Ольга Северская. "Эхо Москвы".17 октября 2001 года (с)Ольга Северская. (с)"Эхо Москвы".17 октября 2001 года
О.СЕВЕРСКАЯ: Мы будем говорить и о завершившейся в Кельне в начале октября генеральной ассамблее федерации автомобильного спорта, о ее итогах. Уже были сообщения в информационных агентствах и о том, что выбрано новое руководство, но я бы хотела попросить Вас сразу обозначить итоги и их прокомментировать последствия для нас.
Г.АНТЮФЕЕВ: Спасибо, добрый вечер. Я хотел бы сказать, что действительно выбрано новое руководство, оно, к счастью, осталось старым, президентом ФИА на очередной 4-й лет срок переизбран Макс Мосли, это, безусловно, позитивный момент для нас, для российской автомобильной федерации, поэтому я голосовал за него. И после выборов состоялась встреча наша с господином Максом Мосли, на которой он заверил нас в том, что он по-прежнему поддерживает все наши усилия по созданию автодрома Формулы-1 в Москве, по привлечению Гран-при России в Москву, по развитию автоспорта в Российской Федерации. Вторым заметным, с моей точки зрения, событием было избрание почетным вице-президентом ФИА господина Берни Экклстоуна, это, как известно, наш активный союзник.Этот человек был у нас в Москве в гостях у Российской автомобильной федерации, у комитета по туризму правительства Москвы, и он, пожалуй, наиболее заинтересованный человек, ему интереснее всего сотрудничать с нами, и поэтому мы поддержали и такое избрание и тоже провели с ним формальную встречу, на которой обсудили все детали, которые остались на сегодняшний день не обсужденными. И по результатам этих двух переговоров я могу смело говорить о том, что мы сегодня как никогда близки к результату, как никогда близки к развязке всей этой сложной и многотрудной работы.Я убежден в том, что все документы могут быть и, вероятнее всего, будут подписаны не позднее 30-го ноября текущего года. Причем я имею в виду и документы, включая контракт Гран-при России. Причем когда я говорю, что 30 ноября крайний срок, я, конечно же, сознательно осторожничаю, поэтому я рассчитываю, что это может произойти и раньше.
О.СЕВЕРСКАЯ: Но не позже, во всяком случае.
Г.АНТЮФЕЕВ: Не позже – точно.
О.СЕВЕРСКАЯ: И тогда можно будет уже перейти к реализации планов, к строительству трассы в Москве?
Г.АНТЮФЕЕВ: Да. Дело в том, что реализация планов уже происходит, и первый контракт между мэром Москвы и президентом TWR Томом Уокиншоу заключен, и по этому контракту англичане профинансировали проект. Проект заключен, трасса получилась интересная. Поэтому эта часть работы уже выполнена. Говорить, что мы готовимся, все-таки не совсем правильно – мы уже работаем. Но последняя точка должна быть поставлена в самое ближайшее время.
О.СЕВЕРСКАЯ: Как вообще строятся отношения между международной федераций автомобильного спорта и Россией, в частности, Москвой? Какие еще мероприятия ФИА, кроме чемпионатов, в сфере вашего внимания?
Г.АНТЮФЕЕВ: История вот какая. До 91-го года Советский Союз занимал довольно прочные позиции в руководстве ФИА. Это и не удивительно, потому что Советский Союз тогда, да и Россия сегодня по-прежнему самая большая страна в мире, она занимает самую большую территорию. Мало этого, наша страна технологически развита, и не нужно забывать, что мы первыми шагнули в космос. Мало того, в нашей стране довольно большое количество крупных автогигантов (и это тоже бесспорный факт), которые сегодня лучше ли, хуже, медленнее, быстрее, но все-таки развиваются.В нашей стране был развит и развит сегодня автоспорт, у нас проходят соревнования. К сожалению, мы утратили с 91-го года большинство позиций в руководстве ФИА. Это довольно сложный процесс – возвращение этих позиций. Это потребоваться могут месяцы, если не годы на возвращение этих позиций. Такую работу мы сейчас активно ведем. Мы неоднократно уже на встречах с господином Максом Мосли ставили этот вопрос, и мало того, мы добились понимания с его стороны. Макс Мосли публично заявил о том, что он убежден в необходимости прихода в руководства ФИА представителей Российской автомобильной федерации и России в целом. Поэтому надеюсь, что на этом пути мы также сумеем добиться осязаемых результатов. Плюс к этому, с целью большего привлечения внимания ФИА к России, к Москве мы настойчиво и официально предлагаем ФИА провести ряд официальных мероприятий ФИА в Москве.Известно, что в этом году правительство Москвы на очень высоком уровне организовало в Москве проведение 112-й сессии МОК, Международного олимпийского комитета. Москва умеет это делать. Мы хотели бы, чтобы в Москве прошли официальные мероприятия Международной федерации автоспорта. И думаю, что здесь мы тоже близки к положительному результату.
О.СЕВЕРСКАЯ: Давайте обозначим, что это может дать Москве. Только ли это вопрос престижа, или вопрос перспектив?
Г.АНТЮФЕЕВ: Тут много всего. Это и вопрос престижа, и вопрос перспектив. Мало того, когда члены ФИА лично приезжают в наш город, они своими глазами видят все, что здесь происходит, то и отношение их совсем не такое, как прочитав газету. Поэтому это важно и для последствий развития наших отношений с руководством ФИА, и для продвижения наших представителей в руководство ФИА, и для поддержки нас в целом, поэтому переоценить сложно важность таких мероприятий.
О.СЕВЕРСКАЯ: Мы продолжаем говорить об автомобильном спорте, так как он может быть представлен в Москве в рамках, я надеюсь, Гран-при России Формулы–1 в 2003 году, о развитии автомобилестроения, конструкторской мысли. Я бы хотела начать с вопроса, который обнаружила в Интернете на нашем сайте. Татьяна Беккер, москвичка, спрашивает: "Как удалось убедить владельцев Формулы-1 в целесообразности строительства трассы в Москве?"
Г.АНТЮФЕЕВ: Это очень долгая и тяжелая история была, мы прошли непростой путь. Конечно, сильно нас выручило то, что у меня есть давнишний и хороший приятель, Том Уокиншоу, президент компании TWR, и он был не только нашим партнером с самого начала, но и послом, который помогал нам открывать двери многих кабинетов. После была довольно тяжелая и сложная работа с Берни Экклстоуном, результатом которой стало согласие его нас поддерживать. Еще позже - с Максом Мосли, и т.д. Это полуторагодовалый путь командировок, встреч, звонков, факсов, переговоров… Конечно, огромное значение сыграло то, что Юрий Михайлович Лужков активно поддержал нас с самого начала, он согласился возглавить попечительский совет строительства Формулы-1. Сложно переоценить значение такого шага. Он встретился с господином Берни Экклстоуном, он рассказал ему о тех делах, которые сегодня происходят в Москве, о тех позитивных изменениях, и все это вместе, все эти консолидированные усилия привели к тому, что мы сегодня можем рассчитывать на очень скорый успех нашего мероприятия.
О.СЕВЕРСКАЯ: Наверно, все-таки не последним вопросом в убеждении владельцев Формулы-1 о том, что целесообразно проводить Гран-при России в Москве, был и тот проект трассы, который представлен. Вы уже говорили в нашем эфире об этом проекте, и, в частности, сказали, что это самая технически оснащенная в мире из всех существующих трасс и самая интригующая трасса в мире.
Г.АНТЮФЕЕВ: Совершенно верно.
О.СЕВЕРСКАЯ: Что, наше вечное стремление к глобализму?
Г.АНТЮФЕЕВ: Нет, это не наше стремление к глобализму, это наша совместная позиция с нашими английскими партнерами. Дело вот в чем. Дело в том, что ничто не должно в жизни стоять на месте, во всем должна быть динамка, развитие, прогресс. Так вот, на сегодня в подавляющем большинстве автомобильных трасс мира существует одна или максимум – редко - две точки обгона. В этом смысле слова гонка представляет собой, может быть, чуть более монотонное зрелище, чем она будет представлять из себя в Нагатино. В Нагатино 3 точки обгона, а значит, это и есть та самая спортивная интрига, о которой я говорил. Возможность многократных обгонов на одном круге повышает состязательность в гонке и тем самым повышает ее зрелищность. Поэтому действительно эта трасса будет самой интригующей в мире, и это не стремление к глобализму, это объективная необходимость.
О.СЕВЕРСКАЯ: Я понимаю, что забегаю вперед, задавая этот вопрос, но если учесть те характеристики нашей трассы, то, что, дай бог, в 2003 году мы проведем первое гран-при, то, что Вы уже говорили о том, что есть перспективы развития этой трассы, ее удлинение, а соответственно, и перспектива сделать ее еще более интересной и интригующей, как в стратегическом плане Вы видите развитие Гран-при Формулы-1 в России?
Г.АНТЮФЕЕВ: В России, наверно, говорить о развитии… Все-таки у нас сейчас задача провести первое гран-при. Контракт заключаться будет не на один год, а на несколько лет, и в этом смысле слова мы будем гарантированы на многолетние интересные гонки. Что же касается перспектив развития вообще Формулы-1 - конечно, это сегодня очень массовый, очень зрелищный и очень смотрибельный вид спорта, суммарная телеаудитория в течение года составляет многие миллиарды зрителей. Поэтому трудно переоценить значение этого вида спорта. Будет ли он развиваться – да, будет, думаю, что будет. Потому что наша Нагатинская трасса тому подтверждение, опять те же самые три точки обгона, которых не было, - это уже развитие, это уже динамика. Поэтом как будет дальше - давайте доживем и увидим.
О.СЕВЕРСКАЯ: Лидия Сергеевна задает Вам вопрос как вице-президенту Российской автомобильной федерации, насколько я понимаю. Автодром Формулы-1 в Молжаниновском районе будет строиться? Если будет, то когда?
Г.АНТЮФЕЕВ: Я неоднократно уже говорил о том, что я все-таки занимаюсь созданием автодрома в Нагатино, мне, может быть, пока сложно комментировать другие намерения. Думаю, что не препятствует строительство автодрома в Нагатино появлению других автодромов. Вряд ли возможно появление двух автодромов Формулы-1, я считаю такую вероятность близкой к нулю. А создание вообще автодромов для других типов гонок – ну почему нет? Обратятся к нам, в Российскую автомобильную федерацию, а я напомню, Российская автомобильная федерация является единственным органом в нашей стране, официально наделенной спортивной властью, легитимно, поэтому обращение к нам неизбежно… Обратятся к нам в Российскую автомобильную федерацию – конечно, мы рассмотрим и, конечно, поддержим, почему нет.
О.СЕВЕРСКАЯ: Вопрос, который задается часто. Петр его формулирует: "Не принесет ли проект строительства трассы вреда городской казне, то есть налогоплательщикам и, что более важно, окружающей среде - вода в Москве-реке, качество городского воздуха в районе Нагатинской поймы?"
Г.АНТЮФЕЕВ: Я много раз отвечал на этот вопрос. Принесет большие доходы городской казне. Цифры опубликованы, общеизвестны, и последние данные по Гран-при Малайзии в Сепанге в этом году - 16 млн. долларов чистой прибыли. Поэтому я говорил, 100 тысяч туристов в год дополнительно, богатых туристов, это богатая публика с деньгами. То есть плюсов настолько много, что, может быть, не буду больше перечислять. А что касается экологии, воды в Москве-реке, то я вам скажу так. Весь комплекс проектировочных работ, который сегодня завершен, он, безусловно, предусматривает постоянный мониторинг и на стадии строительства, и, тем более, на стадии эксплуатации экологии. Она никак не пострадает. Мало того, мы планируем провести или культивацию, там ряд земель заражен, там была городская снегосвалка, многолетняя, все это требует, конечно, определенных работ. Мало того, я неоднократно говорил, но гонки Гран-при России проходят два дня, три дня в году по несколько часов в день. Ну, согласитесь…
О.СЕВЕРСКАЯ: Видимо, все-таки во время простоя от гонки будет трасса использоваться как-то для других чемпионатов?
Г.АНТЮФЕЕВ: Не 365 дней в году, не 24 часа в сутки. А во-вторых, если мы говорим о соревновании картингистов, то от мотороллера экология загрязняется сильнее, чем от карта.
О.СЕВЕРСКАЯ: Поэтому здесь проблем не будет. Но, говоря о том, что будет большой доход для казны именно по линии туризма, Вы говорили, что есть еще и другой способ обогатить экономику города и экономику России, это как раз Формула –1 может дать толчок к развитию автомобилестроения. Речь идет о конструировании собственных болидов?
Г.АНТЮФЕЕВ: Да, такую работу мы проводим. Мы провели ряд консультаций с ведущими высокотехнологическими предприятиями нашей страны. В планах наших есть, и мы уже ряд соглашений начали подписывать на эту тему, – создание отечественного болида Формулы-1. Мало того, такие наши устремления, как это ни покажется странным, поддерживаются нашими английскими партнерами. Им интересно повышение конкурентоспособности в этой области, и они, видимо, будут рассматривать вопрос о возможном финансовом участии в такой работе. Поэтому это, безусловно, толчок, это, безусловно, хорошие предпосылки для создания отечественной команды Ф-1. Давайте построим автодром и получим Гран-при. Но мы все-таки смотрим уже чуть дальше, и за этот порог, за автодром, поэтому дайте срок – будет и болид, будет и команда.
О.СЕВЕРСКАЯ: Будут и пилоты Формулы-1?
Г.АНТЮФЕЕВ: А пилоты у нас уже неплохие появляются. Есть пилот российский, Виктор Маслов, это команда "Арден-Россия", Формула-3000, он устойчиво уже выступает в этих соревнованиях, поэтому ничто здесь не кажется мне невозможным.
О.СЕВЕРСКАЯ: Таким образом, Вы ответили на вопрос Валерия Владимировича, который я даже не задала, как раз он был о пилотах, о конюшне и о дельнейшем развитии этого вида спорта у нас в стране.
Г.АНТЮФЕЕВ: Поверьте, создание автодрома и получение Гран-при России даст очень сильный толчок, появится очень много заинтересованных организаций в том, чтобы и болид построить, и команду российскую сделать, вот увидите.
О.СЕВЕРСКАЯ: Андрей спрашивает: "Почему телевидение так плохо освещает чемпионаты России по ралли? Не планируется ли восстановить передачи "Русское кольцо", "Автосфера", которая очень подробно освещали всю автомобильную жизнь России?" Видимо, вопрос Вам, как вице-президенту автомобильной федерации.
Г.АНТЮФЕЕВ: Дело в том, что мы попробуем, конечно, поработать с телевидением, хотя телевидение это структура коммерциализированная, тут навязывать сложно. Например, у нас сложились неплохие отношения с руководством ВГТРК, российского телевидения, которое, как известно, транслирует чемпионаты Формулы–1, и Российская автомобильная федерация и ваш покорный слуга выступил таким союзником в решении всех вопросов между Берни Экклстоуном и российским телевидением, поэтому трансляции сейчас идут, надеюсь, все будет хорошо. Поэтому мы постараемся не забыть не только соревнования Формулы-1, разумеется.О.СЕВЕРСКАЯ: Мы вернулись опять к делам международной федерации автомобильного спорта. Сто лет ФИА отмечает в этом году…
Г.АНТЮФЕЕВ: В 2004 году.О.СЕВЕРСКАЯ: И как будет Россия участвовать в этом праздновании?
Г.АНТЮФЕЕВ: Россия, конечно же, будет участвовать. Дело в том, что 100 лет назад, в 2004 году будет сто лет назад, как в Париже прошло первое заседание сессии Ген. Ассамблеи ФИА, в 2004 году состоится сотая, сто лет как существует ФИА, это интереснейшее событие. Я хочу сказать, что старейшая организация, старее ООН, старее ЮНЕСКО, старее большинства международных организаций, организация, в которую входят, в общем, одни из лучших представителей своих стран, а в ФИА больше 100 стран. Кстати, в этом году на сессии Ген. Ассамблеи ФИА принято решение положительное, мы за него проголосовали, о том, чтобы международной туристский альянс AIT объединился с ФИА, вошел в ФИА. Это такой хороший знак укрупнения солидности организации. Международный туристский альянс - это очень богатая организация, очень крупная, тоже довольно старая. Поэтому Россия примет участие в отмечании столетнего юбилея ФИА, и очень рассчитываю, что к тому времени мы окажемся в руководстве ФИА и сможем полноценнее участвовать в этом юбилее.
О.СЕВЕРСКАЯ: И уже, дай бог, проведем первое Гран-при России Формулы-1 в России?
Г.АНТЮФЕЕВ: Я очень на это рассчитываю.
О.СЕВЕРСКАЯ: Интерес к Формуле-1, наверно, почти такой же, как и интерес к футболу. Футбол в этом году был в списке претендентов, номинировался на премию мира. Ваш прогноз: может ли автомобильный спорт стать таким спортом-миротворцем?
Г.АНТЮФЕЕВ: Я так скажу, что в этом году на сессии Ген. Ассамблеи ФИА мы приняли решение о создании фонда, Россия вступила в него. Там символический взнос, 1 фунт стерлингов, но это не баловство, это серьезная задача. Вот этот фонд будет заниматься тем, что не только пропагандировать автомобилизм, автоспорт, автотуризм и т.д., но и решать задачи по улучшению экологии и автомобилей, и вообще экологии на земле. Вообще говоря, за такие благодарные шаги не грех выдвинуться и на международную премию мира.