Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Абу-Даби…
В финальной гонке сезона в Williams использовали смелую стратегию в попытке навязать борьбу Mercedes, в итоге Фелипе Масса всего 2.5 секунды уступил на финише Льюису Хэмилтону. Но мог ли он выиграть гонку?
Интересную стратегию использовал Даниэль Риккардо, финишировав четвёртым после старта с пит-лейн, и Нико Хюлкенберг, пробившийся с 12-го на 6-е место. Мы проанализируем все эти ситуации.
Масса и Хэмилтон
В итоговом протоколе гонки Фелипе Масса занял вторую строчку, уступив 2.5 секунды победителю гонки – в Williams рискнули, поставив бразильцу более мягкие шины на финальный отрезок, чтобы он попытался догнать Хэмилтона. Насколько близок был Фелипе к победе?
Гонка в Абу-Даби уникальна постепенным снижением температуры асфальта, при меньшей температуре шины дольше сохраняют эффективность, и в Williams решили поставить SuperSoft, рассчитывая, что в конце гонки комплект продержится дольше, чем в начале. На самом деле, если сравнить износ резины на машине Массы на первом и последнем отрезке, разница окажется небольшой – это одна из причин, по которой план не сработал.
Вторая причина – почувствовав прессинг, Льюис прибавил и контролировал отрыв, но не атаковал на пределе – он знал, что на машине Росберга возникли проблемы с ERS, и опасался их повторения на своей машине.
Когда Хэмилтону сообщили, что Росберг выбыл из борьбы из-за проблем с ERS, он сбавил темп. Отчасти потому, что не хотел рисковать поломкой, но он знал, что титул уже у него. Возможно, он сбавил темп слишком сильно, температура резины снизилась и вышла из оптимального диапазона. Поэтому он несколько раз блокировал шины, а средний отрезок получился не столь продолжительным, как рассчитывала команда.
В этот момент в Williams уже знали, что гарантировали третье место в Кубке конструкторов. Увидев, что Льюис сбавил темп, они решили рискнуть, попытавшись закончить сезон победой. Когда Хэмилтон свернул в боксы на 31-м круге, Масса перехватил инициативу и возглавил гонку. В этот момент можно было либо оставить тот же комплект резины до финиша, вынуждая Хэмилтона обгонять Фелипе на трассе, либо свернуть в боксы за новым комплектом более мягких шин, которые были быстрее.
Команда попросила Хэмилтона атаковать на последнем отрезке, он прибавил в скорости и проезжал круги в темпе, который ему порекомендовал инженер – в команде рассчитали скорость износа SuperSoft на машине Массы на финальном отрезке. В Williams пытались отыграть отставание – они всё сделали верно, но Хэмилтон контролировал ситуацию.
Обратная стратегия Риккардо и Хюлкенберга
Ещё один интересный момент – использование обратной стратегии, то есть старт на более жесткой резине в противоположность лидерам, начинавшим гонку на SuperSoft. В Абу-Даби это был оправданный выбор. Шины Soft гораздо больше подходили для гонки, а SuperSoft быстро гранулировались – особенно переднее правое колесо, теряя эффективность.
После старта команды хотели как можно быстрее избавиться от SuperSoft, но некоторые слишком поспешили. В Ferrari допустили ошибку, позвав Алонсо уже на пятом круге. Фернандо потерял из-за раннего пит-стопа, к тому же мотор на его машине работал с меньшей мощностью – его ресурс подходил к концу. Возможно, по соображениям престижа, им не хотелось ставить на машину Алонсо шестой мотор, как это сделал Феттель в Остине, хотя эти гонщики были в одинаковой ситуации после отказа силовой установки у Алонсо в Монце.
Многие попробовали в воскресенье использовать обратную стратегию, включая двух гонщиков Red Bull Racing, стартовавших с пит-лейн после субботнего исключения из протокола, и Нико Хюлкенберга, квалифицировавшегося 12-м. В шести последних гонках Нико уже в пятый раз вынужден стартовать на более жесткой резине, в значительной степени из-за того, что в Force India уступили соперникам в темпе доработки машины, поэтому пилоты квалифицировались позади. В Абу-Даби Хюлкенберг блестяще провёл гонку, финишировав шестым, как и Риккардо, ещё раз продемонстрировавший свою выдающуюся способность атаковать в нужные моменты, контролируя износ задних шин.
Смысл использования обратной стратегии на быстрой машине в том, что более мягкая резина не позволяет эффективно атаковать с большим количеством топлива, а на более жесткой можно проехать длинный отрезок в оптимальном темпе. Слабость этого плана в том, что он теряет эффективность, если на первом круге выезжает автомобиль безопасности и соперники отправляются в боксы, чтобы избавиться от более мягких шин. Да, временно вы оказываетесь впереди, но это не приносит преимущества.
Несколько слов о Pirelli
Завершая серию стратегических обзоров, хочется сказать несколько слов о Pirelli. После кризиса 2013 года со взрывами шин и серьёзной критикой со стороны гонщиков, они отлично справились со своей работой в 2014-м.
Да, ещё есть в чём улучшить SuperSoft и дождевые шины, в некоторых Гран При они слишком консервативно подходили к выбору составов, как в Сочи, но в целом, в 2014-м шины Pirelli способствовали увеличению зрелищности – мы увидели множество эффектных поединков на трассе из-за разных вариантов стратегии.
Конфигурация трассы в Абу-Даби не способствует интересной борьбе, но шестой этап на этой трассе получился лучшим из всех, что ещё раз говорит о важной роли шин в этом сезоне. Команды активно экспериментировали со стратегией, что добавило интереса, особенно в тех гонках, где доминировала Mercedes. В эпоху Bridgestone ничего подобного мы бы не увидели.
За последние годы Pirelli много критиковали, часто – очень по делу, но на этот раз они заслужили позитивную оценку за хорошую работу и вклад в зрелищность гонок.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com