В очередном выпуске своей авторской колонки российский гонщик Михаил Алешин рассказал о недавнем опыте выступления в немецком Кубке Формулы 3, где он защищает цвета команды ArtLine в «младшем» классе ATS Trophy. Описываемые события происходили в 23 – 25 апреля на трассе в Ошерслебене, расположенной близ Магдебурга…
Раньше я выступал в Формуле 3 только в чемпионате России, и было это аж в 2002-м году. Но сейчас я уже не тот 15-летний мальчишка, и, конечно, вырос и мой опыт участия во всевозможных сериях. В прошлом сезоне я уже помогал команде ArtLine Engineering в доводке российского шасси класса Ф3, так что у меня не было никаких сомнений насчет участия в некоторых этапах за рулем такой техники и в 2011-м. Это мне никак не повредит и не скажется на моём стиле, ведь в прошлом году я проехал гонку за рулем этой машины ровно за неделю до того, как выиграл титул в Мировой Серии Renault!
Словом, у нас намечается серьезная работа по доводке шасси Arttech F24. Как же можно доводить машину в младших сериях, спросите вы? Все очень просто. Ф3 – единственный класс младших формул, включая GP2 и Мировую Серию, где команды имеют право в соответствии с регламентом дорабатывать машины самостоятельно.
До этого у меня был лишь опыт доводки готовой машины через поиск оптимальных настроек. Сейчас задача намного сложнее: из множества представленных конструкторских решений надо выбирать самые лучшие. Команда вправе сама производить большинство деталей шасси, и эта работа идет непрерывно: не зря в этом смысле Формулу 3 называют «мини-Формулой 1» – именно за возможность доводить машины, а не выступать на готовых, как в любом моно-классе. В общем, задача интересная.
В первой тренировке все прошло очень успешно: мы нашли оптимальный баланс, который позволил начать работу с настройками и новыми деталями. Мы попробовали новые боковые понтоны и пришли к выводу, что поток под днищем машины стал идти в более правильном направлении, генерируя больше прижимной силы. Попробовали и новые отбойники – специальные элементы подвески, останавливающие ее работу при излишней нагрузке. В частности, это делается для того, чтобы не цеплять днищем на торможении. Так же подбирали нужный дорожный просвет в соответствии с эффективностью подвески.
Вторая тренировка прошла не так успешно: буквально после нескольких кругов, у меня возникла проблема с электрикой, которую удалось решить только под конец сессии. Но на квалификацию мы были готовы выехать во всеоружии: за счет сочетания более жесткой подвески (кстати, на Arttech F24 стоят торсионы, а не пружины) и меньшего клиренса мы рассчитывали существенно сократить отставание от лидеров. И в целом поставленной цели добились.
Во время прогрева перед первой гонкой у меня возникли проблемы с режимом мотора (во время симуляции старта он просто глох), поэтому стартовать пришлось аккуратно. Тем не менее, пару позиций я отыграл и расположился позади дебютанта серии Антти Раммо, своего напарника по команде ArtLine, выступающего на технике основного чемпионата Ф3, которая едет существенно быстрее.
Но пока недостаток опыта не позволяет ему раскрыть потенциал своей Dallara, и мы с ним очень даже недурно поборолись, в результате чего я взял вверх и быстро уехал. Но недолго музыка играла: буквально за два круга до финиша я почувствовал проблемы с передней правой подвеской и снизил темп. Соперники начали «подъезжать», и мне ничего не оставалось, как обороняться. Но на последнем круге подвеска все-таки не выдержала, лопнув в скоростной шикане. В результате чего я не доехал до финиша всего полкруга. Лопнула ли она вследствие моей езды по поребрикам, или причина была в чем-то другом, еще предстоит разобраться.
А пока я шел в боксы, меня ошарашили новостью о том, что в своем классе я умудрился выиграть! Даже не увидев клетчатого флага!!! Это произошло потому, что победитель гонки опередил на круг пилота, выступавшего в моём классе, но ехавшего за мной и значительно от меня отставшего. Как мне потом сказал руководитель серии, это был первый случай на его памяти, чтобы в Ф3 кто-то выиграл гонку, не доехав до финиша. :)) Понятно, что соперники в моем классе не особо сильные, и борьбой это не назовешь, но все равно было забавно.
Ко второй квалификации у нас был готов новый вариант переднего антикрыла. От предыдущей модификацией он отличался передним закрылком, который состоял не из двух компонентов, а из одного, аккуратно проходившего через все крыло прямо под носом машины. Решение интересное, и плюс его должен был состоять в том, чтобы за счет дополнительной площади самого закрылка можно было бы снизить его угол атаки, что при том же уровне прижимной силы позволило бы поднять скорость на прямых. О как! В реальности получилось следующее: средняя часть закрылка стала мешать проходу потока под днищем, а это спровоцировало проблемы с задней частью машины в быстрых поворотах. И хотя на прямой нам что-то удавалось отыграть, в поворотах мы стали явно медленнее, поэтому перед гонкой решили вернуться к старой конфигурации крыла.
Во второй гонке удалось частично решить проблемы со стартом, но после первого поворота я опять оказался за эстонцем, своим напарником по команде. Опять мы с ним полгонки боролись, пока я не подловил Антти на его же ошибке. После этого догнал группу пилотов основного чемпионата, но не успел с ними побороться - уже был финиш.
Подводя итоги, можно сказать, что команда проделала огромную работу по доводке Arttech F24. Конечно, есть какие-то детские болезни, но как без этого?! Машина, спроектированная нашими лучшими специалистами и обслуживаемая командой лучших российских механиков и инженеров, не дает повода рассуждать пессимистично – это факт.
Знаете, Dallara, всемирно известная компания по постройке гоночных шасси, в начале своего пути тоже не блистала, но сейчас у неё неоспоримый авторитет в мире автоспорта. Да, пока Arttech F24 заметно проигрывает, но я вижу, что у коллектива есть желание и возможности работать над недостатками, и все понимают, что это вполне закономерный процесс доводки. А это самое главное при реализации столь амбициозного проекта, как постройка и доведение до ума российской машины Формулы 3.
Михаил Алёшин, специально для F1News.Ru