В обстоятельном интервью Motorsport-Total Валттери Боттас рассказал о том, как изменилась его жизнь после дебюта в Формуле 1, о своих родителях и личной жизни…
Вопрос: Валттери, большая часть вашего первого сезона в Формуле 1 осталась позади. Вероятно, вы мечтали о приходе в чемпионат еще с картинга. Ожидания оправдались?
Валттери Боттас: Да, оправдались. На самом деле, не так просто выступать в Формуле 1. Мне здесь нравится, однако вы должны много и напряженно работать, особенно в той ситуации, в которой оказалась наша команда. Конечно, это не самый простой период, но я не могу сказать, что столкнулся с какими-то сюрпризами. Я выступаю в хорошей команде, в которой раньше был тест-пилотом, так что неплохо подготовлен.
Вопрос: Вы хотя бы приблизительно представляете, сколько дали интервью в этом году?
Валттери Боттас: Нет, но явно много! (смеется)
Вопрос: Вероятно, около ста?
Валттери Боттас: Примерно в этом районе. В любом случае, за этот год я дал больше интервью, чем за всю свою жизнь. Это большой объем работы, но к ней довольно быстро привыкаешь. Когда вы садитесь за руль, то чувствуете спокойствие, и подобные вещи не отвлекают вас – вы говорите только со своим инженером. Это один из лучших моментов в дни гоночного уик-энда.
Вопрос: Вам нравится работать с прессой?
Валттери Боттас: Мне нравится быть гонщиком, я многое сделал для того, чтобы попасть в Формулу 1. Взаимодействие с прессой – важная часть в работе гонщика. Поскольку Формула 1 чрезвычайно популярна, то вполне понятен интерес со стороны СМИ. Для меня это в порядке вещей.
Вопрос: Как изменилась ваша жизнь после дебюта в Формуле 1? Вас стали узнавать на улицах в Финляндии?
Валттери Боттас: Действительно, в Финляндии меня стали чаще узнавать. Это немного странно, но у меня нет выбора. Впрочем, пока это не доставляет мне никаких проблем, Более того, мне нравится поддержка в Финляндии. Сейчас я живу в Англии, и постепенно меня начинают узнавать и здесь. Около моего дома на углу есть супермаркет, и в прошлый понедельник или вторник, когда я делал покупки, ко мне подошел какой-то человек и сказал, что он мой болельщик. Подобные вещи все чаще происходят со мной.
Вопрос: Есть положительные стороны в популярности? Возможно, в ресторане, где уже нет мест, вам выделяют резервный столик или что-то в этом роде?
Валттери Боттас: Многие люди любезно стали ко мне относится только потому, что я выступаю в Формуле 1. Иногда это немного странно, но, как я уже говорил, пока у меня не было негативных моментов, с этим связанных. Мне больше всего нравится, когда люди желают мне удачи или хвалят за скорость. Это приятнее всего.
Вопрос: Когда вы впервые сели за руль карта?
Валттери Боттас: В шесть лет я впервые сел за руль карта. Когда мне было пять, вместе с отцом я впервые побывал на картинговой гонке. Когда я впервые сел за руль, то сразу понял, что это единственное, чем хочу заниматься.
Вопрос: В начале карьеры, как правило, родители оплачивают выступления молодого гонщика. Когда наступил тот момент, когда денег стало не хватать, и возникла острая необходимость найти спонсоров?
Валттери Боттас: После того, как я стал выступать за пределами Финляндии в европейских сериях. Без спонсорской поддержки это было бы невозможно. Компании Wihuri и Kemppi, которые сейчас сотрудничают с Williams, стали меня поддерживать еще в те годы, когда я гонялся в картинге. Можно сказать, у нас с ними длительные отношения.
Вопрос: Вы из богатой семьи? Чем занимались ваши родители?
Валттери Боттас: Нет, они обычные люди. Мама работает в бюро ритуальных услуг, а у отца клининговая компания, поэтому он был знаком со многими людьми, которые позже стали моими спонсорами. Wihuri – одно из крупных предприятий города, которое заказывало услуги у моего отца. Так он познакомился с ее руководителем, они говорили о моих выступлениях в картинге, и компания стала помогать мне.
Вопрос: Как вы познакомились с Тото Вольффом?
Валттери Боттас: Я встретился с ним в Вене, в его офисе. Я был знаком с Тимо Румпфкейлом, который знал Тото и хотел, чтобы тот меня увидел. Они поговорили обо мне, и в итоге я приехал на встречу в Вену. В тот момент я не знал, как следовало поступить, поскольку уже сотрудничал с Микой Хаккиненом и Дидье Котоном. Однако было очевидно, что Тото может мне помочь, но я хотел продолжать работать с Микой. Я рассказал о своих сомнениях, они встретились и пришли к выводу, что будут работать все вместе. Идеальный вариант.
Вопрос: Правда ли, что Тото Вольфф был не в восторге от идеи начать работать с молодым гонщиком, и вам пришлось убеждать его?
Валттери Боттас: Да, еще до подписания контракта со мной он сказал, что не хотел бы работать с молодым гонщиком, поскольку это очень рискованный проект. Но я рад, что он изменил свое мнение.
Вопрос: Сейчас вы живете в Оксфорде?
Валттери Боттас: На самом деле я живу недалеко от базы команды, примерно в 20 минутах к югу от Оксфорда.
Вопрос: Вы выбрали это место для того, чтобы быть ближе к команде?
Валттери Боттас: Безусловно.
Вопрос: Как часто вы бываете на базе Williams?
Валттери Боттас: Один-два дня в неделю.
Вопрос: Как проходит ваш обычный день?
Валттери Боттас: Иногда я тренируюсь дважды в день. Типичный день выглядит примерно так: с утра тренируюсь – бегаю, езжу на велосипеде или работаю в тренажерном зале. После этого – работа на симуляторе и встречи с инженерами. После гоночного уик-энда мы анализируем произошедшее. Вечером я вновь тренируюсь, а потом иду домой или иногда ужинаю в пабе.
Вопрос: Вы умеете готовить?
Валттери Боттас: Да.
Вопрос: Ваша подруга живет вместе с вами?
Валттери Боттас: Нет, она живет в Финляндии.
Вопрос: Как часто вы видитесь?
Валттери Боттас: В этом году примерно один-два раза в месяц.
Вопрос: Как вы познакомились?
Валттери Боттас: Это произошло на телевизионном шоу с участием молодых спортсменов, через два дня после того, как я подписал контракт тест-пилота Williams. Эмилию тоже пригласили как обладательницу нескольких рекордов Финляндии: ей было 15 лет, когда она участвовала в Олимпийских играх в Пекине. Так мы и познакомились.
Вопрос: Вероятно, вы одна из самых знаменитых пар в Финляндии. Как часто о вас пишут в бульварной прессе?
Валттери Боттас: Действительно, иногда про нас пишут. Однако пока всё было в порядке.
Вопрос: Вернемся к спортивной составляющей. Хеви Пухолар говорил, что ваша сильная сторона – стабильная скорость в любой ситуации, даже на незнакомой трассе…
Валттери Боттас: Думаю, когда дело доходит до изучения новых трасс или тестирования новых деталей машины, у меня нет проблем с тем, чтобы во всём разобраться. Я всегда умел быстро адаптироваться. Надеюсь, в какой-то момент сезона это пойдет мне на пользу.
Вопрос: Эти качества зависят от таланта или от подхода к работе?
Валттери Боттас: Я бы сказал, 50 на 50. Конечно, должны быть естественные предпосылки к тому, чтобы быстро находить предел. Однако необходимо постоянно анализировать свои действия, чтобы понимать, в каких областях можно прибавить в скорости. Не стоит думать, что всё получается автоматически, само собой – это требует детального осмысления.
Вопрос: Учитывая вклад Тото Вольффа в Williams, команде его сильно не хватает?
Валттери Боттас: Разумеется, жаль, что мы его потеряли. Его стиль иногда был довольно жёстким, но он никогда не боялся принимать решения. Было бы прекрасно, если бы он остался, однако я понимаю его ситуацию. Не каждый день появляется такая возможность. Для Тото это великолепный шаг вперед, и я очень за него рад.
Вопрос: Какой самый ценный совет он вам дал?
Валттери Боттас: Он постоянно говорил мне, чтобы я использовал свой талант и всегда выкладывался на 100%.
Вопрос: Насколько полезной оказалась помощь Алекса Вурца в 2012 году, когда он был наставником гонщиков в Williams?
Валттери Боттас: Для меня его помощь оказалась очень полезной. В прошлом году я не раз принимал участие в пятничных свободных заездах и должен был многому научиться. В Формуле 1 многое отличается от того, к чему я привык в младших гоночных сериях. В техническом плане надо было многое усвоить, и Алекс мне помогал. Мы часто разговаривали по четвергам, а также по пятницам после свободных заездов. Речь шла о малозаметных нюансах пилотажа, но благодаря своему опыту, он давал мне советы. Было бы глупо не слушать их. Конечно, можно экспериментировать на свой страх и риск, но тогда вы потратите гораздо больше времени.
Вопрос: Клэр Уильямс говорила, что вы очень спокойный человек. Так и есть, или спокойствие – это лишь маска?
Валттери Боттас: Спокойствие у меня в крови. Вам не поможет, если вы будете постоянно нервничать.