По меркам ралли-рейдов, пилот «КАМАЗ-мастер» Айрат Мардеев ещё совсем молодой гонщик, ему всего 30 лет. Тем не менее, Айрат уже считается одним из сильнейших гонщиков в своей категории – на его счету победа на «Дакаре» в 2015 году, победа на «Шёлковом пути» в 2012-м и 2016-м, и ещё множество других успехов – побед и подиумов.
На очередной «Дакар» он отправляется в статусе одного из четырёх фаворитов – и все четыре выступают за «КАМАЗ-мастер». Тем не менее, в ралли-рейдах никогда не бывает легко, а нынешняя гонка обещает быть особенно сложной для всех участников. В интервью F1News.Ru Айрат рассказал о том, чего ждёт от своего восьмого «Дакара».
Вопрос: Айрат, этот «Дакар» будет для вас уже восьмым. Есть что-то новое в ощущениях, или выступление на этом марафоне и вообще на ралли-рейдах уже превратилось для вас в обычную работу?
Айрат Мардеев: Конечно же, «Дакар» – это всегда особое событие. На этот раз он будет юбилейным, что накладывает на нас ещё большую ответственность. Организаторы обещают, что трасса будет сложнее, нас ждёт больше песков, в число стран, по которым проходит гонка, вернулась, наконец, Перу – думаю, будет очень непросто.
Вопрос: Каким образом возвращение Перу влияет на характер маршрута?
Айрат Мардеев: Будет больше песков. Традиционно все песчаные этапы на южноамериканском «Дакаре» проходят в Перу и Чили. Чили в этом году нет, но вернулась Перу, и там будет интересно. Тем более, что эта часть маршрута нас ждёт в самом начале марафона, это делает задачу ещё сложнее. С последних выступлений в песках у всех прошло несколько месяцев, все что-то подзабыли, но времени для раскачки не будет.
Вопрос: Чем машина, на которой вы поедете на этом «Дакаре», отличается от той, что вы пилотировали на «Шёлковом пути»?
Айрат Мардеев: Главное отличие – коробка передач. На «Шёлковом пути» мы испытывали автоматическую трансмиссию, на «Дакаре» вернёмся к механической. С автоматом мы ещё будем работать в следующем году, но на главной гонке в году используем проверенные решения. Кроме того, поработали над развесовкой, над центром тяжести – постарались опустить его как можно ниже. Важное изменение – все машины будут с пружинными амортизаторами. Мы давно испытывали это решение и, наконец, используем его в боевом режиме. Наши конкуренты используют пружины уже давно, мы же не так быстро внедрили это решение, потому что были вопросы с надёжностью. Мы же хотели быть абсолютно уверены в них. Теперь это так, и, уверен, это добавит нам скорости на бездорожье.
Вопрос: Почему вы отказались от «автомата»? В чём его минусы?
Айрат Мардеев: Мы от него не отказались, над этим решением будем работать и дальше. Просто не используем на «Дакаре». Одна из проблем с автоматической трансмиссией заключается в том, что эта коробка была куплена нами у команды MKR Марио Кресса, выступающей в европейском чемпионате по гонкам грузовиков – у производителя этих коробок ZF с ними эксклюзивный контракт. Из-за этого есть ряд ограничений – мы не можем залезать внутрь коробки, не можем её дорабатывать, адаптировать и так далее. Каждое действие нам приходилось согласовывать, а это, на мой взгляд, для команды нашего уровня неприемлемо, мы хотим сами всё контролировать. А самое важное – отсутствие трансмиссионного тормоза. Точнее, он есть, но недостаточно эффективен, а его логика управления не совсем подходит для спорта, для наших задач. Поэтому теперь мы направили свои усилия на работу с другими вариантами автоматической коробки, а на «Дакар» поехали без неё.
Вопрос: Из-за этого на «Шёлковом пути» вам приходилось больше использовать тормоза?
Айрат Мардеев: Да, именно. Мы больше нагружали тормоза, температура колодок и их износ были значительно выше. За «Шёлковый путь» мы износили четыре комплекта тормозов, хотя обычно уходит только два.
Вопрос: Какой из экипажей начнёт гонку в качестве «боевой технички»?
Айрат Мардеев: Начинать будет Антон Шибалов, а затем, по ходу гонки будем смотреть на результаты – возможно, блок с запчастями будет установлен на какую-то другую машину, у которой шансов на победу будет меньше.
Вопрос: На «Шёлковом пути» все четыре экипажа использовали разные грузовики. На «Дакаре» разница тоже будет, или они больше похожи?
Айрат Мардеев: Нет, на этот раз разницы почти нет. Три машины совершенно одинаковые – у меня, Эдуарда Николаева и Антона Шибалова. Разница только в том, что у Эдуарда другие колёса, а на грузовике Антона, как я уже сказал, на первом этапе будет установлен блок с запчастями. Что касается машины Дмитрия Сотникова, то она отличается, на ней стоит рядный 6-цилиндровый 13-литровый мотор, соответствующий регламенту 2019 года. Конечно, у всех у нас разные настройки, подвеску и тормоза каждый подстраивает под себя.
Вопрос: Это последний «Дакар», на котором позволено использовать двигатели объёмом более 13-и литров. Это для вас что-то значит? Вы хотите оставить последнюю победу на 16-литровом моторе за собой, или уже ждёте, когда, наконец, получите возможность выступать на 13-литровом двигателе?
Айрат Мардеев: Я каждый год рассматриваю в отдельности, хочу выиграть каждый «Дакар», в котором участвую. Этот, разумеется, не исключение. Конечно, если всё сложится удачно и получится победить, то будет приятно осознавать тот факт, что мы ещё и оставили за собой последний успех на моторах V8 объёмом 16 литров. Но пока об этом говорить рано.
Вопрос: У вас день рождения 1 января, так что все последние годы вы отмечали его уже там, в Южной Америке, вдали от семьи. На этот раз, так как гонка стартует позже, будет возможность отметить его с семьёй. Вы рады?
Айрат Мардеев: Конечно, я очень рад! Восемь лет я не был дома на Новый год и день рождения, так что очень приятно, что, наконец, смогу провести их с близкими.
Вопрос: Но отметить как следует не удастся, ведь на следующий день у вас самолёт!
Айрат Мардеев: Да, но ничего страшного! (смеётся) На самом деле, мы спортсмены, так что в любом случае соблюдаем режим. Ну и во вторых – да, на следующий день вылетаем в Перу, на гонку. На самом деле всё равно мысли уже будут там, на «Дакаре». Так было практически весь декабрь – мы думаем только о гонке, готовимся, настраиваемся, так что сложно переориентироваться на праздники. Это не как в детстве, когда ждёшь 31 декабря целый год – в последнее время это был просто очередной день календаря. Хотя, на этот раз, думаю, всё же будет немного иначе – ведь я буду с семьёй.