Кадр из знаменитого фильма Тинто Брасса "Калигула": между методами римского диктатора и стилем руководства, который практикует президент FIA, есть нечто неуловимо общее...
Мне доводилось наблюдать, как Макс Мосли идет по паддоку: картина чем-то напоминает движение атомного ледокола через неокрепшие льды. Разношерстная публика, которая обычно заполняет неширокий переулок между моторхоумами, невольно расступается, и президент FIA, иногда один, иногда в окружении немногочисленной свиты, шествует по своим президентским делам, глядя поверх толпы. Рассеченная толпа смыкается не сразу, провожает его взглядами. Он чуть сутулится, но походка его решительна и пружиниста, на нем отличного кроя темный костюм, белоснежная рубашка и неброский галстук – все в лучших традициях аглицкого джентльменства.
У него не берут автографы, к нему не пристают журналисты, соблюдая почтительную дистанцию, и лишь фоторепортеры стрекочут затворами своих цифровых камер – работа у них такая.
Когда в один из мартовских дней Мосли входил в элитный бордель где-то в лондонском районе Челси, он тоже был под прицелом объективов. Не будем ханжами: если некий среднестатистический аглицкий джентльмен периодически посещает заведения подобного толка, в этом нет ничего страшного. Но не все джентльмены, испытывающие непреодолимую тягу к противоположному полу, занимают крупные руководящие посты. И уж наверняка не все президенты отличаются садомазохистскими наклонностями, тем более с элементами нацистской стилистики.
Итак, можно сказать, что на глазах у всего человечества истинный джентльмен Макс Мосли скрылся за дверями борделя, и то, что затем происходило внутри, вполне укладывается в эстетику Тинто Брасса: его «Калигула» с Малколмом Макдауэллом в главной роли стал классикой. Кстати, чтобы лучше понять характер деяний Мосли как на политической, так и на жестко-эротической арене, пересмотрите этот поучительный и страшненький фильм: после недавнего заседания Сената FIA параллели между зарвавшимся римским императором Калигулой и зарвавшимся президентом федерации напрашиваются сами собой.
Как известно, Калигула назначил любимого жеребца на должность сенатора. Судя по всему, Мосли при желании, наверное, мог бы проделать в Сенате FIA аналогичный кунштюк, но, видимо, не хотел повторяться. Но он тоже доказал всему миру, что на территории отдельной взятой Международной автомобильной империи ему дозволено практически все. Подумаешь, объективы папарацци запечатлели его в непотребном виде в компании пяти продажных женщин, вместе c которыми он предавался весьма специфическим игрищам – экая безделица!
Не девятнадцатый век: это в те времена обесчещенные девушки бросались с обрывов, опозорившиеся представители офицерства пускали пулю в лоб, а самураи совершали харакири. Мосли далеко не девушка, не офицер, и уж точно не самурай, да и эпоха на дворе другая. Поэтому он не стал бросаться в мутную Темзу; сигать с какой-нибудь живописной скалы в районе Монте-Карло, где он проживает, в лазурную средиземноморскую волну ему тоже не захотелось; он не попросил револьвер с одним патроном. К чему эта показуха? Вместо этого он выступил с речью на заседании Генеральной Ассамблеи FIA, легко убедив подавляющее большинство собравшихся, что для него первым делом являлись и являются гоночные и прочие автомобили, проблемы безопасности на дорогах, мировая экология... Ну, а девушки?.. А девушки – потом, в свободное от работы время. И вообще, это личное дело каждого.
Штука в том, что даже самые убежденные противники Мосли не могут отрицать: на протяжении многих лет он являлся хорошим президентом FIA, и у него действительно множество заслуг. Но с точки зрения этих людей, один поход Максимилиана Освальдовича к проституткам перечеркнул все его славное прошлое. Сам же он, понятное дело, совершенно не разделяет подобную точку зрения, и в минувший вторник 103-мя голосами "за" при 55-ти "против" и семи воздержавшихся Генассамблея постановила: господа, президент тоже человек, и ему тоже можно гулять по девкам.
И совершенно неважно, что Король Испании не подает ему руки, что крупнейший в Европе автоклуб, немецкий ADAC, заявил о приостановке членства в FIA в знак протеста против такого решения Ассамблеи, что оставшиеся в меньшинстве автофедерации ряда стран тоже подумывают о подобных шагах – какое, право, чистоплюйство! Мосли – ключевая фигура автомобильного мира планеты, равноценной замены ему нет, по крайней мере, сейчас. Соображения политической целесообразности подсказывают, что девки скоро забудутся, а проблемы автоспорта и прочие серьезные вещи – останутся, и кто-то должен ими заниматься, верно?
Некая логика в подобных рассуждениях есть. Однако в наше время в просвещенных странах моральной стороне дела принято уделять все больше внимания, хотя бы на словах: человек с замашками Калигулы по определению не может возглавлять уважаемую международную организацию. И, тем не менее, в Париже Мосли убедительно доказал, что может. Еще как может!
В последнее время из лагеря Формулы 1 все отчетливее доносятся стенания: ситуация предкризисная, денег не хватает, спонсоры – скупердяи, считают каждый миллион, и в ближайшее время придется потуже затягивать поясок. Если раньше спонсоры не спешили расставаться с деньгами просто потому, что их было жалко, то теперь появился еще один серьезный повод для отказа: а, так это та самая Формула 1, которой командует старый развратник Мосли?
Именно поэтому даже Берни Экклстоун сегодня стал убежденным противником человека, чьим сторонником и деловым партнером он был последние лет тридцать, если не сорок. Он лучше всех понимает, что нездоровые наклонности и своеобразные моральные качества президента FIA не помогут делу финансового оздоровления Формулы 1.
Между прочим, старый Договор Согласия прекратил действовать в прошлом году, а новый так и не был подписан. Это значит, что формально некоторые команды, участвующие в чемпионате мира, более не связаны никакими обязательствами ни с FIA, ни с компаниями Экклстоуна (FOM, FOA, etc.) и, при желании, в любой момент могут покинуть Формулу 1. А что будет, если на совете директоров одного из автоконцернов поставят вопрос ребром: проект закрыть в целях экономии средств, а то этот ваш президент вконец распоясался. В самом прямом смысле этого слова. Кто знает, а вдруг поход Мосли по девкам и решение Генассамблеи станут детонатороми целой череды событий, которые окажутся катастрофическими для всего автогоночного сообщества? Будем надеяться, что коллапса системы не произойдет, однако стабильности точно не прибавится.
Так уж исторически сложилось: Формула 1 опирается на плечи двух богатырей, одного из которых зовут Макс Мосли, а второго – Берни Экклстоун. И вдруг нечаянным образом выяснилось, что у первого из них есть одна маленькая слабость, которая здорово вывела из себя второго. Былого согласия меж ними нет, и в ближайшие месяцы, видимо, мы будем наблюдать сцены раздора, равных которым Королева автогонок не знала за всю свою историю. Исход этого противостояния сегодня не возьмется предсказать никто.
Но одно можно утверждать с высокой долей вероятности: когда непотопляемый Мосли вновь появится в паддоке, зона вакуума вокруг него будет заметно больше, чем раньше. Впрочем, когда сэра Фрэнка Уильямса спросили, готов ли он сфотографироваться рядом со своим старым знакомым, заслуженный деятель автоспорта ответил: «Какие проблемы? Он же не прокаженный...»