«Незаменимых людей нет».
Маркиз Луи Антуан Караччиоли
I.
Как утверждают классики, статистика знает всё. В том числе, например, что за всю историю Формулы 1 в ней так или иначе отметились, т.е. хотя бы по одному разу выходили на старт 772 гонщика. Выиграть хотя бы один Гран При удалось 113-ти, т.е. примерно каждому седьмому.
Сегодня речь пойдёт о двух персонажах, оставивших разный след в истории. Один из них одержал 8 побед – такими достижениями могли бы похвастаться только 39 человек из этого списка. Второй заработал очки лишь в двух гонках из 43-х, в которых участвовал. Но объединяет их то, что в 2023 году они не будут выступать в чемпионате мира, хотя в паддоке мы их сможем видеть достаточно регулярно.
Дело в том, что оба теперь перешли в весьма специфический статус резервистов. Его особенность в том, что никто не может поручиться, вернётся ли такой гонщик в строй со скамейки запасных, или отныне его удел – работа на симуляторе, участие в совещаниях вместе с инженерами и пилотами основного состава, а также прочая закулисная деятельность. Безусловно, всё это тоже приносит команде немалую пользу, но за это не начисляют очков и кубков не вручают. Даже какой-нибудь плохонькой медальки – и той не дадут.
Впрочем, не вся работа резервистов скрыта от посторонних глаз – вовсе нет. Одна из их задач как раз в том, чтобы в дни уик-эндов встречаться с журналистами, анализировать происходящее на трассе и рассуждать на заданные темы, апеллируя к собственному гоночному опыту, который, увы, остался в прошлом.
Нет сомнений, что в следующем сезоне одним из мастеров разговорного жанра станет Даниэль Риккардо – в этом конкретном аспекте работы с ним вообще мало кто может сравниться.
II.
Даниэль дебютировал в Формуле 1 в 2011 году, причём посреди сезона, что само по себе непросто, да ещё на столь сложной трассе как Сильверстоун. К тому же за рулём слабосильной машины команды HRT, просуществовавшей всего три сезона и всё это время ходившей в хронических аутсайдерах.
Но талант гонщика можно заметить, даже если он выступает за такую команду, обречённую на места в хвосте пелотона. Вот что летом 2011-го в интервью F1News.ru говорил Колин Коллес, руководивший тогда этой испанской командой: «Даниэль – одна из восходящих звезд. Если он продолжит развиваться в верном направлении, будет работать, то многого добьется, потому что скорость у него есть.
Его отличает правильное отношение к делу, он очень позитивный человек – лично мне он очень нравится. Думаю, он станет очень хорошим гонщиком. Всегда видно, когда пилот отличается вдумчивым подходом. Быстрых гонщиков много, но вопрос еще и в том, как они строят свою работу…»
Чутьё на таланты Коллеса не обмануло: Риккардо действительно стал звездой. Но из популярной астрономии мы знаем, что все звёзды за период своего существования претерпевают определённую эволюцию. Аналогия очень грубая, но в данном случае уместная: звёзды зарождаются, в их недрах идут какие-то реакции и процессы, они как бы разгораются и потом в течение долгого времени «нормально» светят.
Звезда гонщика из австралийского города Перт разгоралась с 2011-го по 2013 гг., и результаты, которые он показывал на трассе, убедили Red Bull Racing, что ему пора доверить серьёзное дело. В 2014-м из Toro Rosso его перевели в «старшую команду», он стал новым напарником Себастьяна Феттеля и в том сезоне выиграл три гонки. А четырёхкратный чемпион мира – ни одной.
В том числе потому, что ему очень не нравились машины нового поколения с гибридными силовыми установками, но это проблема Феттеля. Даниэлю же выбирать не приходилось, надо было ездить на том, что дают. И он ездил довольно лихо – не зря же у него репутация одного из лучших мастеров обгона. Написать «была репутация» рука не поднимается… При желании в его обгонах можно было даже усмотреть некий артистизм, органично присущий ему и в обычной жизни.
Но теперь, когда Риккардо уже наполовину оказался за бортом Формулы 1, предлагается хотя бы мельком взглянуть на динамику его выступлений в Red Bull Racing. А она заставляет задуматься. Какая-то эта динамика нелинейная, если, например, сравнивать её с историей успеха Макса Ферстаппена или того же Себастьяна в лучшие годы четырёхкратного чемпиона мира.
Итак, в 2014-м Даниэль записал на свой счёт три победы, но в следующем году ни одной – впрочем, их не было и у Даниила Квята, тогдашнего напарника и тёзки Даниэля. Почему не было, тоже в целом объяснимо – уже началась эра доминирования Mercedes.
Несмотря на это в 2016-м Даниэль и Макс Ферстаппен, его новый напарник, одержали по одной победе, при этом счёт был открыт голландцем, и все помнят, при каких обстоятельствах. Тогда, в Барселоне, Макс произвёл подлинную сенсацию, а Даниэлю удалось выиграть Гран При Малайзии, где Mercedes, можно сказать, не повезло, зато Red Bull Racing завоевала победный дубль. Правда, и на каталонском кольце Льюис Хэмилтон с Нико Росбергом «самоустранились», после чего именно Макс лучше всех воспользовался обстоятельствами, продемонстрировав почерк будущего чемпиона.
Впрочем, Риккардо должен был выиграть Гран При Монако, но команда Red Bull допустила редкий для себя просчёт, лишив своего гонщика шансов на победу. Эту драму, что называется, надо было видеть, и сейчас не будем на ней останавливаться подробно, однако, похоже, что она оставила в душе Даниэля болезненный рубец.
В 2017-м гонщики Red Bull одержали три победы, из них две опять же на счету Ферстаппена. А 2018-й запомнился как минимум тремя событиями: во-первых, незадолго до финиша Гран При Азербайджана гонщики Red Bull столкнулись на прямой, чему предшествовали многочисленные дуэли и обмены позициями на отличной городской трассе в Баку, но непосредственно перед инцидентом впереди всё-таки был Макс.
Судя по всему, при закрытых дверях во время неизбежного «разбора полётов» руководство команды, как следует пожурив обоих гонщиков, всё-таки дало понять, что оно скорее на стороне Ферстаппена. Вот что тогда один из знающих людей говорил об общем фоне, на котором происходили эти события: «После серии потрясающих выступлений… он получил выгодный многолетний контракт, а Риккардо – нет. Австралийцу должно быть обидно – в команде считают, хоть не признают этого публично, что Ферстаппен – их главная надежда, и они хотят его удержать…»
Второе событие, безусловно оставшееся в памяти у всех, кто следил за перипетиями того сезона – это удивительная победа Даниэля в Монако, которая, с одной стороны, стала подтверждением его мастерства и профессионализма, с другой вновь продемонстрировала, что городская трасса в Монте-Карло – скорее дань традиции, нежели арена, подходящая для баталий современной Формулы 1.
Если помните, Риккардо лидировал, но у него начались проблемы с машиной, он явно терял скорость, однако обогнать его всё равно никто не смог. В общем, некая высшая справедливость была восстановлена: гоночные боги смилостивились, и он получил то, чего на этой же трассе лишился двумя годами ранее.
А третье заметное событие, произошедшее в том сезоне, предопределившее всю дальнейшую судьбу Даниэля – это его решение перейти из вполне перспективной Red Bull Racing в заводскую команду Renault, занимавшую в иерархии Формулы 1 заведомо более низкую ступень.
Но Риккардо был предложен более чем выгодный в финансовом плане контракт, и он фактически получал статус лидера команды. Отныне не надо было переживать по поводу фаворитизма руководства в пользу напарника. Сразу надо подчеркнуть, что доверие Renault он оправдал, заметно опередив по очкам Нико Хюлкенберга, его тогдашнего напарника. Того самого «Халка», который возвращается в Формулу 1 сейчас, когда Даниэля оттуда попросили – такие вот парадоксы гоночной действительности.
III.
В 2020 году Риккардо выиграл пари, заключённое с Сирилом Абитебулом, тогда руководившим заводской командой французского концерна. Условия были такие: если Даниэль поднимется на подиум, тот сделает татуировку. 11 октября австралиец финишировал третьим на Нюрбургринге, а 1 ноября – в Имоле.
Казалось бы, Риккардо подтвердил свой класс, и тут бы развивать первые успехи, тем более в Renault всерьёз рассчитывали на его услуги, но нет – он подписывает очередной контракт, на этот раз с McLaren, и начинается история его отношений с командой из Уокинга. Как мы теперь знаем, история с не самым счастливым концом.
Если уж Зак Браун, в своё время лично уговоривший Даниэля перейти в McLaren, даже сейчас не может сказать, почему профессионал такого уровня не смог найти подход к машинам, которые строят Джеймс Ки и его коллеги, то это приходится отнести к разряду загадок.
Исполнительный директор McLaren Racing так и говорит: «Вся команда тяжело переживала расставание с Даниэлем, все его любят, ведь благодаря ему атмосфера в боксах и на базе McLaren была просто замечательная, но иногда всё складывается так, что сотрудничество не даёт результатов. И это своего рода большая загадка, ведь Риккардо – талантливый гонщик, в этом нет сомнений…»
Сам Даниэль ещё в 2021 году использовал довольно интересный образ, описывая свои сложности: «По поводу поведения машины McLaren, хитростей, связанных с её пилотированием, и подхода, которого она требует, можно сказать, что я пытаюсь попасть по мячу левой ногой.
При этом мой инстинкт требует, чтобы я бил правой, ведь это так просто. Но сейчас, чтобы по-настоящему освоиться с пилотированием MCL35M, я пытаюсь научиться бить левой…»
Возможно, в том году у Риккардо всё-таки начало получаться «бить левой», ведь в сентябре он вдруг выиграл Гран При Италии. Казалось, что тогда этому искренне радовались не только в McLaren, но даже соперники. Но в 2022-м, когда Формула 1 перешла на машины нового поколения, всё опять откатилось на исходные позиции. Даниэль опять не мог угнаться за напарником, и счёт по итогам сезона 37:122 в пользу Ландо Норриса говорит сам за себя.
Конечно, бывает, что происходят какие-то мистические вещи, с трудом поддающиеся объяснению, но пилотирование гоночных машин – наука достаточно точная, она описывается десятками параметров, отражённых в телеметрии. Вот только не факт, что мы когда-нибудь узнаем всю правду. Наверное, ни сам Даниэль в этом не заинтересован, ни в McLaren не станут делиться подробной информацией на эту тему.
И теперь многое зависит от дальнейшего развития событий: если вдруг так сойдутся звёзды, что Риккардо не просто чудесным образом удастся вернуться в строй в 2024 году, но он ещё и сможет показывать результаты, сравнимые с теми, что были в лучший период его карьеры, то два неудачных сезона в McLaren либо просто отойдут на второй план, либо даже может проясниться та самая загадка, о которой говорит Браун.
Представьте, что Даниэль сядет за руль, например, машины Red Bull, предварительно вдоволь потренировавшись на симуляторе на базе в Милтон-Кинсе, и покажет скорость на уровне если не Макса Ферстаппена, то хотя бы Серхио Переса, после чего скажет: «Ага, теперь мне всё понятно, что было не так с McLaren». Или если не скажет, то хотя бы подумает. А может, он что-то поймёт про самого себя, и тогда уж тем более промолчит.
Но напрашивается определённый образ: если в современной Формуле 1 гонщик класса Риккардо, ещё недавно выигрывавший Гран При, оказывается в резерве, то этот резерв без особой натяжки можно называть «золотым». А сам этот факт свидетельствует о том, что уже подрастает талантливая молодая смена, достаточно назвать Оскара Пиастри. Он, кстати, тоже австралиец, вот ведь как сложилось.
IV.
Мик Шумахер дебютировал в Формуле 1, будучи практически в том же возрасте, в каком в чемпионат десятью годами ранее пришёл Даниэль Риккардо. Помогли титулы, завоёванные в молодёжных сериях Ф3 и Ф2, поддержка Ferrari, а также, конечно, громкая фамилия. Как и австралиец, он оказался за рулём самой медленной машины, в его случае это была Haas VF-21.
На этой стадии карьеры Мика ничего особо сенсационного не происходило, всё шло достаточно логично. Не было ничего удивительного в том, что в своём первом сезоне сын семикратного чемпиона мира не произвёл особого впечатления – всё-таки он делал самые первые шаги в серии такого уровня, да и машина не позволяла бороться даже за средние результаты. Но при этом Мик вчистую объехал Никиту Мазепина, такого же дебютанта Формулы 1, тоже прошедшего школу молодёжных чемпионатов.
В 2021 году этого было более-менее достаточно, чтобы о Шумахере-младшем заговорили. При этом оценивали его уровень достаточно сдержанно, порой проводя исторические аналогии с начальным этапом карьеры отца. Михаэль в начале 90-х входил в молодёжную программу Mercedes, и тогда даже поговаривали, что по уровню чисто гоночного таланта он несколько уступает Карлу Вендлингеру и Хайнцу-Харальду Френтцену, двум другим участникам этой программы, зато отличается отменным упорством, лидерскими качествами, вниманием к деталям и прекрасной физической подготовкой.
Вполне можно было надеяться, что и Мик постепенно раскатится, если окажется за рулём более-менее нормальной машины, и все сходились на том, что 2021 год – не показатель, зато в 2022-м он себя обязательно покажет. Сложно сказать, как бы развивались события, если бы не внешние обстоятельства, из-за которых Шумахер заполучил в напарники не Мазепина, а опытного Кевина Магнуссена, срочно вызванного на подмогу в критической ситуации.
Ради возвращения в Формулу 1 Кевин бросил гонки на выносливость, хотя перед ним открывались неплохие перспективы – а кто бы не бросил? – и на радостях заработал очки в трёх из первых четырёх Гран При сезона. С Haas давно такого не было, Гюнтер Штайнер и вообще все в команде ликовали. Разве что Мику было над чем задуматься – на фоне такого напарника котировки его акций пошли вниз.
Видимо, пытаясь как-то исправить положение, он несколько переоценил свои силы и возможности, что в итоге заставило Джина Хааса, владельца американской команды, сделать такое признание: «Думаю, Мик весьма перспективный гонщик, но он обошёлся нам в целое состояние. Он разбил много машин, и это стоило нам больших денег, которых у нас просто нет…»
Признание, пожалуй, беспрецедентное. Хотя в середине сезона Мик неплохо провёл пару-тройку гонок и заработал несколько очков, становилось понятно, что его дни в команде сочтены. Теперь его заменит уже упомянутый Нико Хюлкенберг, гонщик опытный и надёжный. Как он поладит с Кевином Магнуссеном – уже другой вопрос, но в команде рассчитывают, что немецкий ветеран, за плечами которого 181 Гран При, как минимум обойдётся дешевле, чем Шумахер.
Насколько рационально в Haas разобрались с кадровым вопросом, станет понятно в 2023 году, однако Мику ещё повезло: он поймал спасательный круг с надписью Mercedes и в следующем сезоне станет резервным пилотом заводской команды штутгартского концерна. Отличная возможность поучиться у Льюиса Хэмилтона и Джорджа Расселла, между прочим.
Как и Риккардо, он тоже надеется вернуться в Формулу 1. Как и австралиец, Мик не знает, получится ли это, а если и появится такой шанс, то под чьими знамёнами? В Mercedes делают ставку на Джорджа Расселла и похоже, что собираются продлить контракт с Льюисом Хэмилтоном, т.е. там вакансий в ближайшее время не предвидится.
Можно рассуждать о том, что в теории в 2024-м могут появиться и другие варианты, например, в Aston Martin или Williams, клиентских командах Mercedes, с которыми, наверное, несколько проще договориться.
Но это зависит от многих факторов, в том числе от того, какие результаты будет показывать за рулём зелёной машины Фернандо Алонсо, и на что будет способен в Williams Логан Сарджент. В общем, пока нет оснований строить конкретные прогнозы, кроме одного: Мику на этом этапе карьеры обязательно потребуется терпение, трудолюбие и талант. А продемонстрировать всё это, находясь на скамейке запасных, непросто.
Но ведь Нику де Вризу, при всей разнице спортивных судеб, это удалось, и теперь прошлогоднему чемпиону Формулы E предстоит полноценный дебют в Ф1, которого он ждал примерно три года, если не дольше. Значит, Мик тоже может на что-то надеяться. У него, как и у Ника, уже есть поддержка Mercedes, но, в отличие от голландца, есть и кое-какой опыт выступлений в Формуле 1, и правильная родословная. Уровень таланта сравнивать, пожалуй, рановато, так что воздержимся.
Кстати, если чему-то и стоит удивляться, так это тому, что молодой гонщик с фамилией Шумахер, которого вроде бы считают перспективным, остался без контракта. Неужели только руководители и маркетологи Mercedes готовы были проявить расчётливость и умение видеть на несколько ходов вперёд?
Если в 2023 году на скамейке запасных в Формуле 1 будут маячить такие парни, как Риккардо, и Шумахер, то у некоторых из двадцати избранников судьбы, что выйдут на старт чемпионата, будет дополнительный стимул по-настоящему упираться. Ведь их в случае чего могут заменить гонщики из «золотого резерва» – хотя, конечно, это чистая теория.
В общем, одни люди вычеркнули Даниэля и Мика из своих списков, причём не без оснований, но другие тут же вписали их вновь, хотя и в другую графу. Так что на этом этапе наши герои вроде бы попрощались с чемпионатом, но никуда не ушли. Иногда бывает и так. А что будет дальше, покажет время. Возможны варианты, спросите Магнуссена или Хюлкенберга.