Горюче-смазочные материалы – важнейшая область, влияющая на эффективность и надёжность машин Формулы 1. Дарио Идзо, автоспортивный консультант компании ExxonMobil, работающий с Red Bull Racing, рассказал о том, как построено взаимодействие с командой.
Дарио Идзо: «Наша мобильная лаборатория путешествует вместе с командой, её задача – проверять гоночное топливо и моторное масло. Делается это по двум причинам. Во-первых, мы должны обеспечить максимально высокий уровень контроля качества как топлива, так и масла.
Правила FIA требуют, чтобы перед каждой гонкой мы сертифицировали и декларировали точные составы горюче-смазочных материалов, поэтому перед отправкой их на трассу мы проверяем каждый контейнер и даже заправочные устройства, чтобы удостовериться в их соответствии регламенту.
Во-вторых, по ходу уик-энда я беру пробы масел из двигателя, коробки передач и систем гидравлики. Мы знаем, какие металлы можно обнаружить в отработанном масле и какого рода износ можно ожидать.
Например, в 2018 году в дни Гран При Китая во время третьей тренировки на одной из машин Red Bull Racing возникла техническая неисправность. Команда должна была как можно скорее, до квалификации определить причину проблемы. Анализ масла, который я провёл, выявил повышенное содержание двух металлов, у которых были те же характеристики, что и у деталей турбины.
Результаты анализа, проведённого в нашей мобильной лаборатории, позволили команде оперативно идентифицировать проблему, и мы вовремя успели подготовить машину к квалификации и гонке. В воскресенье мы одержали победу. Это был отличный пример командной работы, который продемонстрировал наши технические возможности. Наша лаборатория – это дополнительный инструмент, который есть в распоряжении команды, и который может непосредственно повлиять на результат.
Каждый день я беру пробы масла из коробки передач, двигателя и систем гидравлики, по три с каждой машины, итого 18 проб за уик-энд. Что касается топлива, то я проверяю каждую бочку, которую мы привозим на трассу, удостоверяясь, что загрязнения отсутствуют, после чего мы закачиваем топливо в заправочные устройства. Кроме того, в FIA могут потребовать у меня образцы горюче-смазочных материалов в любой момент. В среднем в каждый гоночный уик-энд получается около 20 образцов топлива.
Очень важно, что мы можем в полной мере сосредоточиться на работе с двумя нашими командами – с Red Bull Racing и Toro Rosso. Это значит, что мы можем заниматься нашими исследованиями в более оперативном ключе, поскольку усилия всего нашего коллектива, Honda и Red Bull сосредоточены только на одном двигателе.
Как только нам удаётся создать новую разработку, мотористы Honda сразу приступают к её стендовым испытаниям на базе в Сакуре, и результаты мы получаем очень быстро. Это прекрасно!»