В обстоятельном интервью немецкой Die Welt Берни Экклстоун рассказал о проблемах Формулы 1, перспективах Ferrari и Mercedes, и своём возможном преемнике...
Вопрос: Телевизионные рейтинги падают, количество зрителей на Гран При уменьшается, у нескольких команд финансовые проблемы. В Формуле 1 кризис?
Берни Экклстоун: В Формуле 1 очень часто бывали ситуации, подобные нынешней. Я не знаю, называть ли такое положение вещей кризисом или проблемой. По всему миру крупные компании и концерны время от времени сталкиваются с трудностями, и Формула 1 тоже от них не защищена. Как правило, это финансовые проблемы.
Вопрос: Что конкретно это означает?
Берни Экклстоун: Команды расходуют слишком много денег, они давно перестали обращать внимание на мои предупреждения и на предостережения экс-президента FIA Макса Мосли. Если бы они не выходили за рамки своих бюджетов, всё было бы в порядке. Вместо этого они тратят деньги, которые им не принадлежат. Реальная проблема в этом.
Вопрос: Почему так происходит?
Берни Экклстоун: В сущности, в этом надо упрекать инженеров и технических специалистов. Именно они пытаются убедить руководителей команд, что инновации и разработки необходимы, чтобы стать конкурентоспособнее, оказаться быстрее соперников. Но часто это не более, чем надежда, прибавить в скорости не удается, а деньги тают. Вместе с ними тают надежды, и так продолжается годами.
Вопрос: Знают ли инженеры интересы и потребности болельщиков?
Берни Экклстоун: Те, кто проектирует машину, делают, что хотят, и часто это сходит им с рук. Должен признать, что в этом есть и наша ошибка. Мы говорим им, что хотим получить, и они предлагают высокопрофессиональные решения. Вместо этого мы должны поинтересоваться мнением болельщиков.
Вопрос: Что вы думаете по этому поводу?
Берни Экклстоун: Надо принципиально по-новому управлять делами и двигаться в другом направлении. Нам нужны более мощные двигатели – более 1000 л.с. Они должны хорошо звучать. Нужны широкие шины и машины, выглядящие привлекательно и агрессивно. Такими должны быть настоящие машины Формулы 1. Мы должны к ним вернуться. Это запланировано уже на 2017 год. Нужно дать публике то, что она хочет увидеть.
Вопрос: Что именно?
Берни Экклстоун: Гонщиков, которые сражаются друг с другом на трассе, борьбу колесо в колесо. Никто не интересуется сложными техническими аспектами машин, если они быстры, привлекательны и позволяют гонщикам устраивать хорошее шоу.
Вопрос: Что в вашей работе вызывает больше всего проблем?
Берни Экклстоун: Я поставил Формулу 1 на ноги в те времена, когда ещё мог действовать диктаторскими методами, но я делал это ответственно. Тогда я мог быстро принимать решения, которые в итоге оказывались правильными.
Сегодня Формула 1 – это демократия, никто не в состоянии оперативно принимать правильные решения. Всяких комитетов, рабочих групп и комиссий у нас больше, чем людей, которые разбираются в сути предмета. Иногда главным результатом этих встреч становится назначение даты следующего заседания. Мы можем часами сидеть и что-то обсуждать, а в итоге назначаем новый срок, так ничего не решив.
Вопрос: Вас часто обвиняют в том, что, будучи промоутером, вы забираете себе много денег и меньшую часть передаете командам, хотя некоторые из них с трудом сводят концы с концами.
Берни Экклстоун: Мы ежегодно выплачиваем командам $900 миллионов. Я считаю, что это слишком много, если посмотреть на политику команд в области расходов. Наконец, команды могут зарабатывать за счет спонсоров. Но система такая, какая есть, она согласована с командами. Тот, кто добивается успеха, получает больше. Те, чьи результаты скромнее, получает меньше. По-моему, это справедливо.
Вопрос: Поговорим о проблемах Ferrari. Чего вы ожидаете от команды в 2015-м?
Берни Экклстоун: Вопрос в том, есть ли у них правильные люди. Когда я уговаривал Жана Тодта возглавить Ferrari, команда находилась в таком же положении, как сейчас. В ней было слишком много итальянского. Присоединившись к команде, Жан Тодт всё сделал по-новому, и его активно поддержал Михаэль Шумахер. Я знаю это, поскольку однажды Михаэль сказал мне, что, в сущности, всегда руководил командой. Он знал, какие люди ему нужны.
Вопрос: Сможет ли сыграть такую же роль Себастьян Феттель?
Берни Экклстоун: Я не знаю, появились ли у них подходящие сотрудники, но надеюсь, что Себастьяну удастся создать структуру, подобную той, которую в свое время создали Тодт и Шумахер. Господин Маркионне хочет всеми средствами показать, что способен на это. Михаэль Шумахер был лидером Ferrari. Не думаю, что Себастьяну это по силам. Но Серджио Маркионне считает, что сможет изменить положение дел. Будем надеяться, что у него это получится, ведь это пойдет на пользу Ferrari, Себастьяну и Формуле 1.
Вопрос: Когда Ferrari снова начнет побеждать?
Берни Экклстоун: Говорить об ожиданиях рано.
Вопрос: Когда Феттель объявил о решении перейти в Ferrari, вы были довольны?
Берни Экклстоун: Я лишь подумал, что он слишком быстро сдался, уйдя из Red Bull Racing.
Вопрос: Вы говорили с ним об этом?
Берни Экклстоун: Да, но ему было сложно со мной согласиться.
Вопрос: В 2014-м Феттель часто выглядел нервным и утомленным неудачами...
Берни Экклстоун: Согласен. Себастьяну пришлось нелегко, но это произошло в прошлом сезоне, который оказался непростым для Red Bull Racing. В основном он был разочарован командой. Можно понять, почему он решил с ней расстаться.
Вопрос: Что вы думаете о шансах Феттеля в предстоящем сезоне?
Берни Экклстоун: Едва ли он в этом году сможет бороться за лидерство. Но он это понимает по опыту прошлого сезона и знает, что нужно время, чтобы добиться прогресса. Мы с Себастьяном хорошие друзья, поэтому я полностью его поддерживаю.
Вопрос: Что вы думаете о прогрессе Mercedes?
Берни Экклстоун: Они с самого начала поверили в новый регламент на моторы – это их главное преимущество. Кроме того, они отлично поработали. Если говорить о двигателе, то это великолепный пример инженерного искусства.
Вопрос: Значит, в 2015-м титул снова выиграет один из гонщиков Mercedes?
Берни Экклстоун: Да, и я готов поставить на это всё, что у меня есть.
Вопрос: Многие эксперты считают, что в 2014 году новые моторы не способствовали равной борьбе. Вам нравятся гибридные V6?
Берни Экклстоун: Не думаю, что Формуле 1 нужен такой двигатель. В серийных автомобилях такая концепция не применяется. Я не вижу в этом ничего, что пошло на пользу Формуле 1.
Вопрос: Почему вы так эмоционально реагируете?
Берни Экклстоун: Формула 1 – не место для разработки подобных моторов. У нас гоночный бизнес, развлекательная индустрия. Такой мотор нам не помогает, он слишком дорог и сложен. Однако в Mercedes построили действительно великолепный двигатель.
Вопрос: Тем не менее, Mercedes была наказана, ведь в этом году разрешена доработка моторов...
Берни Экклстоун: Я предпочел бы, чтобы только Mercedes пришлось заморозить двигатели. Однако я не уверен, что это помогло бы соперникам сократить отставание. Предполагаю, что Mercedes сохранит преимущество даже после изменения правил.
Вопрос: Что вселяет в вас такую уверенность?
Берни Экклстоун: Mercedes будет прогрессировать в том же темпе, что соперники. Такая возможность предоставлена всем.
Вопрос: Вы уже 60 лет занимаетесь Формулой 1. Думаете ли вы передать бизнес преемнику?
Берни Экклстоун: Нет, но по понятным причинам с каждым может произойти такое, что в итоге заставит остановиться, хотите ли вы или нет.
Вопрос: Вас раздражает, что вас постоянно спрашивают об отставке?
Берни Экклстоун: Нет. Я не обращаю на это внимания. Для меня всё понятно: если однажды я почувствую, что больше не справляюсь со своей работой, то добровольно её оставлю. Недавно мне снова задали вопрос о каком-то кандидате, который младше меня на 20 лет. Я предложил ему вместе пробежать стометровку. На спор в $10 000. Я сказал: деньги на стол и побежали. Забег так и не состоялся.
Вопрос: Значит, вы хотите отметить столетие, будучи руководителем Формулы 1?
Берни Экклстоун: Посмотрим.
Вопрос: Последний вопрос к самому влиятельному человеку последних десятилетий в Формуле 1. Какие мысли приходят вам в голову, когда вы думаете об инциденте с Михаэлем Шумахером?
Берни Экклстоун: Я ничего не знаю о его нынешнем состоянии. Как ни странно, но он оказался в столь бедственном положении после происшествия на лыжной трассе, а не на гоночной. В этом трагедия всей этой истории. Он много раз попадал в аварии и часто рисковал. Если бы с ним что-то и случилось, то значит, такая его судьба. А сейчас? Драма произошла даже не во время соревнований...