Минувшая неделя для всей Формулы 1 была тяжелой и драматичной, возможно, самой драматичной за последние годы. Позитивного в ее итогах немного, разве что повышенное внимание публики, которая, затаив дыхание, следила за разборками в Королевских автогонках. Что ж, суд состоялся, вердикт вынесен, главные действующие лица спектакля успели обменяться любезностями в более чем резких выражениях, а кое-кто уже успел даже публично помириться – однако, нет ощущения, что в этой истории пора ставить точку. Разве что многоточие...
Почему? Хотя бы потому, что человек, с которого началась заваруха, пока остался безнаказанным. Впрочем, им вовсю занимаются итальянские правоохранительные органы, и рано или поздно мы что-нибудь, да узнаем. Этот человек – Найджел Степни, профессионал высочайшего уровня, трудоголик, преданный Формуле 1, один из отцов тех многочисленных побед, которые Ferrari принес гонщик М. Шумахер.
На волне скандала сегодня все больше вспоминают о том, какую колоссальную роль он играл в Скудерии на протяжении долгого времени. Степни искренне считал команду своей, и, очевидно, почувствовал себя оскорбленным в лучших чувствах, когда с уходом со сцены Шумахера и Росса Брауна, ближайшим сподвижником которых он был, его бросили «на низовку», заставили заниматься рутинной тестовой работой, хотя он, видимо, полагал, что заслуживает иной участи. Наверняка, были и иные причины, из-за которых Найджел Степни решил сделать практически родной команде гадость помасштабнее, уколоть побольнее... Захотелось славы Герострата?
Возможно, мы никогда не узнаем истинных мотивов Степни, если только когда-нибудь он не расскажет о них сам. Однако сегодня многие эксперты сомневаются, что в истории с кражей технической документации Ferrari все однозначно. Например, слабо верится, что сотруднику, даже занимавшему достаточно высокий пост, после того, как он вконец расплевался с начальством, не был перекрыт доступ к секретной документации. Куда смотрела служба безопасности Ferrari? Почему допустила столь серьезную утечку? Или эта утечка была спровоцирована, а документы Степни элементарно подсунули? Скорее всего, нам никто никогда не ответит на подобные вопросы, но это еще не значит, что нет смысла их ставить.
Из того, что мы знаем сегодня, однозначно следует вывод, что не было никакого заговора против Ferrari, организованного McLaren, что Степни не был внедренным агентом Рона Денниса, действовавшем в связке с главным конструктором британской команды Майком Кофлэном. Было некое стечение обстоятельств, которое дало толчок целой цепочке событий, приведших к тому, что McLaren приковали к позорному столбу. Опять же, справедливый вопрос, за что?
Думаете, за промышленный шпионаж? Вовсе нет. В вердикте FIA по итогам парижского заседания Всемирного совета автоспорта черным по белому написано, что невозможно доказать, в какой мере McLaren смогла воспользоваться секретами команды-соперницы. Т.е., получается, не исключено, что она вообще ими не воспользовалась? Но есть и непреложные факты, от которых откреститься невозможно: переписка двух земляков, Педро де ла Росы и Фернандо Алонсо, тест-пилота McLaren и ее боевого гонщика, дважды чемпиона мира. Исходя из самого факта, что эта переписка сохранилась на жестких дисках их компьютеров или в их личных архивах, следует вывод, что они не придавали особого значения обмену электронными письмами на столь чувствительную тему, как секреты конкурирующей фирмы, не боялись перлюстрации, перехвата, и тому подобных последствий. Почему?
Ответ очевиден: по глупости. Стоит допустить, что все герои драмы проявили это элементарное человеческое качество, которое еще никого не украшало, – и все встает на свои места. Посудите сами: у Найджела Степни, возможно, поехала крыша из-за того, что его, заслуженного работника автоспорта, начали всячески притеснять в команде, которой он отдал столько сил, и физических, и духовных. Не придумав ничего лучше, он крадет из Ferrari некие документы. Сам он до этого догадался, или его на это спровоцировали, в данном случае неважно, однако умным сей поступок назвать никак нельзя.
Далее он начинает подсовывать эту документацию Кофлэну, который, очевидно, не нашел в себе силы отказаться от соблазна полистать прелюбопытнейшую книженцию о 780 страницах. Был бы это настоящий, правильный заговор, разве можно было бы допустить, что Степни и Кофлэн контактировали напрямую, обмениваясь сотнями СМС-ок и постоянно друг другу названивая? Они что, фильмов про Джеймса Бонда не смотрели? В тот момент, когда Кофлэн впервые пообщался со Степни на означенные темы, он автоматически стал соучастником преступления. Потом, надо полагать, Кофлэн проболтался о том, что располагает секретами Ferrari, тест-пилоту Педро де ла Росе.
Интересно, что творилось в душе и голове у классного парня Педро, интеллигентного человека и добропорядочного семьянина, когда он впервые узнал о существовании канала «Степни-Кофлэн»? Он не подумал о возможных последствиях? Или он не допускал и мысли о том, что его земляк Алонсо в один прекрасный момент сдаст с потрохами всю эту компанию? В высшей степени неумно открыто обмениваться подобными электронными письмами – это что, тоже признак заговора? Почему-то никто и не думал кодировать послания, не прибегал к азбуке пляшущих человечков – может быть, они и Конан-Дойля не читали?
И если мы, даже на уровне нашего, весьма ограниченного знания, продолжим анализ этой череды глупостей, неблаговидных поступков отдельных персонажей и их ошибок, то мы вскоре доберемся до высшего проявления идиотизма: визита Труди Кофлэн в уличную копировальную лавку. Ах, какой молодец тот безвестный приказчик из этой лавки, который, надо полагать, что-то понимает в Ф1, раз он сообразил, какого рода документы ему принесли для размножения, точнее - для сканирования и записи на CD. Что бы без него делала Ferrari?
И в каком же акте этой трагикомедии абсурда на сцену выходит сама McLaren как организация, которая как бы за всем этим стоит, как бы стремясь извлечь какую-то конкретную выгоду? Думаю, эта фаза наступает только в финале, когда FIA находит и примерно наказывает виноватых: т.е. команда из Уокинга автоматически становится коллективным ответчиком просто потому, что большинство персонажей шоу являются ее сотрудниками. Остальное сейчас уже неважно: у FIA не оставалось иного выхода, как примерно покарать злоумышленников. Так в чем же они виноваты? Да только в том, что, оказавшись, отчасти не по своей воле, в непростой ситуации, повели себя крайне глупо, неосторожно, тем самым, нарушив правила игры, корпоративный заговор молчания, который опутывает всю Формулу 1.
Единственным логичным объяснением того, что все персонажи открыто обменивались информацией, нимало не заботясь о соблюдении минимальной осторожности – о конспирации уже речь не идет – является следующее: все это является НОРМОЙ для Формулы 1, а отнюдь не исключением. СМС-ками и электронными письмами о секретах конкурентов обмениваются все, и никто и не думает осторожничать и скрытничать. Разумеется, шпионаж шпионажу рознь, и некие условные нормы приличия стараются не нарушать. Но ведь отнюдь не каждый день бывшие главные механики крадут документацию целыми томами, верно? Но Степни этот том, так или иначе, подрезал, тем самым, вызвав лавину последствий, представить которые он, видимо, не мог. Фантазии не хватило? Или просто ему и в голову не приходило, что его подельники будут вести себя столь космически глупо?
А что было бы, если бы McLaren в начале сезона не настучал FIA на Ferrari (помните историю с «гибким полом»?)? Может быть, и Скудерия тогда не стала бы затевать многоходовую операцию по опусканию конкурентов ниже плинтуса, которая была проведена просто блестяще. Воистину, нам не дано предугадать, как слово (и дело) наше отзовется...