Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Сингапура…
Сингапурский Гран При всегда был гонкой, где результат во многом зависит от выбранной тактики, и этот год не стал исключением. Отчасти это связано с тем, что появление автомобиля безопасности почти гарантировано, что может заметно повлиять на ситуацию – так было и сейчас. Кроме того, на этой трассе преимущество получают машины, которые позволяют беречь резину, за счет чего удаётся провести на один пит-стоп меньше. Поскольку на остановку в боксах в Сингапуре приходится потратить почти 30 секунд, это тоже даёт заметное преимущество.
Одним появление сейфти-кара предоставляет шанс добиться успеха, другим предлагает пойти на риск. В Mercedes на риск не пошли и проиграли Ferrari и Lotus. Другие команды попытались воспользоваться этой возможностью и провели пит-стопы в тот период, когда на трассе был автомобиль безопасности, а затем попробовали проехать остаток дистанции – а это больше 30 кругов – на единственном комплекте резины, однако либо потеряли скорость, либо им под конец пришлось проводить ещё один пит-стоп.
Фактически автомобиль безопасности во многом испортил интригу, но зато мы увидели интереснейший финиш, поскольку гонщики, рискнувшие свернуть в боксы в период, когда на трассе был сейфти-кар, под конец гонки мучились с износившейся резиной, зато другие, чьи шины были более свежими, прорывались вперёд.
Предгоночные ожидания
Гонка обещала быть любопытной, поскольку разница в скорости между составами Medium и SuperSoft была очень серьезной. Некоторые команды говорили о двух секундах на круге. Это означало, что тактика с тремя пит-стопами представлялась более выгодной, поскольку в теории позволяла проехать дистанцию на 12 секунд быстрее, чем при двух пит-стопах. Однако появление автомобиля безопасности означало бы, что команды могут получить шанс провести на одну остановку в боксах меньше, хотя многое зависело от того, в какой именно момент сейфти-кар вырулит на трассу.
Феттель думал о тактике уже в субботу
В субботу Себастьян Феттель пошел на риск: решил не выезжать на заключительную попытку, чтобы сберечь свежий комплект шин SuperSoft. Всё говорило о том, что в воскресенье более мягкая резина будет предпочтительнее, и при трех пит-стопах три отрезка из четырех предполагалось проехать именно на ней. Если в ситуацию не вмешается автомобиль безопасности.
Дополнительный свежий комплект резины гарантировал Феттелю скоростное преимущество в ключевой момент гонки, или, если бы ему пришлось провести пит-стоп раньше, чем было запланировано, избежать потери позиции: новые шины позволили бы ему выйти и из этой ситуации.
Как оказалось, Себастьяну не стоило волноваться: его темп был настолько убедительным, что даже после того, как сейфти-кар нивелировал созданный им отрыв, он всё равно победил с огромным преимуществом. И в любом случае появление автомобиля безопасности позволило большинству гонщиков ограничиться двумя пит-стопами.
Однако хочется обратить внимание на один любопытный момент. Если бы Феттель упустил поул и стартовал с грязной стороны трассы, то сэкономленный свежий комплект шин ничего бы ему не дал. Но в Red Bull пошли на этот риск, поскольку не верили, что кто-то сможет приблизиться к результату Феттеля, и им просто повезло, что Росберг проехал решающий круг лишь на 0,09 секунды медленнее.
Много разговоров вызвал тот факт, что в гонке время лучшего круга Феттеля было на секунду лучше, чем второй результат рейтинга самых быстрых кругов, но с этим достижением не всё так просто, и его значение не стоит преувеличивать. На 44-м круге Себастьян получил свежий комплект SuperSoft, а двумя кругами позже показал лучшее время гонки. У его соперников не было возможности превзойти этот результат, поскольку на последней трети дистанции все старались беречь резину. Вторую строчку в рейтинге лучших кругов занял Адриан Сутил, тогда как Нико Росберг, показавший второй результат в квалификации, на 41-м круге получил свежий комплект Medium, которые на две секунды медленнее, чем мягкие шины, и его лучшим кругом стал 51-й – но время было на 2 секунды хуже, чем у Феттеля.
Мог ли Росберг опередить Алонсо и Райкконена?
Ключевой момент, объясняющий, как Фернандо Алонсо и Кими Райкконен смогли подняться на подиум, состоит в том, что в Ferrari и Lotus не сомневались в своей способности доехать до финиша на одном комплекте резины Medium в случае, если автомобиль безопасности появится на трассе примерно на 25-м круге. Уверенность базировалась на информации, полученной ещё на пятничных тренировках.
В Mercedes в этом не были уверены и придерживались другой тактики, полагая, что под конец гонки они могут оказаться в ситуации, в какой оказались гонщики McLaren, т.е. опасались, что всё закончится потерей скорости и, соответственно, позиций, и проигрышем соперникам из Ferrari и Lotus.
В Ferrari вынуждены были идти на риск, им было нечего терять. Если бы Алонсо выбрал ту же тактику, что Mercedes, он бы проиграл Росбергу. Но за счёт пит-стопа в период, когда на трассе был автомобиль безопасности, испанец пробился на вторую позицию, так что его план сработал – он смог минимизировать потери по отношению к Себастьяну Феттелю.
А вот Росберг, когда на 25-м круге выехал сейфти-кар, остался на трассе, – так же, как Феттель, Уэббер и Хэмилтон. Когда на 41-м круге он провёл свой второй пит-стоп, то пропустил вперёд и Алонсо, и Райкконена. Ситуацию Нико осложнил и кусок отработанной резины, застрявшей в переднем крыле его Mercedes, из-за чего машина частично потеряла прижимную силу, плюс шины работали не столь эффективно.
Риск для Фернандо и Кими был в том, что их могли догнать Росберг или Уэббер, на чьих машинах стояла более свежая резина. На последних 20 кругах у Нико был достаточно высокий темп, однако он потерял время в трафике позади Хюлкенберга и Гутьерреса, когда те тоже ехали на свежих шинах, и это спасло Алонсо и Райкконена.
Если бы в Mercedes провели пит-стоп Росберга, когда на трассе был автомобиль безопасности, он бы оказался позади Уэббера, однако опередил бы Алонсо. Если бы не тот злополучный кусок резины в переднем крыле, Росберг смог бы создать достаточный отрыв от Райкконена, и, если надо, провести ещё один пит-стоп, но всё равно побороться с финном за третье место, тем более, под конец гонки Кими потерял какое-то время, когда боролся с Дженсоном Баттоном.
Вывод: две машины, которые позволяют беречь резину, финишировали впереди Mercedes.
У ди Ресты был шанс показать хороший результат
У команды Force India и Пола ди Ресты есть опыт успешных выступлений в Сингапуре: в прошлом году шотландец финишировал 4-м, а в 2011-м был 6-м, причем, в обоих случаях ему помогла смелая тактика.
В этом году Пол вновь попытался к ней прибегнуть. Несмотря на неудачную квалификацию (он стартовал 17-м), ди Реста предпринял попытку проехать дистанцию с двумя пит-стопами, причём, два отрезка из трёх – на SuperSoft. Первый отрезок на мягкой резине продолжался 22 круга – это больше, чем у кого-либо из соперников. Стратегам Force India удалось добиться, чтобы Пол оказался на свободной трассе: до впереди ехавшей машины было 8 секунд, так что к моменту появления на трассе сейфти-кара он без помех двигался к своей цели.
Но автомобиль безопасности сработал против него, поскольку многие соперники тоже получили возможность ограничиться двумя остановками в боксах, хотя у некоторых под конец дистанции возникли проблемы, поскольку их шины предельно износились и явно теряли скорость. После второго пит-стопа ди Реста ехал впереди Фелипе Массы, сохраняя шансы на 6-е место, но за семь кругов до финиша не удержал свою машину на трассе и сошел.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com