Для слушателя академии Ferrari Каллума Айлотта дебют за рулём машины Формулы 1 оказался неудачным – в середине первого дня тестов молодой британец вылетел с трассы и разбил свою Alfa Romeo. Каллум признался, что пока не знает, почему это произошло, но надеется, что опыт работы на тестах Формулы 1 поможет ему в Формуле 2.
Вопрос: Первый день на тестах в Формуле 1 всегда особенный – как он прошёл?
Каллум Айлотт: Если начать с самого утра, то понятно, что все немного нервничают, впервые садясь за руль машины Формулы 1, но я был к этому готов. Ощущения невероятные, их сложно описать, но скорость в поворотах просто поражает, а мощность – ещё больше. Это немного шокировало, и сначала потребовалось какое-то время, чтобы привыкнуть.
Постепенно мы начали прогрессировать, но, если честно, за рулём машины я сразу почувствовал себя комфортно. Утром мы провели все необходимые испытания, я был доволен, команда – тоже, поскольку эту часть программы мы успешно завершили. Так что в целом день был позитивным, если бы не авария.
Поскольку мы сделали всё, что хотела команда, то после этого можно было уделить внимание сериям быстрых кругов – очень жаль, что я с этим не справился. Но, к сожалению, аварии порой случаются. Мы изучаем возможные причины произошедшего, поскольку всё оказалось не настолько очевидным, как я думал.
В любом случае, поскольку это авария, часть вины лежит на мне, но надо разобраться, из-за чего в определённый момент я потерял контроль над машиной, ведь ситуация была практически такая же, как на предыдущем круге. Мы всё детально проанализируем, но в целом день прошёл здорово. Если бы вы спросили меня сразу после аварии, разумеется, тогда я ещё был в расстроенных чувствах, но команда в течение всего дня оказывала мне поддержку, и такое отношение очень помогает.
Вопрос: Что именно произошло?
Каллум Айлотт: Я уже преодолел первую часть третьего поворота, и вдруг совершенно неожиданно машину резко сорвало с траектории. Этого ничто не предвещало, так что причины объяснить трудно. Направление и сила ветра не менялись; насколько мы поняли, в машине ничего не ломалось, и в плане пилотирования всё было точно так же, поэтому ситуация немного странная.
Она меня застала врасплох, поскольку я действовал так же, как и на предыдущих кругах. Возможно, в среду мы узнаем ответ, хотя, конечно, жаль, что так получилось, ведь до этого момента день складывался очень позитивно, я чувствовал, что хорошо справляюсь с задачей. Если вы спросите команду, думаю, они тоже подтвердят, что день складывался неплохо.
Вопрос: Что первое пришло вам в голову, какая причина?
Каллум Айлотт: Как честный гонщик я всегда сразу чувствую, что сам виноват, что я совершенно неправильно действовал, и машину развернуло именно из-за этого. Так что моя первая инстинктивная реакция: «Что я наделал?!»
Не то чтобы я обвинял команду в какой-либо форме, но первым делом вы думаете, что, может быть, слишком агрессивно работали дросселем, сменился ветер или произошло что-то ещё. Думаю, это была комбинация нескольких факторов, так как когда вы начинаете сильнее атаковать, больше шансов, что случится что-то неожиданное. А так как я в этот момент пытался добиться скорости, это немного раздражает.
Вопрос: Вы пытались избежать удара о стену?
Каллум Айлотт: Нет, машина полностью потеряла контроль. Её вдруг сорвало, и я оказался в стене. Это был, вероятно, один из самых серьёзных вылетов в моей карьере. Так что я установил личный рекорд в первый же день в Формуле 1! Естественно, это не здорово, но когда всё заканчивается подобным образом, остаётся лишь искать позитивные стороны. Мне очень не повезло, но я не хочу думать об этом в столь негативном ключе. Это мой первый день в Формуле 1, и до аварии он проходил очень позитивно – без каких-либо ошибок. Я чувствовал себя всё более комфортно, и то, что произошло в самом быстром повороте этой трассы, очень странно.
Вопрос: Нет никаких признаков какой-то поломки?
Каллум Айлотт: Нет, если кого-то и обвинять, то в первую очередь меня. Я хочу понять, что стало причиной – изменение погодных условий, или я отклонился с траектории, но на настоящий момент очевидной причины нет. Может быть, причиной стал порыв ветра, но мы это ещё изучаем. Можно обвинить меня, потому что вы могли бы сказать, что когда шины становятся горячее, нужно ехать медленнее, но всё это было очень странно.
Вопрос: Обычно третий поворот проходится в пол?
Каллум Айлотт: Почти. С более мягким составом – да, но и без него почти в пол. Всё это странно. Я не хочу слишком глубоко погружаться в детали, но это определённо застало меня врасплох. Не знаю, что ещё сказать.
Вопрос: Как вам работа по программе на трассе в Формуле 1?
Каллум Айлотт: Поначалу она выглядит пугающе. Когда ты приезжаешь, тебя ждут многочисленные руководства, процедуры, описание возможных ошибок, и ты должен всё это изучить, но на самом деле, когда ты в машине, всё достаточно естественно. Конечно, задач очень много, намного больше, чем в Формуле 2, но в процессе ты всё больше и больше привыкаешь к машине, сложность не в этом.
Я думал, что проблемой будут приказы по радио что-то переключить или изменить – боялся, что не успею всё сделать вовремя, но на самом деле ничего такого не было, все процедуры прошли очень хорошо. У меня нет никаких жалоб, никаких проблем, всё работало хорошо. Это было очень приятно. По-моему, я проехал два установочных круга, где со всем разобрался, а моей реакцией на первый быстрый круг было «Вау, это невероятно!» Может быть, более жёсткими словами, но смысл был таким!
Вопрос: Как сильно вы хотите вернуться за руль машины Формулы 1 после такого окончания тестов?
Каллум Айлотт: Поначалу я думал что-то вроде «Ладно, может быть, я не заслужил ещё одну попытку», но теперь я определённо хочу вернуться за руль и продолжить с того места, на котором закончил, доказать, что я могу хорошо справляться с этой работой. Когда на твоих первых тестах происходит что-то подобное, это не идеально, но если мне представится ещё один шанс – а я надеюсь, что так и будет, – я буду сильнее. Кроме того, я надеюсь, что на следующей неделе, когда я приеду в Монако, эти тесты помогут мне прибавить в Формуле 2.
Вопрос: Теперь вы чувствуете себя в атмосфере Формулы 1 как дома?
Каллум Айлотт: Да, определённо. По ходу карьеры, когда ты начинаешь выступать в картинге, Формула 1 кажется чем-то грандиозным – да и GP3 и Формула 2 тоже. Ты мечтаешь однажды туда попасть. Потом, в какой-то момент, ты получаешь возможность оказаться в паддоке, но не чувствуешь себя его частью.
А подобные дни – это просто замечательно. Атмосфера, внимание к деталям, подходы команды – всё это очень здорово, всё похоже на семью. В первую очередь, они помогают мне учиться, и в машине, и вне её. С юных лет я мечтал о том, чтобы попасть в Формулу 2, а затем в Формулу 1. Теперь я тут и не могу не чувствовать себя счастливым, даже после такого дня. Я был очень расстроен и зол, но это был потрясающий опыт.
Вопрос: Вы обсуждали тесты Формулы 1 с Миком Шумахером?
Каллум Айлотт: Да, я спросил его, что он чувствовал, на что обращал внимание. Он был очень открыт. Он испытал всё то же самое, что и я – кроме аварии. Подготовка, чувство машины, атмосфера, командная работа. Мы говорили об этом, и это было полезно.
Вопрос: Вы считаете, что эти тесты помогут вам в Формуле 2?
Каллум Айлотт: Есть много вещей, которые я могу использовать. Команда Формулы 1 работает на другом уровне по сравнению с Формулой 2, и я могу научиться чему-то в плане предоставления обратной связи инженерам, работы с командой, воспитания характера. На мой взгляд, каждый день, который ты проводишь за рулём гоночной машины, будь то Формула 4, Формула 3, Формула 2 или Формула 1, ты чему-то учишься. Последние два дня были для меня очень полезными, и тот подход к деталям, который они демонстрируют, определённо может помочь и на нашей стороне паддока.