В конце 2009 года FIA признала дебютный Гран При Абу-Даби лучшей гонкой сезона. Отчасти это заслуга Ричарда Крегана, возглавлявшего Abu Dhabi Motorsport Management, компанию, ответственную за организацию и проведение этапа Формулы 1 и развитие автоспорта в Объединенных Арабских Эмиратах. С тех пор команда ирландского специалиста провела пять успешных Гран При и более 400 других масштабных событий.
Сейчас он выступает международным консультантом Гран При России и считает этот проект не менее перспективным, чем остальные. В интервью F1News.Ru Ричард Креган рассказал об особенностях подготовки к гонке, которая пройдет с 10 по 12 октября этого года.
Вопрос: В 2008 году вы возглавили Abu Dhabi Motorsport Management, а через год Гран При Абу-Даби был признан FIA лучшим в сезоне. Какими были особенности работы над тем проектом, и чем он отличается от работы в России?
Ричард Креган: Поездка в Россию преподнесла мне большой сюрприз в плане существующей в Сочи инфраструктуры Олимпийского парка. Это была приятная неожиданность. Как правило, организуя Гран При, вы думаете об инфраструктуре, передвижении людей, стремитесь, чтобы этот опыт оказался для них приятным. В Сочи всё это уже существовало, что заметно упростило нашу работу. Это большая разница.
Гран При Абу-Даби – это удивительный проект, мне было очень приятно в нём участвовать. Первая гонка прошла в 2009-м, а затем на протяжении пяти лет билеты полностью раскупались. Уверен, что в этом году ситуация не изменится.
Я не сомневаюсь, что Гран При в Сочи окажется не менее успешным. В России огромное желание провести этот этап. Здорово, что это первый Гран При России: первая гонка всегда получается великолепной. Ощущения невероятные. Приятно снова оказаться в подобной ситуации.
Вопрос: Возникали ли у вас какие-либо проблемы с организацией?
Ричард Креган: Как я уже говорил, я никогда не был в России прежде. В конце 2012 года я впервые встретился с Дмитрием Козаком. В любом случае, мне нравится этот город, я считаю Москву красивым городом.
Нет, никаких проблем не возникло. Все были готовы помочь, всячески поддерживали. Мне кажется, это отличное место, и сюда должно приезжать больше людей.
Вопрос: Значит, всё прошло по плану?
Ричард Креган: Да.
Вопрос: Что вы думаете об эффективности работы российской команды организаторов?
Ричард Креган: Любое спортивное событие подобного масштаба оказывается в новинку, поэтому всегда будут вопросы. Мой личный девиз: проверять, проверять и еще раз проверять. Именно три раза. Я всегда говорю своим сотрудникам две вещи: будьте внимательны к деталям и тщательно всё проверяйте.
Мне кажется, в России это в любом случае происходит, поскольку все проверяют документы, по крайней мере, три раза, прежде, чем их одобрить. Как только вы поймете эту систему и привыкнете к ней, всё в порядке. Полагаю, из-за этого в некоторых аспектах наблюдается бездействие, но у нас всё продвигается.
Мы пользуемся отличной поддержкой на всех уровнях всей вертикали власти. Все стараются помочь нам в проведении Гран При: и местные власти, и различные министерства. У нас много работы. Я это знаю. К тому же, у нас не так много времени, но всё будет готово, и всё будет в порядке.
Вопрос: Как повлияло проведение Олимпиады на подготовку к Гран При? Она помогла в организации этапа или создала дополнительные препятствия?
Ричард Креган: Нет. Во всех смыслах Олимпиада прошла спокойно и на отличном профессиональном уровне. Для нас большой плюс, что мы получили возможность привлечь людей с опытом организации Олимпийских игр.
Одна из проблем, с которой мы столкнулись до Олимпиады – найти людей, способных участвовать в этом проекте. После Игр мы нашли отличных профессионалов с большим опытом проведения крупных событий. Для нас Олимпиада – это источник инфраструктуры и хороших профессионалов, ставших отличным дополнением к команде.
Вопрос: Возвращаясь к разговору о Гран При Абу-Даби. Несколько лет назад вы сказали, что главная цель проекта – приносить доход. Она достигнута?
Ричард Креган: Проведение Гран При – один из наиболее эффективных способов вывести на международный уровень страну, город или трассу. Что сделала Формула 1 в Абу-Даби? Она помогла повысить популярность этой страны.
Вторая вещь, которую надо сделать при подготовке этапа Формулы 1 в любой стране – разработать такую коммерческую модель, чтобы трасса приносила доход. Мне кажется, в Абу-Даби добились невероятных успехов в этом деле. Там работала отличная команда. То же самое мы сделаем в Сочи, но это потребует времени.
Дело в том, что после первого Гран При поддержка растет. Все видят, что в Сочи есть отличный проект, поэтому мы с коммерческой службой работаем над коммерческим планом на следующие пять лет. Я не сомневаюсь в том, что он окажется успешным. Сочи – это очень популярное место: там круглый год много отдыхающих. Туристы приезжают в Сочи уже сейчас, что приятно видеть после Олимпиады, и я считаю, что это поможет нам развивать коммерческую модель для трассы.
Вопрос: Интерес болельщиков к предстоящей гонке огромен. Появятся ли дополнительные трибуны?
Ричард Креган: Мы обсуждали этот вопрос. Конечно, в первый год вы пытаетесь понять интерес к гонке, рассчитать, сколько людей на нее приедет. Сегодня утром прошла предварительная продажа билетов для тех, кто отправил свою заявку на сайт. Эти продажи прошли отлично. В три часа началась продажа остальных билетов. Посмотрим, как она пройдет.
Плюс этого автодрома в том, что мы можем легко увеличить количество временных трибун. Надо оценить интерес к этой гонке. Но мы должны думать и о следующем Гран При в мае. Мы хотим развивать этот проект в долгосрочной перспективе. Увеличить вместимость автодрома очень легко – при необходимости мы можем принять до 70 000 или 80 000 людей. Но мы должны быть очень осторожны и качественно провести гонку. Главное – не число зрителей, а качество организации.
Вопрос: В этом году ходило много разговоров о звуке новых двигателей. Он вам понравился?
Ричард Креган: Впервые я вживую услышал звук мотора в Барселоне на Гран При Испании. Я провел в автоспорте всю свою жизнь, поэтому, будучи очень щепетильным болельщиком, я немного расстроился, потеряв те эмоции, которые вызывал звук двигателя, работающего на высоких оборотах. Мне кажется, что нам нужно что-то еще, чтобы вызвать больше эмоций.
Нужна осторожность: мы не должны сделать звук Формулы 1 комфортным, но я считаю, что нам всё равно надо увеличить уровень громкости, поскольку машины стали заметно тише. В FIA и FOM занимаются этой ситуацией, стараясь ее улучшить.
В остальном, нельзя забывать о технологиях, использующихся в современных машинах Формулы 1. Технологии новых силовых установок удивительны, они были разработаны за очень короткий промежуток времени. Мне кажется, мы должны это учитывать.
Вопрос: Значит, вы считаете, что болельщикам понравится звук двигателя?
Ричард Креган: Я считаю, что необходимо повысить его громкость – он довольно тихий, но его характер изменился. Стало больше механических звуков. Мне кажется, болельщикам он понравится.
Вопрос: Возвращаясь к разговору о сочинской трассе: как она будет использоваться после Гран При?
Ричард Креган: Мы уже начали планировать много корпоративных мероприятий. Достоинство Сочи – субтропический климат, позволяющий использовать трассу круглый год. К нам проявляют огромный интерес автопроизводители, планирующие использовать трассу для презентаций и корпоративных событий. Полагаю, она будет загружена.
Мне кажется, что трасса в Сочи новаторская в плане того, чего добился Герман Тильке, используя существующую инфраструктуру. Конечно, существуют городские трассы, в частности Сингапур и Монако, но плюс сочинской трассы в том, что она создана вокруг существующей инфраструктуры и использует ее. Благодаря этому ее гораздо дешевле построить, и она обладает экономической обусловленностью. Мне кажется, это уникальная трасса.