Так уж вышло, что вторую половину воскресенья и весь понедельник вместо «Привет!» мне приходилось с места в карьер говорить друзьям, знакомым и коллегам: «Только ничего не говори про Спа!» Кто-то понимающе кивал, другие удивленно переспрашивали: «Неужели не видел? Ты что, старик, там такие три последних круга!» Зато удалось ненадолго и с минимальными затратами почувствовать себя настоящим сибиряком – изо всех сил избегать информации, а потом, уже сильно за полночь, увидеть, наконец, то, о чем весь остальной мир давным-давно в курсе. Не сказать, что такое уж приятное ощущение, но в принципе ничего, можно и стерпеть.
Тем более, что терпеть было из-за чего. Все же что ни говори, а никакие Бахрейны, Шанхаи, а уж тем более Валенсии и близко не стоят рядом с проверенной временем, довоенной еще классикой – будь то Спа или Монца. Это магия. Что ни поворот – то история, что ни гонка – маленький шедевр. Ведь согласитесь, что нынешний Гран При наверняка помнили бы еще долго, даже если бы асфальт оставался сухим до самого финиша. Для начала – благодаря победе Себастьена Бурде в первой квалификации. Ну и конечно такой старт, первый поворот и первый круг не забудешь.
Столь медленного послестартового виража нет больше ни на одной трассе – двум десяткам машин нужно поместиться в 180-градусной шпильке. Когда делать это приходится еще и «по сырому» – без летящих во все стороны карбоновых обломков обходится редко. Нажмешь на тормоз слишком рано – жди удара сзади, а замешкаешь с торможением, так наверняка сам «приедешь» в кого-нибудь. А уж тем, кто стартует из задних рядов, так и вовсе не грех послать за пару часов до старта механика в ближайшую церквушку – поставить свечку за удачу.
Но, все же, чуть более интересным в этот раз получился не старт, а именно последующие события. После таранного наскока упомянутого уже Бурдэ на реактивного Ярно Трулли гонку словно поделило на две части: одни ее участники оказались заметно выше, а другие – ощутимо ниже тех позиций, на которые могли претендовать по чистой скорости. И пока Льюис Хэмилтон наслаждался прекрасными видами на подходе к эске Les Combes, в полутора секундах за его спиной разворачивались крайне интересные события.
Кими Райкконен вышел было на второе место - опередив собственного напарника, слишком осторожно прошедшего Красную Воду.. Казалось бы, вот она – та возможность, о которой не раз говорили боссы Скудерии. Именно здесь можно было начать фирменную игру на лидера, которая принесла итальянской команде столько дивидендов в последнее время. Ведь никто – и в первую очередь сам бразилец – не забыл прошлогоднего Интерлагоса. И тот должок Айсмену неплохо было бы вернуть.
Но во-первых, складывается ощущение, что играть второго номера финну ну совсем неинтересно. И уж тем более делать это в Спа – на «его» трассе, где вполне возможной была уже четвертая кряду победа. И Кими не уступил. Да так жестко, что было ясно – вопрос этот для него принципиален. Кругом позже, когда Льюис после ошибки в Источнике в свою очередь оказался под атакой Райкконена, британец действовал куда более учтиво, даже не попытавшись отжать на траву более быстрого в тот момент соперника.
Разумеется, в свете трех финальных кругов стартовые события как-то забылись и отошли на второй план. Однако тем и хорош просмотр гонок в записи – есть возможность, уже зная итоговый результат, вновь увидеть все с самого начала. И противоборство внутри Ferrari сейчас становится еще более важным, исходя из турнирной ситуации. А если Кими не захочет играть на команду и дальше?
Конечно, пилотских амбиций тоже никто не отменял – именно поэтому Себастьен Бурдэ так и не пропустил Марка Уэббера, хотя именно Red Bull очки сейчас нужны, как воздух. Именно поэтому так яростно прорывался наверх после заминки на старте Хейкки Ковалайнен. Именно амбиции заставили Ника Хайдфельда сменить шины на предпоследнем круге – чтобы потом отыграть у Фелипе Массы невероятные 44 секунды на 7 км дистанции и пробиться с девятого места на третье!
А затем и вовсе переместился на второе. Судейский штраф, наложенный на Льюиса, относится к тем вещам, которые комментировать не принято. А вот попытаться оспорить это решение можно – чем и заняты сейчас юристы Рона Денниса. Их можно понять, но при этом не стоит забывать историю 1994 года, когда Флавио Бриаторе вот так же попытался вернуть отобранные у Михаэля Шумахера после британского Гран При шесть очков – а в итоге молодой немецкий пилот был вынужден пропустить дополнительно еще две гонки и едва не упустил свой первый чемпионский титул.
Во всяком действии нужна осмотрительность. Именно ее и продемонстрировал в Спа Фелипе Масса. Пока перед ним красная и серебристая машина ездили где угодно, только не по трассе, бразилец спокойно двигался к финишу. Его время еще придет на других этапах, а здесь было важно гарантированно привезти очки. Едва ли можно упрекнуть и Себастьена Бурдэ (как-то так само собой вышло, что к этой фигуре по ходу рассказа приходится возвращаться вновь и вновь). Да, будь француз чуть более неуступчив – именно он мог бы получит в итоге кубок за второе место. Но мог и оказаться за пределами трассы. Себ предпочел осторожность – и вовсе не проиграл.
Наконец, стоит упомянуть еще одного пилота. Год назад он уезжал из Спа, имея в активе 95 очков, четыре победы и всего два балла уступая лидеру сезона. Сейчас же о былых достижениях уже почти ничто не напоминает. Для Фернандо Алонсо сезон-2008 по-прежнему складывается – не позавидуешь. Быть может, именно поэтому испанский чемпион решился на редчайший шаг – провел смену шин на самом последнем круге! И это – тоже магия Спа.