Авторская колонка Александра Кабановского
«А что ты про Ferrari так мало написал? - спросил меня главред F1News.ru Дмитрий Бухаров после предыдущей колонки. – Ну ладно, можно в следующий раз про них вспомнить, в Малайзии-то наверняка дадут повод поговорить о себе».
Нечего сказать – дали. Зародив в пятницу лучик надежды в фанатских душах, двумя днями позже представители Скудерии удостоились от своих болельщиков такого потока «лестных» эпитетов, что ливень над Сепангом на его фоне – не более, чем коротенький дождик. Интереса ради мне захотелось посмотреть – а были ли прежде в истории Скудерии подобные «сухие» старты сезона?
Оказалось – были, причем не раз. Вот, скажем, ровно четверть века назад ситуация выглядела почти точь-в-точь как сейчас. Действующие обладатели Кубка конструкторов в двух первых Гран При остались без очков. И ничего, не разогнал тогда Энцо команду, пилотов не уволил – дал всем возможность дальше работать, и в итоге Ferrari выправила ситуацию и даже второе место в том сезоне-84 заняла.
Однако в нынешних выступлениях Скудерии угнетает даже не отсутствие очков, не поломки, не невезение. Куда неприятней видеть абсолютную беспомощность командного мостика – в том числе и при принятии относительно простых решений. Ведь в тактико-стратегическом компоненте гонок Ferrari еще три-четыре года назад считалась едва ли не законодателем мод. А теперь парни в красной форме стали практически посмешищем паддока. Внешне они почти как те, прежние, но на пробу – совсем другие. Неужели в столь командном, почти коллегиальном виде спорта по-прежнему так велика роль одной личности?
Похоже, что да – ибо личности Росса Брауна (перешедшего именно из Ferrari) должны быть благодарны все сотрудники его новой команды во главе с Дженсоном Баттоном. Но каков хитрец Росс! Ведь наверняка мог он применить что-то из собственных наработок уже в прошлом сезоне. Но не стал, и Honda продолжала барахтаться где-то бесконечно далеко от лидеров. И кто знает, не пытался ли Браун с самого начала своей деятельности на посту управляющего невольно подталкивать японских боссов к решению о свертывании формульной программы?..
Любопытно, кстати, что в «большой» Toyota ситуация с продажей автомобилей тоже была минувшей зимой далеко не безоблачной. И угроза ухода еще одной японской команды из Ф1 выглядела весьма реальной. Однако в этом случае топ-менеджеры все ж решили не сдаваться – и не пожалели об этом. Кстати, тут-то и пришлись очень ко двору спонсоры, которых у «принципиальных» хондовцев, как известно, не было.
В самой Toyota, правда, нет Росса Брауна – поэтому Ярно Трулли не выиграл в Малайзии, хотя и имел на то весомые шансы. Но 16,5 очков в командном зачете – это всего на пол-балла меньше, чем у восьми остальных участников чемпионата (за вычетом Brawn), вместе взятых. Да и от начала до конца правильное поведение в весьма деликатной ситуации с австралийским обгоном Трулли дает право говорить, что Toyota на подъеме.
Обратных примеров, увы, куда как больше. Сколько было надежд на расцвет Force India – но нет, не едут машины Виджея Мальи с моторами Mercedes, как до того не ехали с моторами Ferrari. Опять что-то не то с Renault: хоть и стартовал Фернандо Алонсо в гонке (не без помощи KERS) выше всяких похвал, да в итоге все равно остался без очков. А уж про Хейкки Ковалайнена и говорить нечего. Финну бы сейчас, пользуясь удобным моментом, очки зарабатывать, а он никак первый круг закончить не может.
Другой гонщик McLaren с этой задачей справляется легко. Но оттого жизнь Льюиса Хэмилтона проще не становится. Оставим за скобками то обстоятельство, что на весьма посредственной машине чемпион мира вторую гонку подряд добивается очень неплохих результатов. Куда больше всех волнует, чем же в итоге обернется для команды и всей Формулы 1 австралийская ложь молодого гонщика.
На Сепанге Льюис провел пресс-конференцию, но – удивительное дело – журналисты на этот раз не поддались его очарованию. Более того, по итогам услышанного большинство из них сделало вывод, что этот парень – или прожженный лгун, или предельно бесхитростный субъект, сама святая простота. «Дэвид Райан мне сказал говорить так-то и так-то, - вещал Хэмилтон. – И я не мог ослушаться». Посмотрим, как он запоет перед строгими судьями FIA…
И все же недаром во многих юниорских гоночных чемпионатах есть негласное правило: родителям участников запрещено даже подходить к двери судейской комнаты. Это молодым эстрадным звездочкам достаточно всего лишь открывать рот в нужных местах фонограммы – остальное сделает толпа менеджеров, – а молодой гонщик и на трассе сражается с соперниками сам, и в других жизненных ситуациях должен уметь мыслить самостоятельно. И кстати, видел ли кто-то хоть раз родителей Себастьяна Феттеля? Мне вот не доводилось – может, еще и поэтому молодой немец вызывает искреннее уважение в сравнении с кое-кем из соперников?
Впрочем, как раз в Малайзии Феттелю не повезло. Но ему – как и другим неудачникам этапа – горечь от разочарования наверняка скрасил тот факт, что геройство других пилотов было оценено всего в половину от обычной нормы. Редкая ситуация с начислением неполных очков не позволила Brawn GP и Дженсону Батону умчаться в безоговорочный отрыв в общем зачете. А раз так, значит после прояснения некоторых моментов технического регламента, намеченного на ближайшие дни, борьба наверняка вспыхнет с новой силой – и расклад сил вполне может поменяться.
Во всяком случае, в упомянутом в самом начале этого рассказа сезоне-84, после двух этапов без единого очка, пилот Ferrari Микеле Альборето уже в следующей гонке одержал победу…
А.Кабановский (www.auto-sport.ru), специально для F1News.Ru