидировал с преимуществом 4,2 секунды. Однако после выезда с пит-лейн на новых шинах Hard он обнаружил, что Феттель всего в 0,5 секунды позади на быстрых Medium. Если бы Уэббер остановился раньше, он увеличил бы свой отрыв.
Так, зазвав Феттеля первым, команда искусственно создала ситуацию, в которой Себастьян решил атаковать и опередить напарника. Несмотря на утверждения команды, что они попросили гонщиков сохранять позиции после последнего пит-стопа, именно созданная ею ситуация позволила Феттелю увидеть возможности для атаки. Он хотел исправить допущенную ранее тактическую ошибку, которая стоила ему лидерства после первого пит-стопа. Все остальное уже история.
Mercedes: стоило ли подыгрывать Хэмилтону?
Другая увлекательная дуэль партнёров по команде произошла в Mercedes, где Льюис Хэмилтон и Нико Росберг вели спор за место на подиуме. Здесь тоже всё происходило не совсем так, как казалось на первый взгляд.
Хэмилтон квалифицировался впереди своего напарника по команде и оставался впереди по ходу всей гонки вплоть до последнего пит-стопа. Оба пилота провели короткий третий отрезок на новых шинах Medium, всего по 9 кругов, и Росберг каждый раз отправлялся на пит-стоп кругом позже Хэмилтона.
В Mercedes волновались по поводу расхода топлива на обеих машинах, и во второй половине гонки попросили гонщиков экономить его, что для Хэмилтона было более критично. Поэтому ситуация на финальном отрезке, когда Росберг догнал Хэмилтона и попросил разрешения на обгон, также несколько искусственна. Но поводов позволить ему обойти напарника не было, потому что команда не собиралась гнаться за Red Bull, и ни на какой стадии гонки Росберг Хэмилтона не опережал.
Хорошая новость состояла в том, что машина Mercedes снова оказалась конкурентоспособна - впервые с середины прошлого сезона. И в общем-то - и команда должна это признать - странно было не воспользоваться такой возможностью, ведь Red Bull RB9 не отличалась ни темпом, ни бережной работой с резиной. Возможно, в субботу команда немного пожертвовала скоростью ради того, чтобы продлить жизнь шинам.
Так что был шанс, что Mercedes окажет некоторое давление на Red Bull, и Хэмилтон делал все, что мог, однако нехватка топлива поставила крест на его усилиях.
Удивительно, что они решили сэкономить на топливе: выгода от лишних двух или трёх килограммов - в районе 0,1 секунды на круге, или 5-6 секунд за гонку. В переменчивых погодных условиях, когда на старте трасса влажная, а потом, по мере подсыхания асфальта, скорость начинает расти, трудно правильно определиться с количеством топлива. Но на Сепанге Mercedes своим шансом не воспользовалась.
Алонсо остался ни с чем
Одним из любопытных сюжетов гонки стало решение Ferrari, что Фернандо Алонсо должен оставаться на трассе, несмотря на сломанное переднее крыло. Объясняется это решение тактическими причинами, однако оно носило явно поспешный характер, что нетипично для Скудерии. Крыло отломалось окончательно, и Алонсо в минувший уик-энд вообще не заработал очков: все это идет вразрез с идеологией Ferrari, которая сводится к достижению стабильных результатов на протяжении всего долгого сезона.
В команде явно ошиблись, полагая, что крыло выдержит, ведь на скорости под 290 км/час на старт-финишной прямой крыло подвергается нагрузкам, превышающим полтонны.
Команда оставила Алонсо на трассе, поскольку пыталась отложить пит-стоп на пару кругов, до того момента, когда можно будет переходить на слики. Это позволило бы сэкономить 21 секунду по сравнению с пит-стопом на 1-м круге, ведь тогда, заменив носовой обтекатель, они вынуждены были бы оставить на его машине промежуточную резину, после чего Фернандо вновь пришлось бы возвращаться в боксы уже через 5 – 7 кругов.
Итак, как бы развивались события, если бы Скудерия все-таки провела пит-стоп на первом круге?
Очевидно, что гонка предстояла долгая и довольно хаотичная, с большим числом пит-стопов, поэтому, даже если Алонсо откатился бы в конец пелотона, у него оставались реальные шансы заработать очки.
В ситуации, когда деградация шин столь значительна, важнее всего добиться стабильности в ходе гонки, и это то, в чем Алонсо силен. К тому же, было несколько машин, например, Sauber Нико Хюлкенберга и McLaren Серхио Переса, которые продемонстрировали неплохой темп на промежуточной резине, но не отличались скоростью на сухом асфальте. У Lotus, избравшей тактику трех пит-стопов, тоже были проблемы со скоростью, а кроме того, выбыли из борьбы оба гонщика Force India и Дженсон Баттон.
В общем, вполне вероятно, что на трассе, где нет проблем с обгонами, Алонсо мог бы финишировать позади напарника, занявшего 5-е место, но впереди Романа Грожана, и заработать 8 очков. И тогда после двух гонок он бы уступал Феттелю не 22 очка, а всего 14.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com