Вопрос: Давайте начнем с очевидного. Почему вы решили уйти из Формулы 1?
Герхард Бергер: Я двадцать лет путешествую, летаю на самолетах, сдаю и получаю багаж, живу в гостиницах. Я устал, у меня двое маленьких дочек - шести и семи лет, а я редко бываю дома и очень скучаю по своей семье. Я не вижу, как растут мои дети. Не поймите меня неправильно, я не жалуюсь, моя жизнь сложилась удачно. Будучи гонщиком я заработал достаточно средств для комфортной жизни. Формула 1 дала мне очень многое.
Вопрос: Теперь вы не будете иметь никакого отношения к чемпионату?
Герхард Бергер: Надеюсь, хотя с другой стороны тот же вопрос вы задали мне, когда я перестал гоняться (в конце 1997-го). Хотелось бы вернуть молодость, снова стать двадцатилетним, выступать на трассе. Тем не менее я никогда не зарекаюсь от гонок. Посмотрим.
Вопрос: Нагрузка, давление на гонщика сравнимо с тем, что испытывает человек, ответственный за серьезную техническую программу, вроде работы с BMW?
Герхард Бергер: Это очень похоже. Вместе с ответственностью приходит и давление. Нет никакой разницы, кем вы работаете - журналистом, гонщиком или боссом команды. Нагрузка есть всегда.
Вопрос: Контракт заканчивается в сентябре, почему вы не захотели остаться до осени?
Герхард Бергер: Все очень просто. Конечно, это выглядит необычно, когда кто-то уходит в середине сезона, но только так я мог передать эстафету Марио Тайссену. Весь год я буду работать в контакте с ним и помогу, если это потребуется. Точнее - я буду очень рад, если потребуется моя помощь.
Вопрос: По поводу вашего ухода давно ходили слухи...
Герхард Бергер: Я долго размышлял на эту тему, обсуждал свой уход с руководством. Сначала они хотели задержать меня на некоторое время, потом говорили о частичной занятости. Очень трудно принять решение об уходе после двадцати лет в автоспорте, к тому же я уходил из команды, в создании которой участвовал на протяжении нескольких лет. У меня сложились отличные отношения с руководством Williams, с парнями из BMW. Уходить из такой компании очень трудно.
Вопрос: Значит вы не полностью разрываете свои связи с BMW?
Герхард Бергер: Нет, мы останемся близкими друзьями, просто я не буду работать на них ежедневно.
Вопрос: Еще больше разговоров ходит вокруг планов BMW по созданию собственной команды. Похоже от этих планов компания отказалась, вы имеете к этому отношение?
Герхард Бергер: Это решение было принято по нескольким причинам. Если бы в BMW надумали делать собственную машину, принять решение об уходе мне было бы значительно труднее, ведь это - очень серьезный вызов. Сейчас совершенно ясно, что BMW не будет создавать собственную команду. Думаю следующим шагом будет продление контракта с Williams, но пока этот вопрос открыт.
Вопрос: В чем плюсы и минусы собственной команды BMW?
Герхард Бергер: Существенным плюсом было бы объединение всех средств разработки шасси и мотора в одном месте. У BMW есть все необходимые ресурсы, чтобы построить хорошую машину Формулы 1, да и с точки зрения маркетинга это было бы правильно. Но, сказав это, я по-прежнему считаю, что Williams - отличный партнер для BMW. У этой команды великолепная гоночная история и объединение с BMW - очень положительный момент.
Вопрос: Вы разочарованы результатами Williams в последние три года?
Герхард Бергер: Я думаю, что слово разочарован не стоит использовать, потому что у нас были положительные и отрицательные моменты. Мотор BMW оказался конкурентоспособнее, чем я ожидал, к сожалению в Williams не смогли построить столь успешное шасси, как раньше. Такое бывает с каждой командой, через это прошли McLaren и Ferrari, через это нужно пройти всем. Честно говоря новый Williams концептуально мне очень нравятся. У этой машины есть потенциал, нужно поработать с аэродинамикой и тогда FW25 сможет в ближайшее время конкурировать с Ferrari.
Вопрос: Но в BMW, несомненно рассчитывали на большее. Эта компания пришла в Формулу 1 за титулом, вы согласны со мной?
Герхард Бергер: Абсолютно. Но давайте взглянем с другой стороны. Мы должны добиться успеха, побеждать в гонках, в чемпионате, но не доминировать. Доминирование некоторое время доставляет удовольствие, но последовательная конкурентоспособность гораздо важнее. Да, мы хотим выиграть чемпионат, но это не единственная цель.
Вопрос: В технических вопросах Формула 1 - очень ревнивый бизнес. Все признали, что BMW удалось сделать самый мощный мотор чемпионата, но ведь вы слышали реплики со стороны других команд о том, что они бы смогли найти лучшее применение такому мотору?
Герхард Бергер: Я и сейчас об этом постоянно слышу.
Вопрос: Но, кажется, в BMW не рассматривают возможности сотрудничества с другой командой?
Герхард Бергер: На самом деле вопрос открыт, у BMW широкий выбор - от ухода из Формулы 1 до создания собственной команды. Но компания собирается найти компромисс и продлить отношения с Williams.
Вопрос: Я хочу этот момент нельзя разъяснить до конца. BMW действительно может расстаться с Williams?
Герхард Бергер: Ничего невероятного я в этом не вижу.
Вопрос: И какая команда может стать новым партнером?
Герхард Бергер: Мне все же кажется, что Williams - лучший вариант.
Вопрос: Почему?
Герхард Бергер: Потому что, если что-то идет не так, то можно вместе найти решение. Но, прежде всего, нужно договориться об этом с Williams.
Вопрос: Я неоднократно слышал о критике в адрес Патрика Хэда (технический директор Williams) со стороны специалистов BMW. Вы считаете, что Патрик до сих пор в хорошей форме?
Герхард Бергер: Мне нравится Патрик. У него отличное чувство юмора и он всегда говорит то, что думает. В нашем бизнесе подобная прямота - большая редкость. У команды только одна серьезная проблема - аэродинамика. Если ее удастся решить, я не вижу, что могло бы помешать нам быть среди лидеров. Тогда бы вы просто не спрашивали меня о Патрике. У Williams есть проблема и я уверен, Патрик Хэд и Фрэнк Уильямс делают все для ее решения. Патрик - очень умный человек, большой профессионал в нахождении выхода из кризисных ситуаций.
Вопрос: Звучит здорово!
Герхард Бергер: Да, он все еще очень хорош во всем, что делает.
Вопрос: Давайте серьезно. Вы говорите, что если бы не проблема с аэродинамикой, то я бы не спрашивал о Патрике. Но эта проблема существует и Хэд занимает пост технического директора команды. Все дело в том, что не тот человек занимается аэродинамикой, или команда выбрала неправильное направление? Может быть дело в неверном руководстве?
Герхард Бергер: Скорее стоит использовать слово борьба, а не проблема. Хотя да, проблема с аэродинамикой есть. Может быть команда вложила недостаточно средств в аэродинамику, по сравнению с соперниками. Сейчас Williams строит новый аэродинамический полигон и я не думаю, что решение этого вопроса затянется.
Вопрос: Давайте забудем об аэродинамике. Вы видите области, в которых могли бы прибавить Ральф Шумахер и Хуан-Пабло Монтойя?
Герхард Бергер: Я очень высоко оцениваю их, они очень быстры и проблема лишь в том, чтобы дать им достойную машину.
Вопрос: Тогда почему зимой так много критиковали Хуана-Пабло?
Герхард Бергер: Зимой наша команда традиционно купает в дерьме одного из пилотов. А если они дают повод, вроде того столкновения в Индианаполисе, то без критики точно не обойдется. Я допускаю, что прошлый сезон они провели не на 100% своих возможностей, но если этим парням дать хорошую машину, они будут побеждать.
Вопрос: Как вы относитесь к ситуации с GPWC? С одной стороны вы сотрудничаете с Williams, одной из команд, которая давно работает с FOCA, с другой - работаете на BMW, а эта компания занимает ведущие позиции в GPWC...
Герхард Бергер: Трудный вопрос! Я не хочу давать политических ответов и постараюсь быть честным. Я думаю, что на эти разговоры тратится много времени и сил, потому что... что я говорю. Я уже предвкушаю заголовки в вашем журнале: "Бергер обвиняет GPWC"...Парни, будьте со мной осторожнее! Я очень много времени провел в этом спорте и уже тогда, когда я начинал все говорили, что чемпионат прогрессирует. Стало больше денег, спонсоров, журналистов, зрителей. С тех пор все эти разговоры продолжаются и все это время у нас был только один босс - Берни Экклстоун. Отличный бизнесмен, имеющий невероятный талант в этом бизнесе. Берни сделал это бизнес, построил все то, чем мы сегодня с удовольствием занимаемся. Мне не нравится, когда кто то говорит, что он зарабатывает слишком много денег. Попробуйте сложить то, что зарабатывают Фрэнк Уильямс, Рон Деннис, Михаэль Шумахер и Герхард Бергер, уверяю вас сумма будет гораздо больше, чем у Берни. Все мы наслаждались "золотой эрой", но и сейчас это интересный и перспективный вид спорта.И вот вдруг все заговорили об альтернативном чемпионате. Мне совершенно ясно, что на создание сильного чемпионата потребуются годы упорной работы и масса инвестиций. Двух Формул все равно не будет, если не согласны - посмотрите на Америку.Вы спросили меня о GPWC и я отвечу вам просто - это невозможно. Нужна независимая организация, которая разработает регламент. Трудно представить себе автопроизводителей, которые за круглым столом придумывают правила. У каждой компании свои интересы, которые часто конфликтуют. Нужна независимая организация, независимые люди, которые точно понимают то, что нужно. Выходит - мы нуждаемся в том, что уже имеем. Тогда зачем ломать?
Вопрос: Герхард, вы невероятно хорошо разбираетесь в этом вопросе. Никогда не планировали заняться административной работой в FIA или еще где-нибудь?
Герхард Бергер: Я не справлюсь, это не мое.
Вопрос: Значит мы не увидим вас на посту нового президента FIA?
Герхард Бергер: Нет. Этот ботинок слишком велик для меня.