Как не расстраивает это обстоятельство поклонников Льюиса Хэмилтона, но даже им приходится признать – японский Гран При лидер чемпионата мира проиграл. Можно до хрипоты спорить, в какой момент и по какой причине это произошло, но факты – вещь упрямая: начав гонку на четыре места выше принципиального соперника, британец оказался в итоговой классификации пятью строчками ниже. Приверженцам теории заговора (которые, не сомневаюсь, уже готовы предъявить свои убийственные аргументы) рекомендую, интереса ради, взглянуть на табличку лучших кругов – там лондонец скромно значится во второй половине списка, уступая и Нико Росбергу, и Нику Хайдфельду, и многим другим.
По большому счету, для Льюиса все было кончено уже по завершении двух кругов гонки. После того, как McLaren №22 покинул боксы после внеплановой остановки, его пилот уступал лидеру 52 секунды. На финише отставание составило уже минуту с четвертью. Безусловно, перестроенная тактика гонки вынудила Хэмилтона пилотировать с большим количеством топлива в баках, но с другой стороны – на штрафной проезд по пит-лейн у него ушло заметно меньше времени, чем у лидеров Гран При – на полноценную дозаправку с заменой шин.
Так что в этот раз главной надежде Британии попросту не хватало скорости. И именно это стало первопричиной неудач. Кроме того, в McLaren, по всей видимости, решили рискнуть и выпустили своих пилотов в финальной части квалификации с малым количеством топлива (утверждать это доподлинно невозможно, но сход Хейкки Ковалайнена как раз накануне первой волны пит-стопов, когда пустеющий бак резко снижает надежность двигателя, косвенно подтверждает такую теорию).
В итоге поул достался Льюису – и все бы хорошо, но ему кровь из носа требовалось еще и выиграть старт, иначе все субботние старания оказывались напрасными. Именно поэтому, отчаянно дымя заблокированными колесами, он и до последнего сопротивлялся отлично стартовавшему Райкконену. Но ключевым в гонке стал не этот эпизод, и даже – как мне видится – не столкновение британца с Массой парой кругов позже. Давайте еще раз вспомним события старта: вот Хэмилтон «вывозит» Райкконена в зону безопасности, но сам остается на внутреннем относительно соперника радиусе, вот McLaren лидера чемпионата возвращается на трассу третьим, едва не опередив Renault будущего триумфатора Алонсо.
Затем японский режиссер долго и обстоятельно демонстрирует нам кадры неудачи Дэвида Култхарда и Казуки Накаджимы – а вернувшись к лидерам Гран При, мы замечаем Льюиса уже на шестой позиции, как раз позади Фелипе Массы. Но как он там оказался? Почему пропустил за столь короткий временной отрезок разом троих соперников? Что же там произошло?
Безусловно, весь ход нынешнего сезона, да и события сезона предыдущего, свели прогнозирование в Формуле 1 к своеобразному шаманству, гаданию на кофейной гуще. Ибо едва ли нашелся бы хоть кто-то, кто месяц назад мог поверить, что в трех гонках, начиная с Монцы, ни одному из трех претендентов на Кубок Конструкторов не удастся завоевать хотя бы одну победу. Возможно, уже через несколько дней в Шанхае Льюис завоюет корону 30-го чемпиона мира – и гонка на Фуздидроме забудется, как страшный сон.
Но что, если в начале ноября волна безудержного веселья накроет Сан-Паулу? А вдруг Краков??? Вот тогда и вспомнится, среди прочих эпизодов сезона-2008, события в третьем повороте Гран При Японии. Как выяснилось, едва вернувшись на асфальт после стартового происшествия, Льюис ошибся вновь – говоря теннисным языком, то была невынужденная ошибка – и пропылил по полосе безопасности. Небольшой эпизод, нюанс – но он важен невероятно. Ибо говорит о том, в сколь сложном психологическом состоянии пребывает британец. Да, он и прежде на первых кругах порой терял голову – в Бахрейне или Франции. Но вот просто так, за здорово живешь, промахнуться с торможением в несложной ситуации, когда принципиальные соперники остались далеко позади…
Однако, хватит, как мне кажется, живописать злоключения Хэмилтона. Ибо в Гран При Японии участвовали еще 19 человек – и в большинстве своем участвовали заметно лучше лидера чемпионата мира. И если уж на то пошло, то и невезения многим довелось хлебнуть в куда большей степени. Сутил, Глок, Ковалайнен – каждый из них имел возможность выдать очень неплохую гонку.
Про Себастьена Бурдэ даже вспоминать не хочется, потому что судьи просто перечеркнули из непонятных соображений все старания француза, который впервые в карьере лидировал в гонке и показал лучший результат за все время выступлений, да еще и одолел звездного напарника. Но ведь при этом Себ ничего не нарушал во время столкновения с Массой! Он ехал по своей траектории, не «смазал» апекс, не пытался вытеснить соперника с трассы, оставив ему достаточно места. Даже в отечественных ПДД водитель, который движется по своей полосе и вдруг получает удар сбоку, будет признан строгим инспектором невиновным. Правда, рядовые автолюбители едва ли интересны кому-то в плане интриги чемпионской гонки.
Еще один участник японского этапа, которому тоже не слишком широко улыбнулась фортуна – Дженсон Баттон. Лондонец стал в этот раз одним из немногих, кто сохранил голову холодной в послестартовом водовороте. Пилот Honda не стал увлекаться поздним торможением, а наоборот – нырнул в поворот по самому внутреннему из возможных радиусов. И на какой-то момент смог с 18-й стартовой позиции подняться в очковую восьмерку. Но на домашней трассе японская машина Дженсона смотрелась даже хуже, чем обычно. И соперники мгновенно оттерли его назад…
Но все же было бы несправедливо говорить, что воскресный день у подножия Фудзиямы получился таким уж черным. Вовсе нет – 16-й этап сезона вышел вполне себе жизнеутверждающим. Он показал, что в гонках возможны не только стремительные падения, но и внезапные взлеты, что пилоты еще не разучились обгонять и умеют отбивать атаки, что число претендентов на Кубок Конструкторов за минувший год выросло в полтора раза. И еще одно – мне кажется, что в будущем году, когда национальная гонка пройдет на Сузуке, многие невольно будут скучать по Маунт Фудзи. И еще по Монреалю – но это уже история из другой повести…