Материал подготовлен при спонсорской поддержке компании "Независимость Land Rover" - официального дилера Land Rover в России |
1. Льюис Хэмилтон (McLaren Mercedes)
2. Роберт Кубица (BMW Sauber)
3. Фелипе Масса (Ferrari)
Вопрос: Льюис, насыщенная гонка от старта до финиша. Начнем со старта. Прорыв на вторую позицию и контакт с рельсом безопасности в повороте Tabac…
Льюис Хэмилтон: Машина вела себя отлично, мне удалось хорошо стартовать, и в начале гонки я чувствовал себя вполне комфортно. Я мог догнать Фелипе, но шел дождь, и из-за брызг ничего не было видно, поэтому я решил держаться в секунде от Ferrari. Но в повороте Tabac через трассу текла целая река, заднюю часть машины бросило в сторону, и я зацепил барьер. Контакт был небольшим, но шина была проколота: я успел сообщить команде, и они моментально среагировали.
Вопрос: Затем настал черед еще двух событий. Вскоре на трассу выехала машина безопасности, что позволило вам отыграть потерянные секунды, а затем смена погоды совпала с новой стратегией команды...
Льюис Хэмилтон: Именно. В такую погоду, когда сначала идет дождь, а потом трасса начинает подсыхать, важно удержать машину на трассе. Это трудно, постоянно возникает эффект аквапланирования. Но мне повезло: мы воспользовались ситуацией, поменяли тактику, и это сыграло мне на руку.
Скорость была удивительной: большую часть гонки я без труда ехал на секунду быстрее всех и даже спрашивал команду, нужно ли прибавить, но мне посоветовали слегка сбавить темп. В какой-то момент мое преимущество достигло сорока секунд, я сказал себе: «ОК, еще 20 кругов, сохраняй отрыв», но в тот момент на трассу снова выехала машина безопасности.
Вопрос: Вы долго решали, остаться ли на промежуточной резине или перейти на сухую. Затем та авария Нико Росберга, обломки на трассе, риск прокола и очередной рестарт…
Льюис Хэмилтон: Я говорил – гонка будет захватывающей. Надеюсь, Нико в порядке, по радио мне сообщили, что должно обойтись без травм, хотя его авария выглядела очень серьезной. Машина безопасности ликвидировала мое преимущество, но резина сохраняла работоспособность, и я мог оставаться на ней так долго, как хотелось. Я тщательно следил за состоянием шин, и это привело к победе.
Вопрос: Как прошел рестарт? В тот момент температура воздуха понизилась и давление упало…
Льюис Хэмилтон: Похоже, я неплохо среагировал. Помнится, в прошлом году в Канаде было нечто подобное, поэтому я не нервничал. Думаю, у многих возникли проблемы с прогревом шин, и мне сразу удалось создать достаточный отрыв. Дальше требовалось просто сохранять концентрацию, но я все так же считал круги, и на это ушло немало времени.
Вопрос: Роберт, отличный пилотаж, вы долгое время лидировали, но с двумя пит-стопами было трудно бороться с Льюисом, перешедшим на стратегию с одной дозаправкой...
Роберт Кубица: На первых кругах мы практически не атаковали, а затем я поехал быстрее Кими, но никак не мог провести атаку – когда едешь за машиной соперника, из-за брызг ничего не видно. А затем уже Фелипе ошибся в первом повороте, и я вышел в лидеры. На втором отрезке задние шины начали гранулироваться, после своего пит-стопа Фелипе снова вышел вперед и на тяжелой машине стал отрываться от меня, правда, даже когда я стал проходить круги на 2-3 секунды быстрее, совершить обгон было невозможно. К счастью, впереди на шинах для сухой погоды ехал Тимо Глок. Я заметил, что он намного быстрее нас, и попросил команду сменить резину. Пит-стоп был очень коротким, и нам удалось оставить Фелипе позади. Финиш в этой труднейшей гонке – настоящее чудо, думаю, второе место – максимум, на что мы могли рассчитывать. Я счастлив!
Вопрос: Фелипе, на квалификации вы были очень быстры в первом повороте, но в гонке все сложилось не так удачно…
Фелипе Масса: В том повороте многие столкнулись с проблемами. В столь непростой гонке легко потерять концентрацию – я наехал на разметку и просто не смог остановить машину. Кроме того на протяжении двадцати кругов я не мог слышать команду, приходилось искать глазами информационную доску и было практически невозможно узнать, что происходит в гонке.
На первом отрезке я был быстр и даже сдерживал себя - все было в порядке: мы разработали эффективную стратегию, машина выглядела отлично, но внезапно команда изменила стратегию, переключившись на один пит-стоп, и заправила машину до финиша. Это было ошибкой - трасса подсыхала, мы надеялись, что снова пойдет дождь, но надежды не оправдались. Когда Роберт заехал в боксы, я хотел последовать за ним, но из-за проблем со связью мы слишком затянули с пит-стопом. Да, мы ошиблись при выборе стратегии, но все же я финишировал на подиуме. Чемпионат длинный, и сегодня этот результат меня вполне устраивает. На сухой трассе машина была конкурентоспособна, и в квалификации, и на длинной дистанции. Если бы не дождь, возможно, сегодня я бы отправился на первый пит-стоп последним из гонщиков, но, увы - стратегия не сработала.
Вопрос: Во время рестарта вы ехали на более мягкой резине. Это обеспечило вам небольшое преимущество?
Фелипе Масса: Вы имеете в виду SuperSoft для сухой погоды?
Вопрос: Да.
Фелипе Масса: Не знаю, к тому моменту судьба гонки была практически решена. Я выбрал более мягкие шины потому, что в некоторых местах трасса оставалась влажной, а такую резину проще прогревать, но не думаю, что разница между двумя составами была значительной.
Вопрос: Льюис – F3, GP2, Формула 1 – вы обожаете эту трассу. Что значит для вас эта победа?
Льюис Хэмилтон: Это, безусловно, лучшая гонка в моей карьере! На последних кругах я думал, что здесь выигрывал Айртон Сенна, и что победа на этой трассе – особенная. Но при этом я понимал, что должен спокойно доехать до финиша, не допустив случайной ошибки, не зацепив барьер. Спасибо команде, которая проделала фантастическую работу, и моей семье, которая меня всегда поддерживает!
Вопрос: Какого это, победить в Гран При Монако?
Льюис Хэмилтон: Это невероятное ощущение! На последних двадцати кругах я едва сдерживал эмоции, старался удержать машину на трассе и верил в то, что мне по силам победить. Никаких машин безопасности, просто добраться до финиша. Я был уверен в себе и команде, но в Монако многое зависит от везения, и сегодня мне повезло.
Вопрос: Эта победа превосходит ваши предыдущие достижения?
Льюис Хэмилтон: Это моя лучшая победа. Даже если мне доведется еще раз победить в Монако, этот успех – самый главный. Я не завоевал поул, но сохранил оптимизм и первым приехал на финиш. Команда сработала очень хорошо, эта гонка стала самой интересной за всю мою карьеру.
Вопрос: Вам было интересно, несмотря на непростые условия и неоднократное появление на трассе машины безопасности?
Льюис Хэмилтон: Да, удержать машину на влажной трассе было очень непросто. Вы сами видели – я ехал вторым и зацепил барьер. Я просто не мог в это поверить, ведь в тот самый момент ехал вторым и претендовал на победу, но команда среагировала мгновенно, подготовив новый комплект шин.
Вопрос: Вы были удивлены, что потеряли всего три позиции?
Льюис Хэмилтон: Да, но я понимал, что если бы кто-то следовал вплотную за мной, он просто не мог видеть трассу – я сам не видел ничего, когда ехал за Фелипе. Я не знал, каким вернусь на трассу – может быть, десятым, а то и хуже, но оказался на пятой позиции. Моя машина была заправлена под завязку, я следил за состоянием шин и старался удержаться на траектории.
Вопрос: Вам долили топливо, а на каких шинах вы покинули боксы?
Льюис Хэмилтон: Когда я совершил свой первый вынужденный пит-стоп, мы переобулись в обычные дождевые шины, точно такие же, на которых стартовали, и залили в баки как можно больше топлива, чтобы иметь возможность подольше задержаться на трассе, и когда асфальт начал подсыхать, мне не нужно было ехать в боксы. Мы остановились чуть позже и все равно лидировали с преимуществом в сорок секунд. Был соблазн атаковать в полную силу, но я постарался расслабиться и просто наслаждался гонкой.
Вопрос: Роберт, по ходу гонки вы отчаянно боролись с Фелипе Массой…
Роберт Кубица: Да, мы стартовали с третьего ряда, и машина вела себя неплохо. На первых кругах пришлось нелегко – мы не ждали столь сильного дождя, к тому же Алонсо пытался меня обогнать. Как только шины достигли рабочей температуры, я сократил отставание от Райкконена и ехал на полсекунды быстрее, но не мог провести атаку. К несчастью для себя, Кими получил штраф в виде проезда по пит-лейн, и передо мной оказалась свободная трасса. Я начал подтягиваться к Фелипе, а как только он совершил ошибку, вышел в лидеры. Машина скользила в каждом повороте, но не у меня одного были подобные проблемы.
После первого пит-стопа задние шины начали гранулироваться, и Масса смог выйти вперед. Даже на более тяжелой машине он спокойно уезжал от меня, но вскоре моя резина вновь стала эффективной, и, буквально за пару кругов, я отыграл у него пять секунд, но снова не мог обогнать. К счастью, в тот момент из боксов выехал Тимо Глок, я заметил, что на сухой резине он намного быстрее, и попросил команду поставить мне такие же шины. Мы сделали это и опередили Фелипе в момент его второй дозаправки.
Вопрос: В тот момент, когда все переходили на сухую резину, появилось предупреждение о высокой вероятности дождя в ближайшие семь минут. Это спутало карты команд?
Роберт Кубица: Определенно такое сообщение озадачило команду. Я почти кричал, что хочу остановиться как можно раньше, ведь Глок ехал на две секунды быстрее нас. Я не знал, что Льюис все еще впереди, поэтому для меня дуэль с Фелипе была сражением за победу. Мы провели дозаправку на пару кругов раньше Ferrari и обошли Массу, тогда же я увидел, что Льюис лидирует в гонке с невероятным преимуществом, но в тот момент мы были рады и второму месту.
Вопрос: Фелипе, что вы можете сказать об этой дуэли?
Фелипе Масса: Мы все пошли на риск, зная, что в ближайшие двадцать минут может пойти дождь. До того прогноз погоды не обманывал, и хотя перед моим пит-стопом трасса начала подсыхать, мы долили топливо и поставили свежий комплект дождевых шин. В принципе я мог больше не останавливаться, и в случае дождя иметь все шансы на отличный результат, но вместо этого асфальт продолжал подсыхать, и на тяжелой машине шины стали гранулироваться. Соперники уже успели прикатать резину, а когда я увидел, что Льюис едет намного быстрее, то потерял все шансы на победу. Мало того, Роберт переобулся в шины для сухой погоды тогда, когда я обсуждал с командой вероятность дождя, то есть, на круг раньше. Это и стало нашей ошибкой, но финиш на третьем месте – тоже неплохой результат.
Вопрос: Вчера вы рассчитывали на большее…
Фелипе Масса: Тот поул, завоеванный на тяжелой машине, стал одним из лучших в моей карьере, и сегодня все шло к победе. После старта мы были очень быстры, а у Льюиса возникли проблемы, но когда погода изменилась, а мы залили слишком много топлива, проблемы начались у нас самих.
Вопросы с мест
Вопрос: (Боб МакКензи – The Daily Express) Льюис, пара вопросов. Вы почти сорвали голос, что случилось на круге почета? И о чем вы подумали, когда зацепили барьер? Вам показалось, что о победе можно забыть?
Льюис Хэмилтон: Да, тот круг… начиная с последнего поворота я кричал от радости, поскольку был уверен в том, что радио выключено. А когда я зацепил барьер, сработал инстинкт, согласно которому ты сохраняешь оптимизм и думаешь, что победа все равно возможна. Я направился в боксы и вернулся на трассу четвертым или пятым, сказав себе – «давай, мы можем сделать это». Не думаю, что в тот момент мне просто повезло. Я не атаковал в полную силу и задел рельс безопасности только шиной, максимум колесным диском, хотя на этой трассе нужно иметь некоторую долю везения, чтобы оказаться в нужное время в нужном месте, как получилось в момент моего выезда из боксов – я воспользовался преимуществом в количестве топлива и пробился в лидеры.
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Льюис, в среду вы сказали, что сделаете все, чтобы выиграть эту гонку. Что конкретно вам пришлось сделать?
Льюис Хэмилтон: Я всегда делаю все, что нужно для победы. Когда я приехал в Монте-Карло, то сразу же сказал всем, что победы на этой трассе я желаю больше, чем успеха на любом другом автодроме. Я всегда следил за Гран При Монако, просматривал старые гонки – здесь Айртон Сенна неоднократно финишировал первым, и мне хотелось… Если он смог победить здесь, значит, лучшим пилотам это по силам, и мне хотелось сделать то же самое. Команда сработала великолепно, и даже несмотря на свой контакт я уверен – эта гонка стала лучшей в моей карьере.
Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) Льюис, вы упомянули Айртона Сенну. В детстве, к примеру, когда вам было шесть лет, вы мечтали, что приедете в Монако и выиграете гонку?
Льюис Хэмилтон: Определенно! Здесь есть туннель, бассейн, все это казалось мне очень интересным, и я понятия не имел, что городские трассы в принципе лучшие в мире, а когда приехал сюда в 2005-м и впервые проехался по ней, то воскликнул: «Да, это действительно лучшая трасса!» Я выиграл ту гонку, и был близок к победе в прошлом году. В этот раз мы квалифицировались на третьей позиции, но в случае дождя никто не взялся бы предсказать исход Гран При. Можно было стереть шины и влететь в барьер, но все сложилось очень удачно.
Вопрос: (Джейсон Барлоу – Top Gear) Льюис, 24 часа назад я спросил вас – если пойдет дождь, станете ли вы менять свой стиль пилотирования. Вы сделали это? Насколько сложной получилась эта гонка?
Льюис Хэмилтон: Да, мы сразу настроились на влажную погоду, когда нужно очень внимательно следить за балансом тормозов, аккуратно сбрасывать передачи, раньше тормозить и все время искать более-менее сухую траекторию. Машину регулярно срывало в занос, а из-за брызг я практически не видел трассу. Нужно быть предельно собранным, чувствовать малейшие изменения в поведении машины. Только когда трасса сухая, можно полагаться на стабильность. До того, как я зацепил барьер, Фелипе ехал лучше, но после того, как я вернулся на трассу, настал мой час.
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Льюис, в свое время Айртон был королем этой трассы. Сегодняшняя победа может стать началом вашей эры?
Льюис Хэмилтон: Это было бы здорово, но сегодняшняя гонка еще раз показала – в Формуле 1 случиться может всякое. Я не стану говорить, что намерен победить и в следующем году. Да, я буду к этому стремиться, но, повторюсь, случиться может что угодно.
Вопрос: (Родриго Франка – VIP Magazine) Фелипе, в прошлом году в Монако McLaren была непобедима, сегодня вы сказали, что у вас были хорошие шансы на успех. По-вашему, в Канаде Ferrari выступит сильнее, чем год назад?
Фелипе Масса: Да, потому что сегодня McLaren можно было одолеть, правда, в силу разных причин этого сделать не удалось. Иногда риск оправдывает себя, а иногда нет, прежде прогноз погоды был точен, но когда мы рассчитывали на дождь, он не пошел. Не думаю, что в Монреале McLaren окажется непобедима, вся борьба впереди. У нас хорошая машина, а одна гонка не снижает наших шансов на итоговую победу.
Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) Льюис, сегодня ночью вы встанете за диджейский пульт?
Льюис Хэмилтон: Все будет зависеть от ситуации. Здесь присутствует моя семья, надеюсь, мы поужинаем вместе с командой. Забавная вещь: Рон сказал…
Мой инженер сказал мне: «С тебя выпивка!» Я хотел ответить – никаких проблем! – но в разговор вступил Рон: «Не беспокойся, выпивка за мой счет». Что ж, еще лучше! Сегодня нас ждет неплохая вечеринка, но нужно помнить о предстоящей гонке – нельзя упускать момент.
Вопрос: (Луис Фернандо Рамос – Racing Magazine) Роберт, в Канаде у вас есть математические шансы стать лидером чемпионата. Считаете ли вы себя претендентом на титул и способны ли бороться за победу до самой последней гонки?
Роберт Кубица: Что ж, я сделаю все от меня зависящее. Если бы в Австралии я добрался до финиша, у меня было бы на шесть очков больше, в худшем случае я закончил бы дистанцию четвертым. На данный момент мы – самая стабильная команда чемпионата, в каждой гонке я добивался максимума от машины. Не все получалось в квалификации, но я держался недалеко от McLaren и Ferrari, хоть это было непросто. Здесь F1.08 не оправдала моих ожиданий, осмелюсь сказать, в прошлом году мы привезли сюда более быструю машину. Но обстоятельства сыграли нам на руку, я неплохо провел гонку и финишировал вторым. Отличный результат и для меня, и для команды.
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Льюис, победа в весьма непростых условиях приносит больше радости, чем успех в лучах солнца?
Льюис Хэмилтон: Думаю, в Монако победа с поула не так хороша, как победа с третьего места, в дождь, при всевозможных инцидентах по ходу гонки. Возможно, этот Гран При стал самым захватывающим в моей карьере, а после инцидента на первых кругах отпраздновать успех вдвойне приятно.
Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Вы назвали прошедшую гонку лучшей в своей жизни. Вы сочувствуете своему другу Адриану Сутилу, который сегодня тоже ехал лучшую гонку в своей карьере, но закончил её безрезультатно?
Льюис Хэмилтон: (После того, как ему рассказали все подробности аварии Райкконена и Сутила) Правда? Удар? Получается, они оба сошли… Хм, я не знал об этом. Что я могу сказать? Адриан мой друг, у него есть голова на плечах, и он быстро оправится от этой неудачи. Ему нужны подобные выступления, я целиком поддерживаю его и надеюсь, что он не упустит момент и сможет еще прибавить.
Вопрос: (Ричард Уильямс – The Guardian) Льюис, вы неплохо стартовали, но на первых пяти кругах, до вашего контакта с рельсом безопасности, Фелипе с легкостью отрывался? О чем вы думали в тот момент? Вы считали, что вашей скорости или стратегии будет достаточно для победы?
Льюис Хэмилтон: Я чувствовал, что у нас есть скорость, и практически не отпускал его от себя, но, пожалуй, было бы лучше слегка сбросить темп и оценить состояние трассы. Затем Фелипе поехал быстрее, и я подумал – хорошо, будем держаться, - начал сокращать отрыв и зацепил барьер.
На долю секунды мои мечты стали мифом, но я сохранил спокойствие, отправился в боксы и был немало удивлен тому, что вернулся в гонку на высокой позиции. Я знал, что могу продолжать борьбу, причем не за одно очко восьмого места – я сражался с лидерами.