Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Сузуке…
Гран При Японии 2014 года войдёт в историю ужасной аварией Жюля Бьянки, из-за которой гонку пришлось остановить за девять кругов до финиша. Но до этого гонка была весьма интересной с точки зрения стратегии и решений, принятых командами в сложных условиях.
Были как очень смелые решения, вроде перехода Дженсона Баттона на промежуточную резину сразу после рестарта, так и интересные тактические ходы – как у Red Bull Racing с отыгранными позициями за счёт пит-стопов.
Риск Баттона
После ранней остановки гонки из-за проливного дождя и последующих девяти кругов за автомобилем безопасности было принято решение о рестарте. Правила обязывают гонщиков в такой ситуации использовать дождевую резину, от которой всем хотелось поскорее избавиться, когда состояние трассы улучшилось.
Дженсон Баттон, квалифицировавшийся восьмым, считается экспертом по таким решениям, и он свернул на пит-лейн вместе с автомобилем безопасности, чтобы сразу переключиться на промежуточную резину. Так же поступил и Пастор Мальдонадо.
За счёт этого Дженсон смог отыграться, поднявшись на третью позицию, но решение было рискованным, поскольку при раннем переходе на промежуточную резину всегда сложно судить о том, какую дистанцию выдержат шины, особенно на трассе, где нагрузка столь велика.
Дженсон ехал в хорошем темпе, в итоге и соперники скоро перешли на промежуточную резину, но ему очень помогла низкая скорость Williams на дождевой резине.
Проблемы на мокрой трассе преследуют Williams по ходу всего сезона и повторились в Сузуке – гонщики команды сдерживали группу пилотов позади себя, что позволило Баттону отыграть больше позиций, чем обычно в такой ситуации.
Интересно, что гонщики Red Bull Racing опередили Дженсона тем же манёвром – с помощью более раннего пит-стопа, к тому же британец потерял время в боксах из-за замены руля.
Борьба Феттеля и Риккардо
При переходе на промежуточную резину мы увидели интересную борьбу напарников и любопытные перестановки в пелотоне.
Даниэль Риккардо ехал пятым, перед Магнуссеном и Феттелем. По совету инженера он хотел как можно скорее перейти на промежуточную резину и сделал это на 11-м круге. Феттель проехал ещё один круг на дождевых шинах, но на три секунды быстрее Риккардо, что позволило ему опередить и Даниэля, и Магнуссена, потерявшего время в боксах из-за замены руля.
Боттас тоже перешел на промежуточную резину на круг раньше Массы, но Фелипе не удалось выйти вперёд, а в Force India этот сценарий сработал – Хюлкенберг опередил Переса за счёт лишнего круга на дождевой резине, который он проехал на четыре секунды быстрее напарника. Не удалось выйти вперёд в тот момент и Хэмилтону, допустившему ошибку в повороте Spoon. Впрочем, большое преимущество позволяло Mercedes выжидать – они могли следить за темпом соперников, перешедших на промежуточную резину, прежде чем перейти самим. Они полностью контролировали ситуацию, хотя Росберг жаловался на избыточную поворачиваемость и мог в итоге даже уступить Феттелю из-за необходимости дополнительного пит-стопа.
После этого Риккардо, вслед за Феттелем, провёл множество обгонов. Машины Red Bull Racing были настроены на гораздо большую прижимную силу, чем машины соперников, поэтому во время квалификации на сухой трассе им не хватало скорости, зато под дождём они были гораздо конкурентоспособнее. Они опередили гонщиков Williams и прессинговали Баттона.
На 25-м круге гонщики Red Bull Racing проезжали круги почти на две секунды быстрее Росберга – у Нико возникли сложности с задними шинами и на 28-м круге его опередил Хэмилтон.
Льюис быстро оторвался, но в Red Bull поняли, что Росберг может быть уязвим, и решили навязать ему борьбу. На середине дистанции Феттель проигрывал Росбергу 24 секунды – они были потеряны, когда их сдерживали гонщики Williams.
Феттель провёл третий пит-стоп на 29-м круге, до финиша оставалось ещё 24 – их можно было проехать на одном комплекте, но Себастьян свернул в боксы ещё раз, когда выехал автомобиль безопасности из-за аварии Бьянки. Почти сразу гонку остановили.
Почему Феттель решил сменить резину на 44-м круге, всего за девять кругов до финиша? К тому моменту его шины проехали 14 кругов, и он беспокоился, что если автомобиль безопасности будет сдерживать пелотон 4-5 кругов, они остынут, и он не сможет их прогреть.
У него было достаточное преимущество, чтобы совершить пит-стоп, не уступив позиции Баттону, сменившему шины на 42-м круге. Он мог потерять только одну позицию, уступив Риккардо, который не стал менять резину, но имел шанс обогнать напарника на дистанции и преследовать Росберга после рестарта. Машины Red Bull Racing были настроены на дождь, который усилился в конце гонки, а Феттель ехал быстрее Росберга, когда его шины ещё не были изношены – у Нико они перегрелись уже после 6-7 кругов.
Ещё один факт, который стоит отметить – уверенность Williams. Несмотря на потерю темпа на влажной трассе, они выбрали длинный отрезок на промежуточных шинах. Поначалу они уступили позицию Хюлкенбергу, но избежали проблем ближе к финишу, а немцу пришлось ещё раз заехать в боксы.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com