Британский обозреватель Марк Хьюз, редактор отдела Гран При еженедельника Autosport, рассказывает о любопытных исследованиях известного итальянского доктора Риккардо Чекарелли…
Марк Хьюз: «Риккардо Чекарелли, руководитель компании Formula Medicine, помог повысить спортивные показатели многим гонщикам Формулы 1.
Суть его подхода в том, что главным элементом в достижении наивысших результатов он считает оптимальный подход к использованию психической энергии гонщика. Чекарелли начал свои исследования в конце 80-х, но только в прошлом месяце приступил к использованию в тренировочных программах гонщиков специального прибора, который фиксирует работу мозга человека по мере того, как пилот улучшает подход к использованию психоэнергии. Удивительно то, что этот прибор служит своего рода интерфейсом между мозгом гонщика и компьютером.
Работы Чекарелли прошли независимую экспертизу научного сообщества и трижды были удостоены наград за открытия в области поведения мозга человека. Его подход к подготовке гонщиков поистине уникален. Это подход не психолога, а инженера, который в своих исследованиях опирается только на точные, математически выверенные данные.
Чекарелли может показать прямую взаимосвязь между результатами гонщика и частотой сердечных сокращений, дыханием и работой мозга: он демонстрирует, как гонщик может управлять всеми этими параметрами.
Прибор воспринимает многие частоты волн электромагнитного излучения головного мозга. Электрические импульсы мозга передаются миллиардами нейронов, посредством ионов несущих либо положительный, либо отрицательный заряд. При выполнении любой задачи эти ионы либо притягиваются (при противоположном заряде) к соответствующим частям мозга, либо отталкиваются друг от друга (при одинаковом заряде).
Когда большое количество ионов одновременно “выталкиваются” из определенной части мозга, это создает волновой эффект. Эти волны ионов достигают металлических электродов сканнера, закрепленных на голове гонщика, и производится замер разницы потенциалов напряжения.
При концентрации возникают одни частоты, при расслаблении – другие, хотя сейчас речь идет только о самых базовых моментах, тогда как прибор способен на более сложный анализ. Он вмонтирован в консоль, названную Чекарелли Mental Bio: это сложный комплекс, состоящий из компьютера и приборов, предназначенных для медико-биологических исследований. К примеру, гонщика могут попросить усилием мысли поднять или опустить шар, который он видит на дисплее компьютера. Чтобы сделать это, мозг гонщика должен генерировать волны определенного диапазона. Мю-волна отвечает за расслабление и заставляет шар подниматься; определенные комбинации альфа- и бета-волн необходимы для достижения концентрации: тогда шар опускается.
Аналогичные тесты, в которых участвовали летчики, проводились в США: в них для поворота самолета влево или вправо использовались две различные реакции мозга на световые импульсы. Сначала испытуемым это давалось с трудом, но когда что-то начинает получаться, далее навык быстро прогрессирует.
По словам Чекарелли, при этом мозг тренируется воспринимать собственные сигналы, и таким образом можно добиться более рационального расхода его энергии.
Как это влияет на скорость гонщика?
«Вы не сможете ехать быстрее, чем позволяет ваш скоростной потенциал, но это помогает максимально полно его реализовать, – объясняет Чекарелли. – У любого гонщика есть резервы, потому что мозг работает далеко не на пределе возможностей. Мы видим это, когда пилота перед пит-стопом просят поднажать. Проведя серию тестов можно удостовериться, что гонщики не в полной мере используют свой потенциал, причем, это относится даже к лучшим профессионалам.
Когда я впервые попросил одного из гонщиков Формулы 1 подключить датчики, фиксирующие частоту сокращения сердечной мышцы, он отказался, уверяя, что у него нет незадействованных ресурсов, поскольку он находится на пике формы.
Тогда я спросил: сколько к концу дистанции он проиграл бы некоему воображаемому идеальному компьютеру, который в состоянии моментально оценивать уровень сцепления с трассой, работу шин, словом, учитывать все факторы одновременно, и в любой момент времени обеспечивать максимально возможную скорость?
“Три или четыре секунды”, – ответил мой собеседник. На самом же деле, это было бы больше 20-ти секунд, даже в случае с топ-пилотами. Никто никогда не сможет достичь идеала, но за счет тренировок мозга с использованием научных методик можно приблизиться к этому уровню…”»