Участники: Камуи Кобаяши (Caterham), Жюль Бьянки (Marussia), Нико Хюлкенберг (Force India), Дженсон Баттон (McLaren), Роман Грожан (Lotus), Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
Вопрос: Камуи, начнем с вас. В прошлый раз в Сузуке вы финишировали на подиуме. Каково это было – подняться на подиум в домашнем Гран При?
Камуи Кобаяши: Для начала – спасибо, что предоставили мне место посредине! Мой первый подиум в Формуле 1, в Сузуке в 2012-м – это был потрясающий момент! Потом я был в годичном отпуске, а затем вернулся в чемпионат в 2014-м. Сейчас наша ситуация очень непростая, но я снова здесь, в Сузуке. Перед приездом сюда ходило немало слухов, но, по крайней мере, мы можем подтвердить, что будем участвовать в гонке. Я очень этому рад.
Вопрос: Вероятность финиша на подиуме в этом году несколько иная, но что вы можете сказать тем, кто вас поддерживает? Здесь много ваших болельщиков, это фантастический этап в плане атмосферы на домашних трибунах.
Камуи Кобаяши: Я очень дорожу этой поддержкой, я здесь исключительно благодаря взносам от болельщиков. Японцы всегда поддерживают Формулу 1 и меня лично, в следующем году в чемпионат вернется Honda – это поможет всем болельщикам и, возможно, другим японским компаниям. По крайней мере, в этом сезоне я здесь, этап обещает быть интересным – сегодня только четверг, а ко мне за автографом уже обратилось очень много людей, что очень приятно!
Вопрос: Спасибо! Надеюсь, у вас будет отличный уик-энд! Дженсон, вы часто называли Гран При Японии второй домашней гонкой, говорили о себе, как о гонщике Honda – этой темы мы еще коснемся. Что вы думаете об этом этапе? Вы финишировали во всех четырнадцати Гран При Японии, в которых принимали участие, а один раз добились победы – впечатляющее достижение!
Дженсон Баттон: Пожалуй, именно победу можно считать настоящим достижением, а не финиш в четырнадцати гонках. Успех здесь в 2011 году был особенным, под конец гонки меня активно преследовали Фернандо и Себастьян. Это значимый момент моей карьеры в Формуле 1!
Вопрос: Сейчас мы не представляем, как будет развиваться ваша карьера. Какая информация есть у вас? Чем вы можете поделиться? Вопрос будет решен в ближайшее время?
Дженсон Баттон: Не знаю. Я не могу обсуждать вопросы, связанные с контрактом.
Вопрос: Ваш напарник в аналогичной ситуации?
Дженсон Баттон: Именно.
Вопрос: На какой результат в предстоящий уик-энд вы рассчитываете?
Дженсон Баттон: Во-первых, я надеюсь, что гонка состоится – из-за надвигающегося тайфуна ситуация в самом деле непростая. Надеюсь, стихия пройдет стороной. Погода ожидается непредсказуемая, завтра тоже велика вероятность дождя – нужно ориентироваться по обстановке.
Нам всем нравится выступать на этой трассе – она очень плавная, болельщики активно поддерживают не только японских гонщиков, но каждого участника. Приятно приезжать сюда, с нетерпением жду начала уик-энда!
Вопрос: Нико, после летнего перерыва напарник стабильно вас опережает. Что изменилось?
Нико Хюлкенберг: Гоночные уик-энды складывались не столь гладко, как раньше, в силу разных причин мы не достигали максимума, но причин для беспокойства нет. В Венгрии была ошибка, в Монце – технические проблемы, в Сингапуре – невезение. Всегда есть причина. Если мы сумеем собрать все воедино, то сможем претендовать на очки.
Вопрос: Глава Force India хвалит обоих своих гонщиков – каковы перспективы?
Нико Хюлкенберг: Посмотрим. Пока говорить не о чем, но ситуация выглядит позитивно.
Вопрос: Жюль, как вы оцениваете свое выступление в этом сезоне?
Жюль Бьянки: После летнего перерыва наши дела идут несколько сложнее: в Спа были проблемы, в Монце мы оказались менее конкурентоспособны, в Сингапуре тоже выдалась непростая гонка. Тем не менее, в целом сезон складывается неплохо – надеюсь, скоро мы снова покажем хорошие результаты.
Вопрос: Полагаю, вы прошли школу в Marussia. Считаете ли вы, что достигли в команде всего, чего могли, и готовы двигаться дальше?
Жюль Бьянки: Сезон складывается хорошо, хотя всегда можно добиться более высоких результатов. Я постараюсь максимально выложиться в оставшихся гонках сезона, а там посмотрим. Определенно, мне жалеть не о чем.
Вопрос: Роман, а что вы скажете о своем сезоне?
Роман Грожан: Я соскучился по подиумам. Сезон складывается очень непросто, мы начали его крайне неудачно, потребовалось время на ликвидацию отставания, но в Сингапуре дела шли лучше. Машина оказалась более конкурентоспособна – надеюсь, так будет до конца сезона. Мы ждем ещё некоторые новинки, пусть сами по себе они весьма незначительные, но это важно для работы на перспективу. Lotus нужно преодолеть имеющиеся проблемы и максимально хорошо подготовиться к следующему году.
Вопрос: В Сингапуре в переговорах с командой слышалась досада. Насколько сложен этот сезон для вас лично?
Роман Грожан: Он непростой, и чувство досады, проявившееся в переговорах, в какой-то мере преследует меня с начала года. Сингапур – одна из сложнейших трасс, в квалификации ты выкладываешься на 120%, рискуешь ехать максимально близко к барьерам, в такой ситуации потеря мощности на прямой точно не радует. Вместе с Renault мы обнаружили проблему, они устранили её до старта, и ситуация несколько улучшилась. Досада? Да, было жарко, душно, я пытался из всего выжать максимум и столкнулся с проблемами на прямой, где время, как правило, не теряется…
Вопрос: Себастьян, вы в предыдущие пять лет в Японии неизменно финишировали на подиуме, выигрывали этот этап. В Сингапуре вы добились лучшего для себя результата в сезоне. Ситуацию удалось переломить? Все дело в новом шасси? Что сыграло свою роль?
Себастьян Феттель: Нам удалось собрать всё воедино. В первой половине сезона я едва ли мог бороться на трассе: сначала возникло много проблем на зимних тестах, которые надо было решить, потом было много поломок. Это мешало почувствовать машину, выстроить всё так, как должно быть.
Сейчас уик-энды проходят стабильнее, у нас есть больше времени для анализа. У машины большой потенциал, постепенно мы начинаем его раскрывать, но ещё многое нужно сделать, чтобы в следующих гонках использовать его максимально.
Вопрос: Есть шанс снова финишировать на подиуме в Японии?
Себастьян Феттель: Шанс подняться на подиум есть всегда. Сейчас активно обсуждается погода в этот уик-энд. Камуи Кобаяши только что говорил о тайфуне. Шансы – 50 на 50, но возможность добиться успеха есть всегда. Обычно трасса подходит нашей машине, я конкурентоспособен в Сузуке, так что мы должны не так много уступить лидерам в этот уик-энд. Сложно сказать, будем ли мы настолько же сильны, как в Сингапуре, но мне нравится трасса в Сузуке, я наслаждаюсь атмосферой. Очень хотелось бы подняться на подиум.
Вопрос: Многим гонщикам грозит штраф за замену мотора. Как вы справляетесь с этой ситуацией?
Себастьян Феттель: Я один из таких гонщиков! Таковы правила. Конечно же, на каком-то этапе мне придется получить штраф, но пока неясно, каким он окажется. Мы ждем кое-какие модификации, надеемся добиться прогресса, но перспектива наказания практически неизбежна. Замена мотора обернется потерей десяти позиций на старте, но если придется поменять еще несколько компонентов силовой установки – то больше. Это следствие неудачной первой половины сезона из-за проблем с надежностью, но мы знали это еще тогда. А теперь нужно выбрать лучший план действий, понять, на какой трассе справиться со штрафом будет легче всего.
Вопросы с мест
Вопрос: (Анне Джунтини – L’Equipe) Вопрос для Жюля. Учитывая всевозможные слухи, если бы вам представилась возможность перейти в Ferrari, вы были бы готовы к такому шагу? И почему?
Жюль Бьянки: Конечно, я чувствую, что готов. Я жду этой возможности с конца 2009 года, когда был принят в Гоночную академию Ferrari. Я уже провёл почти два сезона в Формуле 1, накопил неплохой опыт. Если появится возможность, переход стал бы логичным шагом. Но очевидно, в настоящий момент у обоих гонщиков есть действующие контракты, поэтому сейчас так вопрос не стоит. Впрочем, если откроется вакансия, полагаю, для меня это будет неплохо.
Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Дженсон, а для вас ситуация сводится к «McLaren или ничего»?
Дженсон Баттон: Очевидно, вы говорите о Формуле 1 в целом. Контракт с McLaren – лучший вариант.
Вопрос: (Джон Вестербай – The Times) Вопрос для Себастьяна. В Сузуке мы увидим в кокпите 17-летнего гонщика. Если вспомнить ваш дебют, сравнить машины - сейчас пилотировать легче, чем в те времена, когда вы делали первые шаги в Формуле 1?
Себастьян Феттель: Главная разница между нами в том, что я сегодня сам доехал от гостиницы до трассы, а у Макса ещё нет водительских прав. Формула 1 сильно изменилась, особенно в этом году: машины стали медленнее, пилотировать их надо иначе. Возможно, они стали более техничными, но уменьшилась нагрузка в поворотах, особенно на подобной трассе.
Я с не меньшим интересом хочу увидеть Макса за рулем. Он провел всего три четверти сезона в Формуле 3, но у него отличные результаты в картинге. У Макса есть потенциал, но ему надо дать время. Мне было 19, когда я дебютировал в Формуле 1. Конечно, вы в любом возрасте считаете, что готовы к Формуле 1, никто не отказывается от таких предложений, но надо время, чтобы привыкнуть ко всему: не только к машине, но и к работе с командой – этим Формула 1 отличается от всех гоночных серий.
Вопрос: (Даниэль Джонсон – The Telegraph) Себастьян, вам принадлежит несколько рекордов – самый молодой победитель Гран При, самый молодой обладатель поула и чемпион мира. Макс Ферстаппен тоже участник программы Red Bull – он сможет отобрать у вас эти рекорды?
Себастьян Феттель: Рекорды нужны для того, чтобы их превосходить. Макс начинает карьеру в Формуле 1 раньше кого-либо из нас, но пока сложно делать прогнозы. Думаю, когда-нибудь кому-то удастся превзойти эти рекорды, а затем кто-то снова их перепишет – это нормально.
Вопрос: (Анне Джунтини – L’Equipe) Роман, привычный вопрос – как вам удается сохранять мотивацию в столь непростом сезоне?
Роман Грожан: Ты просто просыпаешься утром с мыслью, что ты все еще гонщик Формулы 1. Мне потребовалось время, чтобы адаптироваться. В конце 2009 года я покинул чемпионат, а когда вернулся в 2012-м, понял… Знаете, когда теряешь что-то, начинаешь осознавать, насколько сильно это любишь. Да, сезон складывается тяжело, но механики выкладываются на 100%, а я обожаю свою работу. Конечно, приятнее бороться в первых рядах за победы, но все равно это очень интересно.
Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Себастьян, несмотря на ваши слова о том, что в следующем году вы будете выступать в Red Bull Racing, вас постоянно сватают в Ferrari на место Фернандо Алонсо, который может уйти из команды. Ваши комментарии?
Себастьян Феттель: Подобным слухам уже два года, а в этой фазе сезона их всегда становится больше. Возможно, они больше касаются Дженсона – среди его возможных напарников в следующем году уже 17 человек! (смеётся) Несколько недель назад я был одним из них. Возможно, через неделю стану им снова. Я не обращаю внимания. В Сингапуре мы добились прогресса, надеюсь, сможем закрепить его в предстоящей гонке.
Вопрос: (Бен Эдвардс – BBC TV Sport) Один короткий вопрос в продолжение беседы о Максе Ферстаппене. Насколько мощной машиной вам доводилось управлять в семнадцать лет?
Дженсон Баттон: Я пытаюсь вспомнить, ведь это было довольно давно. В 17 лет я ещё гонялся в картинге на машинах Super A, а в 14 опробовал Формулу Ford – кажется, там было 30 лошадиных сил.
Камуи Кобаяши: Я ездил в Формуле Renault, но не помню, какой была мощность мотора.
Себастьян Феттель: А я в семнадцать лет участвовал в тестах Champ Car в США, там было около 750 лошадиных сил.
Нико Хюлкенберг: Я, как и Дженсон, выступал в картинге.
Жюль Бьянки: Я тоже, а еще тестировал машину Формулы Renault – 180 лошадиных сил.
Роман Грожан: Самой мощной для меня машиной тогда была Subaru моей мамы – я пробовал проехать на ней по трассе и показать какое-то время.
Вопрос: (Даниэль Джонсон – The Telegraph) Камуи, домашний этап оставляет причины с оптимизмом ждать уик-энда, но в Оксфордшире у Caterham большие проблемы. Каков настрой сейчас в команде? Трудности повлияли на атмосферу в коллективе, или она такая же, как обычно?
Камуи Кобаяши: У меня нет той информации, которая есть у руководства команды. В настоящий момент наши руководители находятся на пути в Японию, все мы ждём информации. Пока сложно что-то сказать, но связь с базой в Великобритании у нас есть, компания продолжает работать. К сожалению, больше мне нечего добавить…
Перевод: Валерий Карташев