Исполнительный директор McLaren Зак Браун рассказал о ситуации в команде, о перспективах сотрудничества с Honda и Фернандо Алонсо, а также о том, как идёт взаимодействие участников чемпионата и Liberty Media.
Вопрос: Что вы думаете о сегодняшней ситуации, когда команды практически не работали на трассе во время пятничных тренировок?
Зак Браун: Это плохо, это ужасно, хотя есть и другие соревнования, которые проводятся на открытом воздухе, например, теннисный турнир в Уимблдоне, где матчи тоже отменялись из-за неблагоприятной погоды. По-моему, в будущем мы должны выработать план действий на случай таких обстоятельств.
Возможно, в ситуации, подобной той, что была сегодня, можно было бы, например, пускать болельщиков в паддок… В общем, такой план у нас должен быть, но пока его нет. Повлиять на погоду мы не в состоянии, но такой план вполне можно составить.
Вопрос: Кто должен выступить с таким предложением? Владельцы коммерческих прав? Команды? Что сейчас мешает вам отправить своих гонщиков пообщаться с болельщиками?
Зак Браун: Ничего не мешает, так что это хорошая мысль. Мы видели, как Льюис Хэмилтон вышел к трибунам, Фернандо веселился в боксах, тоже стараясь как-то развлечь болельщиков, но сейчас в Формуле 1 наступила новая эра, когда команды по-настоящему активно сотрудничают с хозяевами чемпионата – в конце концов, мы все вместе отвечаем за то, чтобы болельщикам было интересно – и тем, кто на трибунах, и тем, кто у телеэкранов.
Вопрос: Что вы думаете о теоретической возможности переноса гонки, если в воскресенье погода будет такой же, как сегодня? Какое решение было бы оптимальным в этой ситуации?
Зак Браун: Если бы мы точно знали, что в воскресенье погода будет такой же, как сегодня, тогда можно было бы провести гонку в субботу. Но проблема в том, что, вероятно, раньше воскресенья мы этого не узнаем. Понедельник – тоже не вариант из-за логистики, ведь гонка в Бахрейне пройдёт уже в следующий уик-энд. В общем, не исключено, что принимать решение будет непросто… В любом случае, его нужно принимать, прежде всего учитывая интересы зрителей.
Вопрос: Очевидно, что в начале сезона ваша команда оказалась в сложном положении. В какой мере можно говорить о прогрессе, достигнутом McLaren и Honda после тестов?
Зак Браун: Безусловно, мы добились определённых улучшений, прежде всего в области надёжности. Но в Китае многое зависит от мощности моторов, поэтому мы ничего не имеем против дождя. Предвижу, что в этот уик-энд нам придётся сложнее, чем в Австралии.
Так что ситуация не слишком радостная, но в нашей команде работают очень опытные профессионалы, мы знаем, в чём наши проблемы и работаем над их устранением. Все понимают, что это не может произойти за один день…
Вопрос: И о переходе на двигатели Mercedes речь не идёт?
Зак Браун: Однозначно, мы преданы Honda и всегда будем преданы. Я говорю «всегда», но всё-таки вряд ли это сто лет, это было бы некоторым преувеличением. Но сегодня и в обозримом будущем мы намерены продолжать сотрудничество с Honda. Ещё до начала сезона Юсуке Хасэгава предупреждал, что смена подходов к разработке двигателей может быть сопряжена с определённым риском. Мотористы хорошо понимают, с чем связаны проблемы, что нужно сделать для их решения, и мы твёрдо намерены добиться результатов. Эта работа будет идти в 2017 году, чтобы в 2018-м мы могли вернуться на те позиции, которые хотим занимать.
Вопрос: Насколько это реалистичные планы?
Зак Браун: Думаю, мы сможем рассчитывать на значительный прогресс по ходу сезона. Если вы в состоянии поддерживать высокие темпы модернизации, то улучшений можно добиться уже к началу европейской фазы чемпионата. Полагаю, все выездные гонки будут сложными, но надеюсь, что признаки прогресса мы увидим уже на европейских этапах.
Вопрос: Рассчитываете ли вы, что Фернандо Алонсо останется в команде и после 2017 года?
Зак Браун: Мы с Фернандо договорились, что подождём до лета, и эти договорённости были достигнуты ещё до начала сезона. Всё, что он хочет – это выигрывать гонки, но того же хотим и мы. Также у нас есть Стоффель Вандорн, он тоже прекрасный гонщик, поэтому состав команды очень сильный. Разумеется, со Стоффелем у нас долгосрочные отношения. Мы хотели бы сохранить и Фернандо, но переговоры на эту тему начнутся летом.
Вопрос: А если он получит предложение от какой-либо другой команды, он обязан будет вам рассказать? Может быть, он уже с кем-нибудь ведёт переговоры?
Зак Браун: Этого я не знаю, я не проверяю его мобильный телефон! (смеётся) Но мы договорились, что до того, как мы обсудим дальнейшие перспективы сотрудничества, а это запланировано на лето, он не будет связывать себя обязательствами с кем-то ещё.
Вопрос: Могло бы шасси McLaren по эффективности сравниться с Mercedes или Ferrari, если бы у вас был более мощный двигатель?
Зак Браун: По-моему, в команде уверены в нашем шасси, хотя в полной мере оценить его эффективность мы сможем только тогда, когда прибавим в скорости. У нас был составлен список, в котором более двадцати пунктов – всё это первоочередные задачи, которые необходимо решать, занимаясь доводкой шасси. Этот план выполнен на 99%, и мы не сомневаемся, что у нас очень хорошая машина.
Вопрос: У вас хорошие отношения с Liberty Media, и недавно прошло большое совещание, на которое были приглашены руководители команд и представители других заинтересованных сторон. Вы можете что-то рассказать об итогах этого совещания?
Зак Браун: Да, конечно. Шон Братчес, Росс Браун и Чейз Кэри пригласили руководителей всех команд, чтобы рассказать о своём видении будущего Формулы 1. Всё прошло спокойно, мы все высказывали различные идеи, и основными темами была работа с болельщиками, экономика спорта, распределение призовых – кстати, с этим вопросом будет сложнее всего разобраться. Но мы все, в том числе и McLaren, заняты общим делом, поэтому прежде всего нужно определиться, что требуется сделать в интересах нашего спорта. После этого можно будет приступать к поиску правильных решений.
Мы обсуждали проблему сокращения расходов, говорили о бюджетах, о стоимости двигателей, так что дискуссия была весьма продуктивной. В Liberty Media мыслят в правильном направлении и теперь попытаются реализовать некоторые идеи, выступив со своими предложениями в середине года или ближе к концу, чтобы мы получили представление, что будет происходить в 2020-2021 гг.
Вопрос: Значит, вы надеетесь, что Формула 1 будет скорее похожа на совместное предприятие, в котором участвуют команды и FOM, чем на диктатуру?
Зак Браун: Да.
Вопрос: В какой мере может усилиться влияние команд на принимаемые решения?
Зак Браун: По-моему, в Liberty очень заинтересованы в том, чтобы услышать наши мнения. При этом хозяева чемпионата всё-таки они, поэтому им предстоит принимать решения, которым команды должны следовать. По-моему, между нами уже налажен нормальный диалог, но на каком-то этапе они скажут, какими будут правила, и мы должны играть по этим правилам.
Вопрос: Вообще-то, правила устанавливает FIA, а не FOM…
Зак Браун: Я понимаю, но в Liberty проводят много времени в общении с FIA, чтобы найти наилучший способ взаимодействия. В Формуле 1 есть три заинтересованных стороны, и обычно даже двум из них трудно прийти к согласию, а про все три я уже не говорю. В конечном итоге именно Liberty – хозяева чемпионата, и их голос должен быть определяющим, если говорить о будущем спорта. В McLaren в полной мере поддерживают этот подход.
Вопрос: Ваше мнение о гибридных силовых установках – должны ли они остаться в Формуле 1 в будущем?
Зак Браун: Думаю, гибридные технологии очень важны для будущего, но также важен вопрос цены. Двигатели обходятся McLaren не очень дорого, но если говорить о том, что нужно делать в интересах спорта, то создание современных силовых установок слишком затратно. Посмотрите на двигатели, которые используются в IndyCar: там они стоят один-два миллиона долларов на сезон на одну машину. А команды Формулы 1 платят по 18-20 миллионов за две машины. Понятно, что за один миллион проблему не решить, потому что в IndyCar намного менее сложные силовые установки, но должно быть какое-то промежуточное решение.