Президент и исполнительный директор Формулы 1 Стефано Доменикали рассказал о своей работе и о перспективах чемпионата в интервью журналу Luxury London.
Вопрос: Что сложнее: руководить командой или Формулой 1 в целом?
Стефано Доменикали: Ха! И то, и другое не так просто. Сложность в том, что это крупный бизнес и большая ответственность. Я не хочу сказать, что сама по себе работа тяжела – она многоплановая, и в ней нужно учитывать много различных нюансов, особенно когда приходится принимать тактические или стратегические решения. Надо многое держать под контролем, в том числе интересы болельщиков, команд и акционеров. В следующем году у нас появится возможность всё объединить, что станет важным этапом на пути развития спорта.
Вопрос: Команды уже работают в условиях ограниченного бюджета, а в следующем году аэродинамика машин станет менее эффективной – всё это должно сократить отрывы между гонщиками и увеличить число обгонов. Какую роль сыграют эти перемены?
Стефано Доменикали: Они сыграют важную роль в спортивном и коммерческом плане. Мы всегда стремились сделать гонки более зрелищными, добиться более плотной борьбы на трассе. Следующий год станет поворотным. Более крупным командам придётся менять свой образ мышления – они уже не смогут тратить на модернизацию техники столько денег, сколько привыкли.
Вопрос: Насколько назрела необходимость привлечь внимание молодой аудитории к Формуле 1?
Стефано Доменикали: На самом деле, это уже происходит – это видно в первую очередь по нашей работе в социальных сетях и соревнованиям по киберспорту. Мы уделяем всё больше внимания такой подаче информации, чтобы молодёжь хорошо её воспринимала. Например, благодаря документальному сериалу Drive to Survive, снятому Netflix, Формула 1 получила немало новых зрителей. Мы уже видим перемены, которых не ожидали в краткосрочной перспективе – например, на Гран При стали приходить более молодые болельщики. Чтобы угодить этой аудитории, мы хотим сделать гоночные уик-энды более привлекательными – с концертами и атмосферой праздника.
Вопрос: Сколько гонок в сезоне следует ожидать в будущем?
Стефано Доменикали: Я считаю, что 23 Гран При – оптимальное число этапов. При этом какие-то гонки могут проходить в новых местах, ведь в Liberty Media хотят поднять планку ещё выше. Организаторы гонок на новых трассах делают такие фантастические предложения, что промоутерам традиционных Гран При нужно работать ещё эффективнее. В этом прелесть сложившейся ситуации – все мотивированы работать ещё лучше. Даже если гонка проходила на той или иной трассе уже лет сто, это больше не имеет значения.
Северная Америка и Азия – два региона, важных для развития бизнеса, хотя и в Южной Африке мы тоже чувствуем серьёзный интерес. В Китае и Южной Корее большая молодежная аудитория, так что у нас серьёзные перспективы в глобальном масштабе.
Вопрос: В следующем году гоночный уик-энд в Монако станет на день короче. Это многих расстроило, ведь пятница традиционно была временем отдыха и вечеринок. Что подтолкнуло вас к такому решению?
Стефано Доменикали: Остальные гоночные уик-энды продолжаются три дня, так что сокращение программы уик-энда в Монако соответствует общей тенденции. Но это не значит, что мы не будем устраивать вечеринку. На самом деле благодаря переменам, которые произойдут в следующем году, каждый день ожидается ещё более масштабное веселье.
Вопрос: Раньше вы работали в Ferrari, и вам эта команда очень близка: есть надежда, что она скоро вновь добьётся успехов?
Стефано Доменикали: Думаю, весь мир Формулы 1 надеется, что уже скоро гонщики Ferrari снова будут регулярно подниматься на подиум. В том числе и я. Это будет непросто, ведь Mercedes и Red Bull Racing добились потрясающих результатов – я впечатлён достижениями Льюиса Хэмилтона и его команды за последние семь лет. Но в этом году Ferrari добилась прогресса, а это здорово для Формулы 1.
Вопрос: В Монце Льюис Хэмилтон чудом избежал серьёзных травм благодаря защите головы гонщика. Вы всегда поддерживали внедрение системы Halo?
Стефано Доменикали: Да, всегда. Я возглавлял комиссию FIA по гонкам на одноместных машинах, когда появилась Halo. Это пример того, что мы думаем о будущем. Формула 1 должна смотреть в будущее. При этом мы должны спрогнозировать, как за элементами безопасности зрители и телезрители будут видеть гонщиков – это важно с коммерческой точки зрения.
Вопрос: Каждый итальянский мальчик мечтает стать гонщиком. Вероятно, у вас тоже была такая мечта?
Стефано Доменикали: Нет! На самом деле, меня всегда привлекала работа по другую сторону трассы. Я разбирался в машинах, но понимал, что мне придётся отказаться от идеи стать гонщиком, я слишком уважаю тех, кто намного быстрее меня.
Вопрос: Когда вы впервые посмотрели Гран При?
Стефано Доменикали: Это был Гран При Италии в Имоле. Мне было 15 лет. Я приехал туда с друзьями и смотрел гонку в повороте Tosa. Мы были воодушевлены, ведь это была первая гонка Формулы 1 на этой трассе, потому что в Монце тогда проводили реконструкцию. А два года спустя я следил за выступлением моего кумира Жиля Вильнёва в той гонке, по ходу которой произошёл его знаменитый поединок с Дидье Пирони.
Вопрос: Вы начали карьеру в финансовом департаменте Ferrari. Как так получилось?
Стефано Доменикали: Я разослал резюме во многие компании, в том числе и в Ferrari. Я вырос в атмосфере гонок, ведь я родился в Имоле, но никогда не думал, что буду работать в столь знаменитой итальянской команде. Я планировал работать в финансовой сфере, но получилось по-другому. Я считаю, что мне повезло: отработать 23 года в Ferrari, затем 5 лет в Lamborghini – это то, о чём мечтает любой итальянский мальчишка. Мне очень повезло.
Вопрос: На руководящей должности приходится нелегко. К кому вы обращаетесь за советом?
Стефано Доменикали: К моей жене Сильвии и к отцу. Они всегда дают хорошие советы. Полезно узнать мнение людей, которые не связаны с Формулой 1. Они отлично знают меня и моё прошлое. К счастью, я не сильно изменился.
Вопрос: Вы переехали из Монцы в Лондон, где находится штаб-квартира Формулы 1. Вам нравится город?
Стефано Доменикали: Моя семья теперь живёт вместе со мной, так что всё в порядке. Но из-за постоянных командировок я вижу родных не так часто, как хотелось бы. Мой 17-летний сын учится в школе-интернате, а моя 15-летняя дочь – в Международной школе, так что всё как обычно.
Вопрос: У вас было время насладиться гонками в этом году?
Стефано Доменикали: Я с замиранием сердца слежу за борьбой Mercedes и Red Bull Racing. По накалу страстей этот сезон действительно впечатляет, ни одна из команд не может позволить себе ни малейшей ошибки. Борьба невероятно острая, и я надеюсь, что она продолжится до финальной гонки сезона в Абу-Даби 12 декабря.