С управляющим директором Renault Sport F1 мы встретились в воскресенье, за три часа до старта гонки, на втором этаже гостевого домика Buddh International Circuit под номером 5, который Renault Sport по ходу индийского уик-энда делила с FOM Берни Экклстоуна.
Кобе заставил себя подождать пять минут – ровно через столько переговорную покинул руководитель Toro Rosso Франц Тост. Кобе вышел следом, протянул руку и представился: «Жан-Франсуа». Мы зашли в кабинет с огромными витринными окнами, босс Renault Sport устроился в кресле, и следующие полчаса уделил F1News.Ru...
Жан-Франсуа говорит с шикарным французским акцентом. Уверенно, делая многозначительные паузы. Шеф Renault Sport четко знает, когда надо задумчиво посмотреть в окно, когда откинуться на спинку кресла, когда чуть поправить очки и когда засмеяться. Кобе смеется громко. Почему бы не отпустить удачную шутку про программу Toyota в Формуле 1? Жан-Франсуа не отказывает себе в удовольствии.
Формула 1 живет в ожидании вступления в силу нового технического регламента. Регламента, принятого во многом благодаря усилиям Renault и Кобе лично. Менее чем через полтора года команды Формулы 1 приступят к тестам автомобилей с новыми двигателями, турбированными V6 с гибридными установками, объемом 1,6 литра.
Гонки Гран При станут другими, и Кобе не боится признать, что изменятся они, возможно, не в лучшую сторону. «Да», – говорит Жан-Франсуа, признавая возможное возникновение проблем, и даже, больше того, их предрекая. Потом делает паузу, будто раздумывая, откинуться ему сейчас на спинку кресла или просто посмотреть в окно, и продолжает...
Вопрос: Мсье Кобе, вам нравится Формула 1 в этом году?
Жан-Франсуа Кобе: Да. Это интересное шоу. В этом году нет пилота, который выигрывал бы все гонки подряд, как в прошлом году это было с Себастьяном [Феттелем]. Регламент стабилен, командам сложно добиться серьезного прогресса по сравнению с прошлым сезоном, особенно если мы говорим о лидерах. От Мельбурна до Сильверстоуна все боролись практически на равных. Да, последние две-три гонки Red Bull отработала лучше. Мы видим результат. Но все равно – борьба продолжается.
Вопрос: В любом случае, команды достаточно близки друг к другу – с этим спорить сложно. Вы думаете, ситуация изменится через полтора года?
Жан-Франсуа Кобе: Да. В следующем году все останется как сейчас – регламент будет тем же, но в 2014-м нас ждут большие перемены. Моторы станут определяющим фактором. Сейчас результат зависит в первую очередь от шасси, потом от пилота и только после этого – от мотора. В 2014 году последовательность станет другой: двигатель, шасси, пилот. Или пилот, а потом шасси – как вам угодно. Главное, что мотор будет стоять на первом месте. Так что, да – нас ждут перемены.
Вопрос: Может так получиться, что пелотон будет разбит на несколько групп только из-за разницы в двигателях?
Жан-Франсуа Кобе: И снова – да. С точки зрения аэродинамики, я не думаю, что разница между командами будет слишком велика. У инженеров становится всё меньше свободы в этой области. Мне кажется, мы получим близкие по своим характеристикам шасси. Но будет огромная разница в характеристиках двигателей. В первой гонке, даже в нескольких первых гонках, отрывы будут большими.
Вопрос: Что вы думаете об этом как болельщик, как человек, увлечённый Формулой 1? Сейчас все в восторге от шоу. По крайней мере, от того, что было в начале сезона...
Жан-Франсуа Кобе: Я скажу так. Этим двигателям, я говорю про V8... Им 25 лет. Они устарели. Нам нужны новые правила. И это касается не только моторов. Сейчас, чтобы получить преимущество, надо потратить много денег на аэродинамические исследования. Если у тебя большой бюджет – ты будешь впереди, сможешь развивать машину быстрее.
У каких команд сейчас самые большие бюджеты? (начинает загибать пальцы) Red Bull. Ferrari. McLaren. Посмотрите на Lotus. Они в шести-семи десятых секунды позади, хотя в начале чемпионата были рядом. Если у тебя есть деньги – ты борешься за победы. И так было всегда. С Ferrari, с McLaren...
Нет, постойте, было исключение. Помните Toyota? Много денег, но нет результатов (смеётся). Это неудачный пример. В основном все происходит по-другому. Чтобы избежать этого, чтобы сохранить Формулу 1, нам нужны новые правила.
Забудьте про ограничение бюджетов. В этом нет смысла. Нужны меры, которые бы лимитировали возможности команд, возможности инженеров. Но не сами бюджеты. Да, сейчас мы делаем шоу. Но это шоу обеспечивают деньги, а не регламент. Мы можем и должны сделать расходы меньше, но при этом сохранить борьбу лучших инженеров, лучших пилотов.
Вопрос: Почему новая формула двигателя в Формуле 1 настолько важна для производителей, для Renault, в частности?
Жан-Франсуа Кобе: Зачем нам новые моторы? Чтобы остаться в Формуле 1. Если бы FIA не приняла новый регламент, если бы Формула 1 не отказалась от V8, мы бы ушли. Кроме Cosworth, Ferrari и, возможно, хотя я в этом очень сомневаюсь, Mercedes-Benz, никто бы не был заинтересован.
Никому не интересны V8. Зачем тратить 100 миллионов долларов на то, чтобы производить V8, у которого на данный момент уже нет никакой связи с современной автомобильной промышленностью?
Сейчас производителям интересны экономичные двигатели маленького объема, гибридные технологии, электрические моторы. В нашем случае... Я объясню. Главная причина, по которой мы, Renault, продали свою команду – новый проект, новая формула двигателя. Для нас это стратегический ход. Нам интересна новая Формула 1. Я думаю, такой же ответ вы получите от Volkswagen, Audi, Porsche и других производителей.
Вопрос: Вы ожидаете, что в ближайшие годы придут другие производители?
Жан-Франсуа Кобе: Без сомнений. Но нам нужно подождать еще два года, до 2015-го, прежде, чем мы услышим о таких планах.
Вопрос: Сколько лет потребуется новому производителю, чтобы запустить собственную программу? От момента принятия решения до фактического старта в Гран При?
Жан-Франсуа Кобе: Мы начали свою программу в сентябре 2009 года, чтобы быть на стартовой решетке с новым мотором в 2014-м. Думаю, потребуется три года. Минимум. По нескольким причинам: у них нет людей, нет инженеров, им надо построить базу, стенды. Нужна структура. Это стратегическое решение, оно должно быть взвешенным, ведь затраты будут большими.
Многое зависит от того, как будет развиваться экономическая ситуация в Европе. Сегодня я не могу себе представить, чтобы совет директоров какой-либо марки одобрил программу в Формуле 1. Это невозможно. Я не думаю, что BMW или Honda сейчас могут себе это позволить. Возможно, на это решится Hyundai, но я не уверен. В любом случае, сначала надо посмотреть за тем, как будет развиваться ситуация. Если рынки будут расти, производители придут.
Вопрос: Многие критикуют FIA за то, каким образом будет осуществлен переход. За прошлогоднюю смену регламента с рядной четверки на V6. Вы довольны тем, как это было сделано?
Жан-Франсуа Кобе: Да. (пауза) Потому что, прежде чем вносить изменения в регламент, они провели огромное количество исследований. Они обратились к производителям, не только тем, что сейчас представлены в Формуле 1: GM, Toyota, BMW, Honda, Porsche, Audi, к нам. Они спросили, какими будут моторы дорожных автомобилей в 2020 году? Мы спорили, обсуждали идеальную формулу двигателя и пришли к решению. Это не инициатива FIA. Это требование времени.
Вопрос: Вас больше устраивал первоначальный проект? Четыре цилиндра в ряд?
Жан-Франсуа Кобе: Да. Для нас это был бы идеальный вариант, но он не устраивал Ferrari и Mercedes-Benz. Я могу их понять, они же до сих пор производят V12 (смеётся). У них нет рядных четверок, и Ferrari просто отказалась начинать работать над таким проектом. Были дебаты между Карлосом Гоном, Лукой ди Монтедземоло, Берни, Жаном Тодтом. В итоге план был изменен. Для нас это обернулось дополнительными тратами, но важнее то, что сейчас регламент устраивает всех производителей.
Вопрос: Какими вам видятся первые сезоны после смены регламента? Если в 2014 году мы поймем, что у нас три совершенно разных двигателя, и одни машины намного быстрее других только из-за моторов, как снова подарить болельщикам шоу?
Жан-Франсуа Кобе: Мы – Mercedes, Ferrari и Renault – провели множество дискуссий с FIA на тему омологации. Решение принято. В первый год правила будут «открытыми». Будет возможность избежать того, чтобы одни машины были на три-пять секунд быстрее, чем другие. Не сразу, но в итоге отрывы сократятся.
У нас та же задача, что и у FIA. Нам нужна интересная Формула 1, мы часть этого шоу. Так что в первый год у каждого из производителей будет шанс улучшить двигатель. Следом, шаг за шагом, правила будут становиться все жестче.
У нас есть два варианта. Первый – вернуться в прошлое, когда моторы менялись после каждой квалификации и каждой гонки. Вернуться к гонке бюджетов. Ferrari, Mercedes-Benz, BMW, Toyota всегда хотят победить. Но раньше, чтобы победить, необходимо было потратить очень много денег. Проблема заключалась в том, что они тратили столько – каждый по отдельности, – что окупить вложения могла только победа в чемпионате. Если они становились третьими или четвертыми, они уходили.
Предложение Макса Мосли по заморозке регламента – отличный вариант. Когда мы построили нынешние двигатели, Mercedes-Benz был впереди. Разница составляла примерно 50 лошадиных сил. Но сократить отрыв было возможно. В итоге сейчас у нас отличное шоу. Это второй вариант. Тот, который мы выбрали. 2014 год будет «открытым», затем начнется постепенная «заморозка» регламента.
Вопрос: Но нет ли в этом противоречия? Сейчас три производителя тратят огромные деньги, сотни миллионов долларов, чтобы разработать новые моторы и при этом опередить конкурентов. К 2014 году кто-то окажется лучше, получит преимущество. Но только для того, чтобы его потерять спустя год или полтора...
Жан-Франсуа Кобе: Моторы никогда не будут одинаковыми. Можно сократить отрыв, скажем, с 50 лошадиных сил до 10. Разница в мощности будет не столь заметна. Но мощность – это не всё.
Простой пример: если твой двигатель получился тяжелее, чем другой, с этим уже очень сложно что-то поделать. Можно постараться добиться преимущества в других областях: батарея, инжектор, но сделать его таким же легким, как у соперника, уже не получится. Разница сократится, отрывы станут не настолько большими. Но тот, кто построит лучший двигатель с самого начала, останется лучшим. Такой вариант нас устроит (смеётся). Но нам тоже нужно шоу.
Вопрос: Есть другая проблема. Мы сейчас столкнулись в дверях с Францем Тостом. Не далее как полтора месяца назад он сказал, что вопрос: «Будут ли новые двигатели дороже?» – не стоит. По его мнению, вопрос лишь в том, насколько дороже они станут и смогут ли их себе позволить маленькие команды...
Жан-Франсуа Кобе: Нам нужно прийти к соглашению между производителями, командами и FIA о максимальной сумме контракта на сезон. Сейчас идут переговоры.
Нужно понимать, что нет такого понятия, как стандартная цена. Нет даже двух команд на решетке, которые платили бы за моторы одинаковую сумму. Даже если это двигатели одного и того же производителя. Кто-то получает скидку, мы выступаем в качестве спонсора, есть различные варианты технического сотрудничества. Сейчас в первую очередь нам надо определить максимум. После этого мы начнем переговоры с командами о контрактах. Все прояснится к январю-февралю 2013 года.
Вопрос: Многих волнует надежность моторов. Мало того, что это новые двигатели. По регламенту лимит сократится с восьми до пяти моторов на машину за сезон. А перед началом сезона у команд будет 12 тестовых дней...
Жан-Франсуа Кобе: Все просто. В первой гонке несколько машин не доберутся до финиша (смеётся). Но это Формула 1. Она всегда была такой. Сегодня, когда случается поломка двигателя, это становится сенсацией. Второй отказ – скандал. Но в прошлом таких сходов было огромное количество.
В 2014 году, в начале сезона, сходов будет много, я в этом уверен. Необязательно, что непосредственно из-за поломок моторов. Автомобиль Формулы 1 – это сложнейшая конструкция. Все элементы должны работать идеально, соответствовать друг другу. Но, да, мы увидим дымящиеся моторы.
Вопрос: Что можно сделать, чтобы предотвратить это? Или, по крайней мере, минимизировать количество отказов? Какие в этом отношении планы конкретно у Renault? Кто-то говорит, что можно построить прототип для «24 часов Ле-Мана», обкатать мотор на совершенно другом шасси...
Жан-Франсуа Кобе: Я могу вам сказать, что будет. Мы не приступим к дорожным испытаниям, по крайней мере до декабря 2013 года – января 2014-го. У Ferrari такие же планы.
Вопрос: Команды хотели бы получить два дополнительных дня, возможно, осенью, чтобы просто разобраться с двигателями...
Жан-Франсуа Кобе: Они... (пауза) Послушайте, если мы собираемся устроить такие тесты осенью, то им придется сделать машину для 2014 года в середине 2013-го. Вы представляете, какой нужен для этого бюджет? Нам в свою очередь нужно будет предоставить им прототип двигателя.
Главная проблема – в цене. FIA, три производителя договорились, что тестов не будет до декабря. Mercedes-Benz хотел начать испытания в следующем году в июле. Как они собирались это сделать? С новым двигателем и с новым шасси? С переходным шасси? Его надо будет построить только для тестов. Это взорвет бюджеты. И командам от таких тестов станет только хуже.
Вопрос: Когда вы сформируете список клиентов? Командам нужны будут технические данные о моторах, чтобы начать работать над машинами...
Жан-Франсуа Кобе: У нас есть четкое понимание, с кем мы хотим работать. Мы хотим стабильности. Хотим сохранить четыре команды, но, если будет необходимо, готовы обслуживать и пять. Многое будет зависеть от того, сколько вообще останется команд. Я не уверен, будет их 12 или, скажем, 11. Три производителя могут поставлять моторы всем командам. У нас есть четыре клиента, но есть возможность обслуживать пятерых. Больше – вряд ли.
Текст: Олег Карпов