– Какой дождь! – сказала Урсула.
– Октябрь, – ответил он.
Габриель Гарсия Маркес
«Сто лет одиночества»
Не думаю, что у кого-то повернется язык назвать чемпионат 2008-го года неинтересным, скупым на интригу или предсказуемым. И все же, по-моему, финал сезона мы ждем с каким-то странным ощущением, непохожим на те бурные чувства, что владели нами накануне Гран При Бразилии, скажем, год назад. Тогда ожидание было сродни предвкушению развязки убойного триллера – так колбасило, что дух захватывало!
На этот раз ситуация попроще, посему и чувства мы испытываем, наверное, несколько иные. И дело не только в том, что претендентов на титул нынче не трое, как год назад, а на одного меньше. Просто сезон в целом складывался как-то странно, не было в нем какой-то одной главной сюжетной линии, на которую бы события нанизывались в некоем логическом порядке. Слишком часто претенденты на титул допускали непростительные промахи; техника подводила их в самый неподходящий момент; судейское вмешательство носило порой весьма спорный характер – в общем, всяческой суеты было в избытке. Образ «битвы титанов» с событиями чемпионата мира 2008-го года как-то не вяжется. Вполне отчетливо мы видели, что все эти герои-гонщики – прежде всего тоже люди, которым свойственно ошибаться. Однако в этом тоже есть своя изюминка, согласитесь?
Так совпало, что Льюис Хэмилтон, надежа и опора McLaren, а также всея Великобритании, подошел к последнему этапу, опережая соперника из Ferrari все на те же 7 очков, как и в год назад. Т.е., вновь вероятность его победы весьма велика. Однако год назад вовсе не Кими Райкконен был главным конкурентом Льюиса, а Фернандо Алонсо, тогдашний напарник по McLaren, что, безусловно, и составляло главную интригу. Но выиграл все равно Кими. Сейчас же, повторюсь, все несколько проще: титул достанется либо Льюису, либо Фелипе Массе.
Но в любом случае, исход дуэли, как всегда, будет зависеть от самых разнообразных факторов – перечислять все нет смысла. Впрочем, рекомендую бросить беглый взгляд на долгосрочный прогноз погоды: похоже, жителей Сан-Паулу, а также гостей Бразилии, ожидают беспрерывные ливни и всяческие громы-молнии все ближайшие дни, вплоть до начала ноября. Надо ли говорить, что это уже вносит дополнительную нервозность, ибо дождевая гонка – в чем-то сродни лотерее. «...Дождь все перевернул вверх ногами, и даже у бесплодных механизмов, если их не смазывали каждые три дня, между шестеренками прорастали цветы» – писал Габриэль Гарсия Маркес об особенностях латиноамериканской погоды, а уж он знал предмет досконально.
На этот раз Льюису придется отбиваться уже не от Кими Райкконена (финну осталось ходить в чемпионах меньше двух недель), а от Ученика Чародея. Под Чародеем подразумевается гонщик М. Шумахер, семикратный чемпион мира. За время их совместной работы Масса перенял от знаменитого напарника многое, и, став боевым гонщиком Ferrari, действительно быстро прогрессировал. Однако умение в минуту решающей схватки противостоять колоссальным психологическим нагрузкам никогда не было самой сильной стороной Михаэля. Следовательно, этому эмоциональный южанин научиться не мог. Или, во всяком случае, учился не у Шумахера, а у кого-то другого. Возможно, старался брать пример с того же Кими. В любом случае глупо сомневаться в его профессионализме, и уж, разумеется, он совершенно не похож на нервную барышню, которая не может совладать с собой, и перед ответственным экзаменом глотает валерьянку, чтобы не сорваться в истерику.
Но сейчас много рассуждают о том, помогут ли Массе родной кочковатый бразильский асфальт и гарантированная неистовая поддержка земляков, или, наоборот, помешают, лишь добавив нервотрепки? И можно ли, в случае дождя, однозначно предсказать, на чьей стороне будут бразильские Небеса? Ведь Фелипе еще ни разу в жизни не был в подобной ситуации, когда на кону стоит чемпионский титул, а не просто победа в отдельно взятой домашней гонке. Тем интереснее посмотреть, как он справится. Однако оба предыдущих сезона Масса блестяще выступал на Интерлагосе, и год назад добровольно отдал победу Райкконену – в интересах общего дела. Не вижу причин, препятствующих повторению успеха. Но штука в том, что даже победа не решит главной проблемы: судьба чемпионата зависит не только от гонщиков Ferrari, хотя весьма велика вероятность, что Кубок конструкторов останется в Маранелло, как некое утешение за крайне неровно проведенный сезон.
Одна из ключевых особенностей нынешней ситуации состоит в том, что Льюис Хэмилтон, имеющий в запасе семь очков, может провести предстоящий Гран При в спокойном ключе и гарантировано «привезти» себе титул, не ввязываясь в борьбу на передней линии. Именно на это намекал глава McLaren Рон Деннис, когда говорил, что цель команды – сделать бразильскую гонку «максимально скучной». Фразу можно понимать так: пусть, кому охота, ломают копья, а мы проявим образцовую дисциплину и будем исходить из принципа разумной достаточности. Нас устроит и третье место. А также четвертое, и даже пятое. И все это при условии победы Массы, за которую бразильцу еще предстоит побороться. Т.е., если Фелипе надо однозначно выигрывать, то Льюис может себе позволить роскошь выбирать из целого спектра вариантов.
Кстати, пару лет назад был прецедент: в 2006-м события в Интерлагосе развивались так, что Фернандо Алонсо необязательно было бороться за победу, чтобы стать чемпионом: ему было достаточно просто финишировать впереди Михаэля Шумахера, что он и сделал. Но в тот раз исход борьбы предрешили технические проблемы: в Японии у Михаэля отказал мотор, а в Бразилии сначала, еще в квалификации, забарахлил топливный насос, а потом, уже по ходу гонки, была проколота шина. Как поведет себя на этот раз механика, гидравлика, электроника, пневматика, etc.? Как-то не хочется, чтобы вмешался этот фактор, но всякое может быть.
Некоторую пикантность ситуации придает еще и то, что McLaren, конечно, может ставить перед Хэмилтоном любые задачи, но не надо забывать, что на трассе, кроме него, Хейкки Ковалайнена, его напарника, и дуэта Ferrari, будет еще 16 других гонщиков, ни один из которых не собирается делать британцу подарки. Подозревать кого-то в злом умысле нет ни малейшего желания, однако у Льюиса сложные отношения с многими коллегами-соперниками, недовольными его излишне агрессивным стилем езды. Вряд ли они будут уступать ему дорогу: практически с каждым придется бороться. Как мы видели совсем недавно, даже Force India может стать проблемой, если в неподходящий момент окажется перед тобой на трассе. (Впрочем, учитывая особую теплоту нынешних отношений McLaren и Force India, маловероятно, что подопечные Виджея Мальи дерзнут путаться по колесами у Хэмилтона.) А в любой острой ситуации возрастает вероятность ошибки, тем более, если нервы у тебя и так натянуты до предела. Как ведет себя Хэмилтон в подобных ситуациях, мы уже видели не раз. Вспомним хотя бы Канаду и Японию.
И под конец вернемся к теме дождя. В этом году в Монако, в Сильверстоуне и Спа Льюис демонстрировал чудеса именно на мокром асфальте. А вот Массе как-то не везло: про Гран При Великобритании ему, наверное, и вспоминать не хочется. Однако, оправдываясь за свои многочисленные пируэты в поворотах классической английской трассы, он весьма решительно отметал критику, настаивая, что умеет ездить в плохую погоду, тем самым, видимо, давая понять, что готов это доказать при первой же возможности. Вполне вероятно, что сейчас ему такая возможность представится.
Между прочим, один опытный британский журналист, защищая Массу от нападок, напомнил, что в 1993-м году в Доннингтоне в условиях бесконечно менявшейся погоды даже сам Ален Прост выглядел не лучшим образом. Если шины остыли ниже критической отметки, то гонщик почти обречен: в дождь восстановить их температуру очень сложно. Кстати, может быть, именно поэтому Хэмилтон в Сильверстоуне продолжал гнать, хотя его лидерству уже ничто не угрожало: не позволял шинам остыть.
Кстати, о шинах. На некоторых трассах в этом сезоне Ferrari неожиданно «проваливалась», заметно уступая McLaren. Напомним, чаще всего это происходило, когда в гонке использовались два самых жестких типа резины: так было в Хоккенхайме, так было несколько дней назад в Шанхае. В Бразилию же Bridgestone привозит более мягкие шины, которые чуть лучше ведут себя на красных машинах в ходе длинных серий кругов, т.е. в условиях реальной гонки. В теории, это может помочь гонщикам Скудерии. Но лишь в теории, потому что инженеры McLaren, прекрасно понимая, сколь высоки ставки, будут делать все возможное, чтобы свести на нет это преимущество Ferrari. Тем более что оно носит несколько условный характер. А уж в дождь, понятное дело, все пойдет совсем по другому сценарию. Впрочем, сценариев может быть сколько угодно, однако мы знаем, что претендентов на титул у нас все равно двое.
Выиграет Хэмилтон – что ж, он очень хороший гонщик, «но не орел» (как говорила героиня одного старого фильма) – слишком много ошибается. Впрочем, не будем забывать, это лишь его второй сезон в Формуле 1, и чемпионом мира он еще станет – не сейчас, так потом.
Повезет Фелипе – а для победы ему действительно необходимо везение, – многие невольно подумают, что бразилец воспользовался уникальным стечением обстоятельств, и, несмотря на все приключения, вырывал титул, который, по идее, должен был достаться кому-то другому. В любом случае, нет ощущения, что в Ferrari в будущем готовы делать ставку именно на него. Зато есть другое ощущение: если он не выиграет на этот раз, следующего шанса у бразильца может и не быть.
...Когда вы читаете эти строки, в Сан-Паулу, скорее всего, льет, как из ведра. Октябрь!..