Айрат Мардеев – гонщик во втором поколении, он пошёл по стопам отца, Ильгизара Мардеева, тоже выступавшего за «КАМАЗ-Мастер» на ралли-рейдах. В последние годы Айрат стал одним из лидеров команды – именно он принёс «КАМАЗу» последнюю победу на «Дакаре» в 2015-м, а в нынешнем году финишировал вторым, уступив только Жерару де Рою.
На «Шёлковом пути» Мардеев будет одним из главных фаворитов грузового зачёта, так как поведёт в бой проверенную бескапотную модификацию грузовика. Накануне старта в интервью F1News.Ru Айрат рассказал о своих ожиданиях…
Вопрос: Айрат, впереди большой, длинный ралли-рейд, 10 тысяч километров между Москвой и Пекином. Чего вы ждёте от этой гонки?
Айрат Мардеев: Жду сложную гонку, настоящий ралли-рейд – то, чего нам не хватало на «Дакаре», где было очень много скоростных участков, больше похожих на трассы классического ралли. Здесь же организаторы постарались, тем более, что директор гонки – наш прославленный пилот Владимир Чагин, а кому, как не ему знать, что нужно для настоящего ралли-рейда. Поэтому, думаю, будет интересно.
Хорошо, что приехало много участников – все топовые команды в легковом зачёте. В грузовом, к сожалению, у наших соперников, команды Жерара де Роя и MAN, приехать не получилось, зато Renault привезла новый грузовик. Будет очень интересно на него посмотреть, сравнить с нашими машинами, в том числе с нашим капотником. Ждём интересную, честную борьбу, и сложную, длинную гонку, которая станет настоящей генеральной репетицией перед «Дакаром», и где мы сможем испытать те новинки, что планируем там использовать.
Вопрос: Какая часть маршрута, на ваш взгляд, будет самой сложной и решающей с точки зрения борьбы за победу?
Айрат Мардеев: Скорее всего, та, что пройдёт в Китае. Мы в первый раз будем там выступать, раньше никогда в Китае не ездили, так что видели эти места только на картинках. Что нас ждёт в Казахстане – мы примерно представляем, хотя конкретно в этих местах мы не гонялись, в России проедем в боевом режиме совсем немного, так что, думаю, именно часть маршрута, проходящая по Китаю, окажется самой сложной и решающей.
Вопрос: Вы ставите перед собой задачу победить?
Айрат Мардеев: Безусловно. Мы едем, чтобы показать как можно более высокий результат, и победа – наша главная цель. Если спортсмену не хочется выиграть, значит, ему пора завязывать со спортом. Для нас, естественно, главное, чтобы выиграл «КАМАЗ», мы будем работать на результат одного из наших шести экипажей, который будет лидировать. А моя задача – стать этим экипажем! (смеётся) Но такая же задача и перед всеми другими нашими экипажами.
Так что у нас есть внутренняя конкуренция – но без неё никак. Это совершенно нормально, мы должны подгонять друг друга. За счёт этого мы и прогрессируем – все пилоты примерно одного уровня, и мы по чуть-чуть подталкиваем друг друга. У нас нет командной тактики, все будут ехать в своём темпе, так что это будет интересно.
Вопрос: Когда вы говорите о равенстве – вы говорите о трёх основных экипажах? Есть ведь боевая техничка, есть китайский экипаж…
Айрат Мардеев: Да, конечно, но на самом деле основных экипажей четыре – помимо меня, Эдуарда Николаева и Андрея Каргинова, есть ещё Антон Шибалов на точно таком же грузовике. Да, у Димы Сотникова задача немного другая – как действующий победитель «Шёлкового пути» он поедет первым, на боевой техничке, будет везти для нас запчасти, стараясь нам помочь. Что касается китайского экипажа, то у них, конечно, задача не показать скорость, а добраться до финиша и научиться чему-нибудь. Они, на самом деле, очень понимающие ребята, мне понравилось с ними работать в Казахстане. Они отлично знают пределы своих возможностей, потихоньку прибавляют, и отлично понимают, что их главный приоритет – стабильный, ровный пилотаж.
Вопрос: Эдуард Николаев поедет на совершенно другом шасси, «капотнике», но ведь остальные машины обычно тоже различаются?
Айрат Мардеев: Машины Андрея Каргинова, моя и Дмитрия Сотникова совершенно одинаковые. Вот у Антона Шибалова совершенно новый грузовик, он внешне похож на наш, но внутри компоновка иная – изменено положение топливного бака, положение запасных колёс, и так далее. Моторы на всех бескапотных машинах одинаковые, Liebherr. Мы сейчас ищем ему замену, рядную «шестёрку» объёмом 13 литров, под новый регламент, но пока не нашли.
Вопрос: Если говорить о капотном грузовике, то хотя он, в общем-то, экспериментальный, возможно, это будущее команды. Вы будете следить за его выступлениями особенно внимательно?
Айрат Мардеев: Мы все вместе работаем над этим грузовиком. Да, в гонке едет Эдик, но до гонки мы вместе его испытывали, занимались доводкой. Это очень интересный грузовик, очень интересно едет, требует совершенно другого стиля вождения. Он позволяет быстрее преодолевать извилистые участки. Впрочем, тут ещё надо посмотреть, какой грузовик окажется быстрее в конечном счёте, потому что капотник едет совсем по-другому. Но он комфортнее, благодаря чему по бездорожью можно развивать более высокую скорость. Есть, конечно, и проблемные места, но мы над ними ещё будем работать. Так что мы будем ждать от него результата – очень много вложено в этот грузовик.
Вопрос: Ваша главная задача – победить, или подготовиться к «Дакару»?
Айрат Мардеев: Подготовиться к «Дакару», он остаётся главным приоритетом. Но в то же время «Шёлковый путь» – тоже очень важная гонка для нас, и я постараюсь её выиграть. Постараюсь проехать гонку ровно, в одном темпе, без спадов, чтобы на «Дакаре» чувствовать себя максимально уверенно.
Вопрос: Вы ждёте сюрпризов от команды Renault?
Айрат Мардеев: Безусловно. У них очень интересный грузовик – вообще, это сильная команда. Когда они впервые появились на ралли-рейдах год назад, их никто всерьёз не воспринимал, но они быстро доказали, что это серьёзный коллектив, настроенный на самые высокие результаты. Да, прошедший «Дакар» для них не задался, но такое бывает. Посмотрим, что они покажут на «Шёлковом пути».