Хуан-Пабло Монтойя был одной из самых неоднозначных фигур в Формуле 1 последних десятилетий. В его скорости никогда не было сомнений: за пять с половиной лет и 92 Гран При, что он провёл в чемпионате мира, колумбиец завоевал 13 поулов, одержал семь побед и ещё 23 раза поднимался на подиум.
Вне трассы он был очень вспыльчивым человеком, который порой весьма агрессивно вёл себя по отношению к журналистам и к другим пилотам. Кроме того, многие обвиняли его в том, что он мало внимания уделял физической подготовке, позволяя себе питаться фаст-фудом, а на трассе порой излишне горячился, из-за чего попадал в аварии.
На протяжении нескольких лет, когда Монтойя переехал из Колумбии в Европу, он жил в Австрии, а в 1997 году выступал в команде Хельмута Марко RSM Marko в Формуле 3000. В интервью SpeedWeek австриец заявил, что Монтойя был очень быстрым гонщиком, но недостаточно дисциплинированным, чтобы добиться успеха.
Хельмут Марко: «Сегодня гонщику мало иметь большой талант. Монтойя был невероятно быстр, но не следил за своей формой. Он вообще не тренировался, и мы не могли его контролировать. Он не обращал внимания на то, как питается, не придерживался диеты, несмотря на избыточный вес.
За рулём он был просто невероятен. Я помню уличную гонку [Формулы 3000] в Хельсинки, где Хуан-Пабло в квалификации опередил всех на две секунды. Однако в итоге сошёл. Он просто не мог себя контролировать. С точки зрения совокупности всех необходимых для гонщика качеств, Себастьян Феттель намного его превосходит».
Хельмут Марко - далеко не первый человек, который отзывается о Монтойе подобным образом. Так, после очередной аварии колумбийца в Монако, директор BMW Motorsport Марио Тайссен так отозвался о своём подопечном: «Сначала он вышел за пределы таланта, а потом - трассы».