Джо Савар о женщинах в автоспорте

Появление Марии де Виллоты в Marussia, а затем Сьюзи Вольфф в Williams возродило интерес к теме женщин в автоспорте. Британский эксперт Джо Савар в своем блоге рассуждает о способностях пилотессы добиться успеха в Формуле 1…

Джо Савар: «Прежде всего, я скажу, что хотел бы увидеть конкурентоспособную пилотессу за рулем машины Формулы 1. Это было бы здорово для спорта и расширило его аудиторию за счет новых поклонников. Мы видели подобный эффект, когда Даника Патрик завоевала поул и долгое время боролась за победу в 500 миль Дайтоны. Рейтинг телетрансляции был невероятно высоким.

Я освещаю Гран При уже 25 лет и за это время в Формуле 1 всего одна девушка предпринимала попытку пройти квалификацию. Это произошло более 20 лет назад в 1992-м, когда итальянка Джованна Амати пыталась самоутвердиться. В сущности, у нее не было необходимого опыта, но когда появилась возможность, она ею воспользовалась. Так поступает любой гонщик, ведь оказаться в Формуле 1 нелегко. Не исключаю, со временем она могла бы добиться более высоких результатов. Сложно сказать. Деймон Хилл, заменивший ее в Brabham, произвел более благоприятное впечатление, хотя справедливости ради надо заметить, что к моменту своего дебюта в Гран При он проехал большую дистанцию в качестве тест-пилота Williams. Амати проехала всего 30 кругов за рулем Benetton.

В ЮАР она уступила своему напарнику по Brabham Эрику ван де Пуле 3,9 секунды. В Мексике ее отставание сократилось до 2,8, но это было уже в условиях прессинга, поскольку у нее не было спонсоров. В Бразилии она выступила неудачно, и отставание снова увеличилось до 4,8 секунд. После этого от ее услуг отказались. Хилл заменил ее в Испании и уступил Эрику ван де Пуле 0,88 секунды, а в Сан-Марино опередил бельгийца в квалификации. После этого пара гонщиков выступала на одном уровне.

Если посмотреть на статистику, то в 1970-х за рулем March F1 Лелла Ломбарди часто уступала напарнику в квалификациях. Она вошла в историю как первая и единственная женщина, финишировавшая в первой шестерке по итогам гонки. Это произошло в необычном Гран При Испании 1975 года, когда несколько машин сошли с дистанции из-за небезопасных ограждений, ставших причиной нескольких столкновений, кульминацией которых стала авария Рольфа Штоммелена. Его машина команды Hill врезалась в ограждение и сбила несколько человек, а сам гонщик получил травмы. Гонка была остановлена, и пилотам присудили половину очков.

Через некоторое время мне довелось освещать выступление Леллы в европейском чемпионате по турингу, где она ездила за рулем Alfa-Romeo GTV6. Мне не показалось, что ее время на круге отличалось от результатов мужчин. Допустим, уровень гонщиков был ниже, но создавалось впечатление, что она на своем месте.

Если говорить о женщинах в автоспорте, то у них есть огромное преимущество в привлечении спонсоров. Это так же несправедливо, как уверенность мужчин в том, что женщины недостаточно сильны для выступления в Гран При. Сексизм – это палка о двух концах. Например, было бы неправильно, если бы команда Формулы 1 не пригласила на тесты победительницу британской Формулы 3 или девушку, выигравшую несколько гонок GP2 или Мировой серии Renault. С другой стороны, нет ничего предосудительного в том, чтобы пригласить на тесты женщину, дважды завоевавшую седьмую позицию в DTM или один раз финишировавшую седьмой в гонке Формулы Superleague. Заинтересуются ли команды мужчиной, добившимся таких же результатов? Нет, его даже не пустят на порог…

"Может ли девушка пилотировать машину Формулы 1? – рассуждала председатель Комиссии "Женщины в автоспорте" и великолепная раллистка начала 1980-х Мишель Мутон. – Конечно! Но эта девушка должна обладать необходимыми навыками и возможностями. Действительно, женщины не всегда получают шанс оказаться за рулем машины топ-команды, у них недостаточно опыта работы на тестах. Всё это необходимо, но я уверена, что девушка способна это сделать. Впрочем, вопрос не в этом. Проблема в том, сможет ли женщина выигрывать в Формуле 1. Я в этом не уверена. Женщины отличаются от мужчин. У нас разное телосложение, но главное отличие, по-моему, в эмоциональности и чувствительности. У меня никогда не было проблем, когда я пилотирую машину на предельной скорости и опережаю следующую машину на 90 метров, но проезжая на скорости 300 км/ч по прямой на трассе, вы чувствуете себя более беззащитной. По крайней мере, так было со мной.

Мне кажется, чувство самосохранения у женщин сильнее, чем у мужчин. У нас этот инстинкт более развит, чем у мужской половины человечества. И он играет важную роль в ситуации, когда вы должны отыграть последнюю сотую секунды. Женщина может работать на высоком уровне, но мужчины берут и делают. Они полностью выкладываются на максимальной скорости. Хотелось бы верить, что я ошибаюсь, и на самом деле всё не так, но это мое мнение. Еще одна важная вещь – кольцевые гонки отличаются от раллийных. На трассе вы непосредственно боретесь с мужчинами, и всегда существует возможность, что вместо того, чтобы позволить себе проиграть женщине, мужчина, скорее, вытеснит ее с трассы".

Я считаю, что женщины в гоночных комбинезонах полезны командам для привлечения спонсоров, и некоторые из них неплохие пилотессы, но не думаю, что необходимо продвигать того или иного гонщика, если ему не хватает таланта. Даника Патрик доказала, что время от времени может быть конкурентоспособной в IndyCar и NASCAR, но она не добилась особых результатов после того, как завоевала поул в Дайтоне в этом году. Впрочем, она заслужила право стать первой леди в автоспорте. Остальные должны добиться того же уровня мастерства».

Текст: . Источник: блог Джо Савара
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.