Обзор первого гоночного уик-энда нового, 2008 года планировалось посвятить итогам европейских этапов Дакара-2008, но вместо этого мы вынуждены писать о несостоявшемся марафоне, терроризме и неопределенном будущем самого престижного ралли-рейда в мире…
Дакар-2008
Представьте, что Новый год – любимый всеми праздник, которого ждут, к которому готовятся, 30 декабря вдруг берут и отменяют. Наряженная ёлка, купленные подарки, накрытый стол – всё это неожиданно оказалось просто не нужно. Думаю, приблизительно такие чувства испытали участники и поклонники Дакара, когда менее чем за сутки до старта знаменитого ралли-марафона, было объявлено о его отмене. Месяцы напряженной подготовки, вложенные средства в разработку машин, поиск спонсоров и денег для участия, ожидания новых приключений и интересных сражений пошли коту под хвост.
Честно говоря, за суетой и спешкой в подготовке срочных новостей, поступавших 4 января из португальского Лиссабона, где на следующий день уже в третий раз подряд должен был стартовать Дакар, я как-то не сразу ощутил разочарование и опустошение от осознания того, что в этом году его не будет. Репортажи о легендарном трансконтинентальном марафоне из далекой и загадочной Африки наше телевидение начало показывать еще за несколько лет до трансляций Формулы 1 - помню, как я еще совсем маленький и не увлекавшийся тогда автоспортом, с интересом наблюдал за сражением в песках и саваннах белых Mitsubishi с желтыми Citroen.
Это было в самом начале 90-х. Потом, уже всерьез «заболев» гонками, я каждый раз с нетерпением ждал новогодних праздников не только из-за собственно Нового года, но и потому, что в эти дни традиционно стартовал Дакар. Так получилось, что с Дакара началась и моя журналистская карьера – я начал писать для журнала «Автоспорт» как раз в разгар марафона 2005 года…
Дакар-2008 должен был стать юбилейным, 30-м по счету, и одним из самых интересных в истории. Все ждали очередного раунда борьбы дизельных внедорожников Volkswagen Race Touareg с непобедимыми доселе Mitsubishi Pajero Evo, противостояние двух заводских команд KTM в категории мотоциклов и, конечно же, битву грузовиков с участием российского КамАЗ-Мастера. Увы, этого всего нам увидеть не суждено, а будущее Дакара теперь под большим вопросом.
Дакар всегда был опасной гонкой, может быть, даже самой опасной в мире. Гибель людей в нем не редкость – за 28 лет проведения гонки погибли около 50 человек, из которых 24 были его непосредственными участниками. Но именно своей опасностью, авантюризмом и возможностью испытать себя в этих непростых условиях он каждый год и манил к себе участников. «Вызов для тех, кто решился, мечта для тех, кто остался», - этот девиз Дакара, придуманный его основателем Тьерри Сабином, остался актуален до сих пор. Кстати, идея организовать марафон со стартом в Париже и финишем в Дакаре пришла ему во время ралли-рейда Абиджан – Ницца, когда он, затерявшись в песках, в полном одиночестве провел в пустыне несколько дней. Сабин сам стал одной из жертв Дакара – в 1986-м вертолет, из которого он следил за ходом гонки, потерпел крушение. Прах Тьерри был развеян над пустыней.
Маршрут марафона проходит по африканским странам третьего мира, где не прекращаются военные действия – гарантировать безопасность в таких случаях просто невозможно. Были в истории Дакара случаи и бандитских нападений на караван участников, и угроз со стороны террористических организаций.
В 1989 году один из участников погиб от пули, посланной боевиками фронта Полисарио, воевавшего за независимость самопровозглашенного государства Западная Сахара; в 1996-м на мине на юге Марокко подорвался грузовик технической помощи команды Citroen; в 1998-м в Мавритании бандиты обстреляли один из экипажей, а годом спустя в полусотне километров от Тишита в засаду попали четыре мотоциклиста, 12 экипажей внедорожников и семь экипажей на грузовиках. Грабители отобрали у гонщиков и журналистов документы и деньги, отняли четыре легковых автомобиля, три грузовика и один мотоцикл, слив из других машин все горючее.
В 2000 году из-за угроз терактов в Нигере было принято решение отменить четыре этапа гонки, а всех участников и их технику перебросить в Ливию на огромных самолетах АН-124. Эта операция длилась четыре дня и обошлась организаторам в 4,5 миллиона долларов. По ходу Дакара-2004 были отменены два этапа в Мали из-за появившейся информации, что местные боевики подготовили план похищения гонщиков прямо во время гонки. В прошлом году из соображений безопасности в Мали вновь были отменены спецучастки.
Но сам Дакар, ежегодно проводящийся с 1979 года, еще никогда не отменяли, а поэтому случай этого года просто беспрецедентный, который, к большому сожалению, может поставить точку в истории знаменитой гонки. Очевидно, что решение отменить марафон организаторы ралли приняли под давлением французского правительства. У них просто не оставалось иного выбора – представьте, если бы руководители Дакара из компании A.S.O. ослушалась и все же рискнули бы провести соревнование, а по его ходу что-нибудь случилось, то это имело бы для них и всей гонки очень неприятные последствия. Уж тогда бы на Дакаре точно можно было ставить крест.
Поэтому к организаторам здесь претензий быть, наверное, не может. Они сами понесли огромные потери (по самым скромным подсчетам их оценивают в 35 млн. евро). С финансовой точки зрения также сильно пострадали Мавритания и Сенегал, для которых Дакар является самым прибыльным событием во всем году. И, конечно, большие потери понесли команды и участники. Если даже богатые автомобильные компании с их многомиллионными спонсорами выражали свое недовольство, подсчитывая убытки, то можно себе представить состояние частников и любителей, которые составляют около 80% от общего количества участников гонки. Их в этой ситуации жаль больше всего, поскольку на старт они выходят в большинстве своем за собственные деньги, зачастую собирая их годами, влезая в кредиты и беря взаймы. И все это ради одной мечты – проехать Дакар и добраться до Розового озера. Но мечту у них в этом году отняли…
Истинных причин отмены Дакара-2008 мы, возможно, никогда не узнаем. Действительно ли гонщикам грозила опасность в Мавритании от североафриканской ветви Аль-Каиды? Но, простите, когда на Дакаре можно было гарантировать безопасность? Тем более всего за неделю до старта Этьен Лавинь встречался с мавританским правительством, после чего было заявлено, что никаких угроз нет, и маршрут гонки изменений не претерпит. Достоверны ли слухи о том, что за несколько дней до старта на юге Марокко якобы пропал автомобиль с людьми из оргкомитета ралли, уточнявшими маршрут? Или же все это часть так называемой «африканской политики» США, которые под видом борьбы с международным терроризмом отстаивают свои интересы по добычи нефти на Черном континенте?
Пока вопросов больше, чем ответов. Но самый главный из них – что будет с Дакаром? Лавинь заверяет, что в следующем году ралли состоится, но многие уверены, что Дакар, по крайней мере в его привычном виде, мы уже никогда не увидим, а на замену ему придут другие марафоны, проложенные по более благополучным и безопасным местам. Такой, как, например, Transorientale, который пройдет этим летом, с 12 по 28 июня, по маршруту Санкт-Петербург – Пекин. Его организатором выступает знаменитый Рене Метж, трехкратный победитель Дакара, бывший его босс, а также руководитель марафонов Париж-Москва-Пекин, проводившихся в 1992 и 1995 годах. Ему и его предприятию отмена Дакара-2008 должна сыграть на руку – многие команды уже заявили о своем намерении в качестве компенсации выступить в Transorientale.
Кто знает, может быть, именно новый проект Метжа и заменит собой Дакар и станет в будущем не менее популярным и знаменитым марафоном. И все же хотелось бы верить, что настоящий Дакар - такой, который мы привыкли видеть - не постигнет судьба других великих гонок, вроде Милле Мильи или Тарга Флорио, и он еще обязательно состоится.