Олег Карпов: Так ли страшен Макс Ферстаппен?

Макс Ферстаппен

Во вторник Максу Ферстаппену исполнилось семнадцать, уже завтра мир будет следить за его дебютом в рамках официальной сессии в ходе Гран При, а в марте сын экс-напарника Михаэля Шумахера выйдет на старт своей первой гонки в Формуле 1.

Событие историческое. Макс не просто станет самым юным пилотом чемпионата. Он будет первым, кто примет участие в гонке до того, как ему исполнится 18. Формула 1, благодаря Ферстаппену-младшему, станет на время интересна не только гоночным болельщикам. В конце концов, школьники в Гран При еще не стартовали. Но нас – тех, кто гонками интересуется в России – будет волновать скорее не сам дебют голландца, а то, как этот дебют повлияет на судьбу его будущего соседа по боксам, Даниила Квята.

Давайте сразу оговоримся. Сказанное здесь – это частное мнение. С ним вполне можно не соглашаться. Причем, начиная с самого первого утверждения.

Макс Ферстаппен – вундеркинд.

По мне, в этом просто не может быть сомнений. Надо признаться, я видел всего пару записей его гонок в Формуле 3. Больше того, никакой "энергетики вокруг его машины", в отличие от некоторых моих коллег, я не разглядел. Но для того, чтобы понять, что Макс вундеркинд, не нужно вообще ничего, кроме слов Хельмута Марко.

У австрийца много критиков, в том числе диванных, но полагать, что доктор Марко подписал бы с кем-то (тем более со школьником) контракт, не имея на то веских оснований, не наивно даже – глупо. Надо понимать, как он работает. Он знает, что происходит с его пилотами в каждой из сессий, где бы они ни выступали. Он получает отчеты от руководителей команд, инженеров, тренеров, гонщиков. Он знает о них всё.

В общем, в отличие от многих своих критиков, он точно понимает, что делает и о чем говорит. Их – критиков – было, кстати, полным-полно и в прошлом году, когда Toro Rosso объявила о контракте с Квятом. Многим для того, чтобы начать делиться "экспертизами", достаточно было просто увидеть незнакомую (а еще и, черт возьми, труднопроизносимую) фамилию в пресс-релизе. Ну да ладно – мы здесь не об этом.

Даннил Квят и Хельмут Марко

Есть еще кое-что. В Спа, в первый уик-энд после объявления о контракте с Ферстаппеном, я наслушался много всего. Более убедительно звучат ведь не прилагательные и даже не сравнения с великими (даже если это Айртон Сенна), а именно рассказы – короткие, но показательные и, самое главное, от понимающих в предмете людей.

Мне очень не нравится, когда журналисты в своих материалах ссылаются на "очень крутой источник, который пожелал остаться неизвестным", но тут мне не обойтись без такого приема. В Спа мы говорили о Максе с одним (ну, вы поняли) "знающим человеком" из мира младших формул, которому довелось за работой Ферстаппена, скажем так, наблюдать с очень близкого расстояния. "Такие таланты, как Макс, появляются, возможно, раз в двадцать лет, – сказал он. – Я уже написал Даниилу, чтобы он отнесся к этому парню серьезно. Он очень сильный гонщик. Намного сильнее, чем Карлос Сайнс. Ты только не пиши, что я тебе это говорил".

Другие рассказывали истории о том, как руководитель одной из команд Формулы Renault 2.0 после тестов с Максом звонил его отцу и просил "не врать, что мальчик второй день за рулем формулы", третьи – о ювелирном пилотаже в картинге и многом другом. Франц Тост на встрече с журналистами в Спа по поводу подписания контракта с Максом для пущей убедительности привел в пример выступление голландца в этом году на Норисринге. На подсыхающей после дождя трассе Ферстаппен был быстрее всех на полторы секунды с круга, но еще круче звучала история о том, как хорош, аккуратен и быстр был Макс в шпильке Dutzendteich. Прямую цитату тут приводить бессмысленно, потому что без великолепного австрийского акцента Херра Тоста она всё равно не произведет должного впечатления.

Короче говоря, если целиком исключить из своего рациона прием "мнений" от тех, кто про существование Макса узнал только этим летом, становится страшновато. Не только потому, что Ферстаппен – очень сильный соперник, а это утверждение (с которым по-прежнему можно не соглашаться) лично у меня не вызывает никаких сомнений, но и потому, что это соперник самый неудобный из всех возможных.

Сложности 17-летнего подростка в дебютном сезоне в Формуле 1, конечно, никого не удивят. Но вот если этот подросток вдруг будет опережать – всего лишь даже с намеком на регулярность – более опытного напарника по команде, никто не вспомнит, что этому напарнику самому едва перевалило за 20. Внутрикомандную дуэль – в глазах широкой публики – Квят в следующем сезоне может только проиграть. Его "победу" эта публика не оценит, потому что сейчас для нее контракт Макса с Toro Rosso – это не более, чем очередной акт сумасбродства старика Марко. Хорошо хоть, что "победу" Квята над напарником есть кому разглядеть внутри самой структуры Red Bull.

Со старым "другом" Сайнсом Даниилу справиться было бы немного проще – и потому, что такую задачу Квят с успехом решал в прошлом, и потому, что сам Карлос знает об этом и умеет Квяту проигрывать...

В этом тексте, конечно, не обойтись без пары абзацев про Жана-Эрика Верня. Чтобы описать, насколько он хорош, есть очень простой прием с использованием имен Даниэля Риккардо и Себастьяна Феттеля, указанием количества побед двух последних в текущем сезоне и прочей занимательной статистики. Жан-Эрик – тот парень, который так же быстр, как парень, который быстрее четырехкратного чемпиона мира. Но честно говоря, после таких гонок, которые были у француза в Сингапуре, а еще чуть раньше – в Венгрии и Монако, ему вообще не нужны никакие ориентиры – ни в виде Риккардо, ни в виде Феттеля. Вернь – великолепный пилот. С этим спорить так же сложно, как и с тем, что несмотря на всё своё великолепие, удержаться в Формуле 1 ему будет почти невозможно.

Жан-Эрик лично мне очень симпатичен. Он всегда соглашался на "пару вопросов", зная при этом, из какой я страны, и что в ней у него болельщиков в разы меньше, чем у его напарника. Как принято говорить в Формуле 1, ЖЭВ – приятный парень. Но я далек при этом от мысли, что в сложившейся ситуации его должно жалеть.

Меня немного удивляет, сколько критиков даже не у Доктора Марко, а у всей молодежной программы Red Bull. Она, якобы, "губит таланты" и просто "не работает", ведь "чемпиона они вырастили всего одного". Ее руководителя ругают за то, что с Формулой 1 раньше времени распрощались такие славные парни, как Себастьен Буэми или Хайме Альгерсуари, забывая при этом о том, что без Red Bull они бы до неё, возможно, вообще бы не добрались, и не думая, что вырастить одного четырехкратного чемпиона, даже отсеяв при этом еще пять десятков пилотов – это всё равно очень круто.

О том, что Жан-Эрик так же быстр, как тот парень, что сейчас быстрее четырехкратного чемпиона мира, без Red Bull мы бы вообще не узнали. Есть нечто парадоксальное в том, что во времена столь ненавистного всем засилья в Ф1 так называемых рента-драйверов, люди продолжают ругать одну из немногих компаний, которая не просто помогает пилотам до чемпионата мира добраться, но еще и поездить в нем сезона два-три.

В отличие от тех же Альгерсуари и Буэми, Жану-Эрику (пока?) не бросали вслед обидное "нам нужны только потенциальные чемпионы". Напротив, Франц Тост сказал, что это возможно, лучший пилот, когда-либо уходивший из Toro Rosso, но не попавший в Red Bull. Объявив о контракте с Ферстаппеном летом, Жану-Эрику дали намного больше времени на поиск нового места, чем уже указанным выше двоим. Да, это жесткий мир, но все, кто подписывал контракты с Red Bull, прекрасно понимали, на что шли. В конце концов, им ведь и правда нужны потенциальные чемпионы.

Если уж сравнивать их с Риккардо, то француз и впрямь практически ничем не уступал на протяжении двух совместных сезонов. Но вы же наверняка в интервью самого Верня встречали фразу про то, что он был "чуть медленнее в квалификациях, зато в гонках…" По воскресеньям Жан-Эрик и правда был хорош, но это самое "чуть" по субботам – ведь на самом деле совсем не "чуть". Там, в главной команде Red Bull, это "чуть" было бы расстоянием от поула до второго ряда, а значит – от победы до третьего места, ведь там – наверху – "отыграться в гонке" так просто уже не дадут.

Даже если карьере Жана-Эрика суждено закончиться в этом году, она и без возможного продолжения получилась весьма неплохой. Чего-чего, а жалеть его уж точно не надо. Как через год-другой не надо будет жалеть любого другого пилота, которому суждено будет покинуть Toro Rosso и вместе с тем Формулу 1. Даже если этим пилотом будет Даниил Квят.

Все расклады предельно ясны. Не надо быть экспертом, чтобы понять: возможное повышение любого из пилотов Toro Rosso в Red Bull Racing произойдет только в том случае, если изменится состав главной команды. Уйдет ли Феттель в Ferrari, освободится ли место, и так далее и тому подобное… То, что не всё зависит от Квята и Ферстаппена – это понятно. Но вот кто из "молодых быков" окажется в очереди первым, когда этой очереди позволят сделать один шаг вперед, решать только им.

Следующий сезон будет самым важным пока в карьере Даниила. Теперь – его очередь доказывать, что он именно тот, кто нужен Red Bull. Им друг от друга ведь нужно одно и то же – выигрывать гонки и чемпионаты. На меньшее не согласны в Red Bull. На меньшее, я уверен, не согласен и он сам. Он здесь не для того, чтобы провести два-три года в Toro Rosso, а потом еще "где-нибудь".

Пока он справляется на отлично. Я, конечно, предвзят, но мне кажется, сложно спорить с тем, что его дебютный сезон – это лучший дебютный сезон в Формуле 1 за долгие годы. Спорить с тем, что потенциально он намного сильнее Верня, практически невозможно. Не судите только по Сингапуру, где Квят оказался в тени. Во-первых, на то были веские причины, во-вторых – подумайте лучше о том, что того же самого Верня, который был столь хорош две недели назад, Даня переиграл по всем статьям и в Монце, и в Австрии и, еще много где. В своем дебютном сезоне.

Главное – продолжать в том же духе. Должным образом проводить Жана-Эрика на пенсию, а затем правильно и вежливо встретить молодого человека. Открыть дверь, поздороваться и сразу указать ему на его место.

Макс Ферстаппен – конечно, уникальный школьник. Но таланта не занимать и Квяту, а для того, чтобы быть успешным в Формуле 1, нужен не только он. Тот самый "знающий человек" из младших серий, который сказал, что такие как Макс рождаются раз в двадцать лет, пересекался на своем пути и с Квятом, – а про него он говорил уже несколько в ином ключе: "Мне с самого начала было ясно, что это потенциальный чемпион мира".

Кажется, в Red Bull ищут именно такого.

Будет сложно. Но второго шанса Квяту не дадут, и он это знает. Если уж собрался быть чемпионом – надо начинать становиться им прямо сейчас. Так что давайте сюда вашего Ферстаппена. Какая разница, у кого выигрывать…


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё