(Страшные Сказки Арденнского Леса – 2)
Нет, что ни говорите, но при всех достоинствах Спа, есть у этой трассы какая-то нездоровая аура. Периодически как-то так хитро располагаются звезды на дождеобильных бельгийских небесах, а звезды Формулы 1 на стартовом поле арденнского кольца, что все заканчивается либо скандалом, либо громким происшествием, либо сочетанием того и другого, причем, настолько замысловатым, что мы вспоминаем его даже спустя долгие годы. Например, ровно десять лет назад здесь прошла одна из самых удивительных гонок в новейшей истории автоспорта, но к ней мы еще вернемся...
Нет, конечно, сезон на сезон не приходится: скажем, Гран При Бельгии’2000 выдался на редкость позитивным, прежде всего, благодаря обгону века в исполнении Мики Хаккинена. Впрочем, лично мне та гонка запомнилась еще и другим: благодаря стараниям финских друзей-телевизионщиков я тогда впервые получил официальную аккредитацию FIA, но... не смог ею воспользоваться, потому что из-за тех же самых финских друзей приехал в Спа через 10 минут после того, как истек срок регистрации прибывших на гонку журналистов. Впрочем, это уже совсем другая сказка. Тем не менее, предлагаю признать Спа средоточием аномалий и принять рабочую гипотезу следующего свойства: местная, вконец отсыревшая атмосфера, перенасыщена некими особыми флюидами. Может быть, Спа – это Зона, подобная той, о которой писали Стругацкие в «Пикнике на обочине», а Тарковский воспроизвел на экране в фильме «Сталкер», и там тоже когда-то приземлялись инопланетяне?
Отсюда предположение, что стюарды, вершившие правосудие в прошлое воскресенье во время Гран При Бельгии, этих самых флюидов обкушались, после чего их рассудок помутился, и приняли они удивительное решение, идущее вразрез со здравым смыслом. Я не собираюсь анализировать траектории, обращаться к телеметрии или призывать всех еще раз посмотреть видеозапись разборок Льюиса Хэмилтона и чемпиона мира с длинной фамилией, которую в нашей стране принято писать с двумя ошибками. Просто потому, что ничего нового мы не увидим: полагаю, подавляющему большинству все было ясно с самого начала, ибо внешне эпизод, происшедший между Автобусной остановкой и поворотом La Source, не вызвал никаких сомнений: Льюис догнал соперника, Кими блестяще защитился, выдавив нападающего за пределы трассы; тот сначала ловко срезал шикану, а затем, выполняя требования правил, корректно пропустил Ferrari вперед, «вернул» позицию, а затем атаковал снова. Точка.
И хотя Кими – почти мой земляк, а Льюис, возможно, дальний родственник Боба Марли, мне остается лишь по-человечески переживать за финна, который тоже провел фантастическую гонку, но был бессилен что-либо сделать, когда его Ferrari со стремительного галопа перешла на мелкую рысь, да еще и начала спотыкаться на мокрой трассе. Видели Небеса, что Льюис в тот момент был намного быстрее, и оспаривать сей факт просто неумно.
И все-таки заседание тройки стюардов слушало-постановило: ВИНОВЕН!
Автогоночный мир оторопел: в чем? Что сделал прошлогодний вице-чемпион такого, за что его стоило лишать заслуженной победы? И зачем было морочить миллионы телезрительских голов по всему миру, которые точно знают, что именно он выиграл гонку, а уважаемого Фелипе Массу по ходу трансляции мы видели, наверное, намного реже, чем, скажем, Себастьена Бурдэ. При этом Себ вполне заслуженно был признан одним из героев минувшей гонки, а Фелипе просто ехал «в свою силу» и финишировал вторым. А потом нам сообщили, что победителем почему-то стал бразилец. А мы-то, наивные, думали...
Однако предлагаю вспомнить старую римскую поговорку – Юпитер, ты сердишься, значит, ты неправ! – и угомониться. То, что произошло, уже есть факт спортивный, юридический и исторический. Нет, можно, конечно, собирать подписи в защиту Хэмилтона (в момент написания текста международная интернет-акция в поддержку гонщика McLaren ширилась, и было собрано уже почти 50 тысяч подписей) и продолжать бурные дискуссии – это лишь будет означать, что чей-то дьявольский план, который руками трех стюардов был претворен в жизнь, сработал на 100 процентов. Вы считаете, что Формула 1 в последнее время стала какой-то пресной? Ну, так, мы ее сейчас посолим-поперчим, мало не покажется. Ну, что, съели?.. А теперь посмотрим на рейтинги телетрансляций: ручаюсь, в конце сезона они поведут себя так, как цены на нефть в мае-июне. Что и требовалось доказать.
Идем дальше. Всегда ли в юридической практике суды присяжных принимают решения, которые отвечают здравому смыслу? История знает немало примеров, когда присяжные выносили вердикт, повинуясь исключительно внутренним убеждениям, даже если этот вердикт противоречил фактам, подшитым к делу. Теперь представьте себе, что стюарды Гран При Бельгии, изучив телеметрию, выслушав представителей Ferrari и McLaren, сто тысяч раз посмотрев запись гонки, действительно пришли к заключению, что а). С одной стороны, Льюис в том эпизоде, вероятно, не мог поступить иначе, но б). При этом он невольно нарушил правила, поскольку получил возможность совершить обгон именно благодаря тому, что срезал шикану, ибо без этого не смог бы оказаться на столь выгодной траектории. А раз нарушил, значит, должен понести наказание... Т.е. деяние было совершено как бы непредумышленно, но от этого оно не становится законным.
Чисто теоретически, могли стюарды придти к такому решению? Могли. Ну, вот они и пришли. Обращаю внимание на одно явное достоинство этой версии: она поддерживает веру в человечество, что само по себе немало.
Однако смею предположить, если организаторы чемпионата мира и те люди, которые зарабатывают на нем безумные деньги, считают Формулу 1 массовым зрелищем, их первейший долг – заботиться о том, чтобы законы этого шоу были просты и понятны всем. Если же после вердикта стюардов как минимум половине человечества остается неясным, какой логикой руководствовались граждане судьи, то, знаете ли, господа, в вашем театре, похоже, что-то надо подправить.
И все же, можно сколь угодно долго костерить несовершенство и непрозрачность автогоночной бюрократии – от этого она не станет совершенней или прозрачней. Но надо признать, что троица стюардов, поставив свои подписи под протоколом № 49 от 7 сентября 2008 года, запустила цепную реакцию, все последствия которой пока предугадать трудно.
Старым мудрым правилом «Не уверен – не обгоняй», безусловно, надо руководствоваться в обычной, гражданской жизни. К автогонкам оно имеет весьма условное отношение. Однако, получается, что FIA, которая, собственно, и назначает стюардов, делегируя им определенные полномочия, сегодня всех призывает именно к этому. И только ленивый после Гран При Бельгии не сказал о том, что на фоне агитации под лозунгом «Больше обгонов – хороших и разных!», развернутой все той же FIA, наказание Льюиса выглядит крайне нелепо и нелогично. Если гонщики в пылу борьбы на трассе всякий раз, перед тем, как просчитать маневр, сначала будут думать о его юридических последствиях, то каждый этап чемпионата будет напоминать ту унылую картину, которую мы наблюдали в Валенсии. Т.е. обгоны, и без того редкие, превратятся в исчезающий вид окончательно и бесповоротно.
Кроме того, мы никогда не узнаем, было ли решение стюардов действительно независимым и самостоятельным, или оно было инспирировано действиями неких потусторонних сил. Однако, очень много болельщиков, журналистов и экспертов не могут отделаться от мысли, что FIA опять занимается подтасовкой итогов гонок, играя против одной команды в пользу другой. И если, успешно проведя операцию по нейтрализации Хэмилтона, эти люди на фоне разгоревшегося скандала моментально получили ощутимый подскок рейтингов, то можно предположить, что в долгосрочной перспективе, скажем, в следующем сезоне, какая-то часть международной телеаудитории просто отвернется от Формулы 1. Ведь шулеров мало кто любит, а тут, похоже, в ходу крапленые карты.
Еще одну версию не желаете? Давайте вспомним, что весной, когда начался низкопробный, но весьма эффектный газетный сериал «Мосли и девки», разоблаченный (во всех смыслах) греховодник, по совместительству президент целой FIA, через своих подручных бросил тень на Рона Денниса. Мол, скандал мог быть выгоден главе McLaren, который таким образом, якобы, отомстил Максимилиану Освальдовичу за прошлогодний наезд с последующим отъемом 120 миллионов долларов в виде штрафа за промышленный шпионаж. Вспомнили?
А теперь представьте, что Мосли сначала добился подтверждения своих полномочий от сената FIA, затем нанес сокрушительное поражение бульварным газетчикам из News Of The World в суде, а теперь отдал негласное распоряжение гнобить McLaren по делу и без дела. Так сказать, проходу не давать. Точнее, проезда. Опять же, чисто теоретически, может такое быть? Ответ каждый проговорит про себя, а вслух еще раз скажем, что правда об этой истории, в любом случае, навсегда останется покрыта мраком. А что на поверхности?
McLaren, как известно, подал протест в Международный апелляционный суд FIA. Но некоторые эксперты уже высказали предположение, что протест могут и не принять, потому что формально Льюису было выписано наказание в виде проезда через боксы, а практики подачи апелляции на штрафы такого рода просто нет. Ведь победы он был лишен потому, что отбыть наказание не мог физически, ибо гонка давным-давно закончилась (еще один блестящий пример инопланетной логики FIA, согласитесь?), поэтому к его результату было прибавлено 25 секунд. Но даже если протест примут и рассмотрят, как-то изначально берут сомнения относительно справедливости возможного решения. Не в правилах FIA признавать собственные ошибки. В этом смысле федерация равняется на своего знаменитого президента. Впрочем, поживем – увидим. Одно можно утверждать наверняка: к следующему Рождеству мы точно узнаем, чем закончится эта история. Ставлю пиво. Бельгийское, разумеется.
Десять лет спустя
Предлагаю окончательно перевести разговор в ирреальное русло, тем более что инопланетяне сегодня уже упоминались. Десять лет назад под дождем в Спа состоялась совершенно фантастическая гонка, которая ввергла нас в состояние полного транса не только во время трансляции, но еще долго не отпускала и после финиша. Например, автор этих строк, просто впал в некое состояние измененного сознания, после чего выдал на гора необычное произведение, которое, возможно, у кого-то вызовет улыбку и спустя десять лет. Заранее прошу прощения за несколько вычурную образность – автор был моложе, наивнее, непосредственнее, и теперь уже так не напишет, даже если очень захочет. А тогда, что называется, торкнуло. Впрочем, стоит ли удивляться? Флюиды Спа воздействуют не только на стюардов, но и на журналистов, причем, даже на расстоянии.
Тем, кто не видел ТУ гонку, состоявшуюся 30 августа 1998 года, читать не рекомендуется. Есть опасения, что вы вообще ничего не поймете. Впрочем, при желании можно найти видеозапись. Хотя, не удивлюсь, если эти строки сейчас действительно покажутся странноватыми, ведь они писались по горячим следам, когда еще не высохли слезы радости на лицах Дэймона Хилла и Эдди Джордана – главных тогдашних именинников, а главный неудачник Михаэль Шумахер, тогда еще только двукратный чемпион, продолжал играть желваками... Впрочем, не скрою, десять лет назад они казались странными даже самому автору.